Публикация
Новости. Опубликовано 12/21/2006 00:00  Просмотров всего: 3959; сегодня: 3.

Совет Федерации: предвыборный аудит?

19 декабря 2006 года в 13:00 Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО) и информационное агентство "Росбалт" и провели пятое заседание Дискуссионного клуба "Совет Федерации: предвыборный аудит?".

Двухпалатная структура органов законодательной власти современной России, созданная в начале 90-х годов XX столетия, базировалась на принципах соблюдения баланса интересов федерального центра и субъектов Федерации. Региональные элиты были представлены в Совете Федерации, претерпевшем в своей истории немало изменений. В последние дни принципы рекрутирования членов верхней палаты Федерального Собрания РФ стали одними из наиболее дискуссионных в российском политическом поле.

Почему именно сейчас возник этот вопрос? Какова степень значимости Совета Федерации в структуре российской парламентской системы? Кто заинтересован в изменении существующего статуса-кво? Как может измениться роль обновленного Совета Федерации?

В дискуссии приняли участие: Игорь Борисов, председатель Совета Российского Института избирательного права; Владимир Боушев, главный редактор журнала "Политический маркетинг"; Михаил Делягин, руководитель Института проблем глобализации; Евгений Минченко, генеральный директор Международного института политической экспертизы; Алексей Митрофанов, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству; Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации; Владимир Мединский, соведущий Дискуссионного клуба, президент Российской Ассоциации по связям с общественностью, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму.

Игорь Борисов, председатель Совета Российского Института избирательного права, напомнил о принципах формирования верхних палат парламентов в развитых странах. В государствах "Группы восьми" превалирует косвенный способ формирования верхней палаты. В Канаде – назначаемый сенат, в Англии, Германии и Италии – также непрямые выборы. Прямые выборы существуют только в США и Японии.

Следовательно, надо ставить вопрос о том, какой путь выбрать, европейский или американский и японский. Игорь Борисов убежден, что в России палаты парламента должны быть функционально разъединены по полномочиям и представительству. В верхней палате нашей страны, по его мнению, процесс народного представительства ограничен рамками государства. Возможным вариантом реформирования Совета Федерации может стать формирование некоего аналога РСПП. В этом случае экономические и политические элиты страны направляли бы деятельность нижней палаты, — высказал свое предложение Борисов.

Владимир Боушев, главный редактор журнала "Политический маркетинг", подчеркнул, что реформирование Совета Федерации происходит в соответствии с динамикой политического процесса. Выборная система была сведена на нет потому, что многие места просто покупались, — заявил Боушев. По его словам, "сейчас все идет к выборности сенаторов, но проблема в том, что будет довольно сложно привести этот механизм в соответствие с Конституцией, которую писали впопыхах»". Кроме того, по словам эксперта, демократия, которая была привнесена в нашу страну, не соответствует реалиям. Он выразил уверенность в том, что сенаторами должны быть не представители элиты, а представители регионов. Госдума сегодня также не представляет народ, а, скорее, амбиции региональных элит. Сегодня не столь важно, какой будет мера представительности, надо менять саму систему, — подытожил Боушев.

Михаил Делягин, руководитель Института проблем глобализации, полагает, что проблема реформирования Совета Федерации имеет 2 стороны: формальную и содержательную. С формальной точки зрения, Совет Федерации сегодня не существует. Он обеспечивает своим членам так называемую "синекуру, гарантированную пенсию, теплое место" и т.д. Это своего рода центр представления о коррупции. Гораздо важнее, по мнению Михаила Делягина, содержательная сторона. Даже, если будут выборы в Совет Федерации, в парламенте, скорее всего, будет создана двухпартийная система. В Госдуме доминирующей партией станет "Единая Россия", а в Совете Федерации – "Справедливая Россия". В сегодняшней избирательной системе выборы больше всего напоминают анекдот, поэтому, прежде всего, необходимо оздоровление всей политической системы, - подытожил Делягин.

Алексей Митрофанов, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству, заявил, что в отношении роли Совета Федерации в сегодняшней парламентской системе существует несколько точек зрения. Партия ЛДПР высказывается за упразднение этого органа власти и за сокращение состава Госдумы до 300 человек, как в унитарных государствах. В целом же, по мнению Митрофанова, реформа неизбежна, поскольку Президент уходит, понимая, что нельзя оставлять такую "завертикаленную" систему. Ему нужно переходить к тактике "нескольких ключей", заявил депутат. Выборы в Совет Федерации ничего не дадут, его функции ограничены, так как разработка законов происходит в Думе, а у сенаторов есть только право вето. Депутат также полагает, что монополии одной партии в Госдуме не будет, это, прежде всего, не выгодно уходящему Президенту. По его мнению, наиболее подходящей должностью для Президента мог бы стать пост председателя Конституционного суда. Наиболее оптимальной ситуацией для уходящего Президента могла бы стать следующая: Президент страны, опирающийся не на доминирующую партию, внепартийный премьер-министр, Совет Федерации, состоящий из губернаторов и представителей региональных палат при достаточно независимом суде – так называемая тактика "нескольких ключей".

По мнению депутата, скорее всего, "мы начнем двигаться не к выборам, а вернемся к системе назначения губернаторов. В этом случае, Совет Федерации практически станет аналогом ЦК КПСС, а Дума – аналогом аппарата ЦК КПСС.

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации, считает, что Совет Федерации будет формироваться путем назначения сенаторов. Сегодня Совет Федерации – это резервуар представителей элит, политическая площадка, на которой разворачиваются боевые соединения партии власти номер один. Инициатива о переменах в Совете Федерации исходит, соответственно, от партии власти номер два. В этой связи очень важно институционализировать влияние политических групп. Политолог также полагает, что вероятными вариантами формации верхней палаты парламента могут стать расширенный аналог РСПП (представители экономической элиты) либо консенсусное соотношение политических и экономических групп.

Владимир Мединский, президент Российской Ассоциации по связям с общественностью, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму, напомнил, что изначально формирование Совета Федерации в РФ происходило в результате прямых выборов. Первоначальная цель этого органа власти – представлять территории. Сегодняшний Совет Федерации претерпел кардинальные изменения. В этой связи, возникает вполне закономерный вопрос: какую роль играет сегодня верхняя палата парламента и нужна ли она в существующем виде. Российский сенат как клуб играет роль даже меньшую, чем Палата лордов в Англии. Если играть по правилам "чистой" демократии, то Совет Федерации должен формироваться, исходя из системы многомандатных избирательных округов (по 2 человека от территориального объединения). Вопрос лишь в том, на пользу ли стране "чистая" демократия, - резюмировал Владимир Мединский.

На пятом заседании РАСО были подняты актуальные проблемы формирования Совета Федерации. Эксперты предложили свои сценарии развития ситуации, какой из них окажется наиболее верным, покажет время.



Ньюсмейкер:
Российская ассоциация по связям с общественностью — 87 публикаций

Тематические сайты: Мероприятия, Маркетинговые центры, Монополии, Глобализация, PublisherNews - портал системы продвижения публикаций

Поделиться:
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"