Москва: программа реновации нежилых помещений - получит ли в результате ее реализации что-нибудь малый бизнес?
На пресс-конференции на тему «Реновация нежилого фонда, находящегося в собственности г.Москвы» в среду руководитель Департамента имущества г.Москвы Владимир Силкин рассказал об основных направлениях политики городских властей по использованию нежилых помещений. По его словам, «это будет постепенный плавный переход к рыночным ставкам арендной платы, с сохранением льгот и с выстраиванием определенной системы льготных категорий». Пока в целом ставки арендной платы не установлены, так как Департамент проводит экономический анализ ситуации на рынке, «связанной с налоговыми доходами и вообще с политикой города в целом ряде отраслей». «Мы хотим уйти от того, чтобы городскую собственность использовали разные рантье, - заметил В.Силкин. - Большой пласт таких собственников-риэлтеров уже создан». Он сообщил, что за последние три года город потерял свыше 3 млн кв. м площадей, которые были приватизированы, куплены, перешли в частную собственность, и если такие темпы сохранить, то через 7-8 лет в городе не останется ни метра муниципальных площадей. По итогам всех налоговых реформ город потерял 340 млрд.рублей поступлений в бюджет, и может потерять при переходе от натуральных льгот к денежным ещё от 30 до 40 млрд. руб. В.Силкин подчеркнул, что неналоговое пополнение бюджета является одной из основных задач Департамента имущества, но увеличивать доходы от использования недвижимого имущества путем увеличения ставок арендной платы «мы не может себе позволить, так как увеличение ставок в 3-4 раза не выдержат очень многие арендаторы». Как считает руководитель Департамента имущества, поможет решению данной проблемы программа реновации нежилых помещений, которая позволит создать офисные или производственные помещения, сосредоточенные не только в центре города, а в том числе, и, может быть, в первую очередь в местах массового проживания людей. Это позволило бы также частично решить транспортную городскую проблему. В. Силкин отметил, что когда несколько лет назад был введен институт инвестиционных контрактов, частично проблема восполнения городских площадей решалась, но эта система породила массу побочных проблем. Например, долю в инвестконтракте город был вынужден продавать по очень низким ценам: расчетная цена Департамента имущества около 72$ за кв. м, а реальная цена таких площадей класса «А» на рынке - 800-900$ за кв.м. Вторая проблема - создавались искусственно конфликты с инвесторами, которые строили офисные центры, и потом вынуждены были часть площадей отдавать городу. В. Силкин считает, что эту практику нужно постепенно менять, переходя при заключении контрактов от доли в площадях к денежной форме. Именно за счет этих денежных ресурсов, полагает руководитель Департамента, нужно реконструировать, производить капремонт существующего нежилого фонда. Таким образом, по его словам, программа реновации позволит ежегодно вводить 180 тысяч кв. м новых площадей в местах массовой застройки, в том числе производственных помещений, в т.ч. узкоспецифичных для решения тех или иных городских задач. По мнению В. Силкина, хотя проблема реновации кажется на первый взгляд только технической, но если ее решить, будет решено несколько задач, в том числе задача насыщения рынка объектами недвижимости, а значит, и понижение ставок арендной платы. На вопрос ИА «Альянс Медиа», какой процент и в каком порядке от предусмотренных программой реновации помещений будет отдан льготным категориям, прежде всего предприятиям малого бизнеса, В. Силкин ответил следующее. По его словам, в структуре арендаторов - 43% льготных категорий, 32% - это малый бизнес. Общие выпадающие доходы бюджета от использования площадей льготными категориями - порядка 9 млрд руб. Безусловно, сказал В. Силкин, политика поддержки малого бизнеса путем установления меньшей ставки будет продолжена. «Мы сейчас хотим разработать систему, которая бы решала такие вопросы, как квоты для малого бизнеса, для льготных категорий, потому что вложить сейчас деньги в реновацию и передать их потом льготным категориям - это означает, что срок окупаемости будет 10-15 лет. С точки зрения экономики ничего город не получит, никакого социального эффекта», - отметил он. Такая система будет подготовлена в течение 1-2 месяцев и будет принято соответствующее постановление Правительства города. В отношении конкурсов по вводимым в эксплуатацию помещениям В. Силкин заметил, что Департамент имущества долго дискутировал с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства, который считает, что не надо проводить конкурсов по помещениям, которые передаются малому бизнесу по льготным ставкам. «Мы принципиально против такой постановки вопроса по двум причинам. Первая: из 200 тысяч предприятий малого бизнеса в городе только 12 тыс. арендуют муниципальные площади. Это означает, что всего 6 % МП арендуют муниципальные площади, а 94% - частные, разница в стоимости аренды с которыми порядка 3-4 раза. И это не отражается на стоимости товаров и услуг, которые создают эти 6%», - сказал В. Силкин. Поэтому, считает он, ни ДПРМП, ни Департамент имущества не должны определять, какое малое предприятие должно занимать то или иное помещение, а конкурс. Если есть необходимость в развитии определенного сектора рынка, то Департамент поддержки и развития малого предпринимательства должен определить эти сферы, условия конкурса, а Департамент имущества должен определить арендную плату и рассчитать ее как для предприятия малого бизнеса. «Дальше пусть любые желающие - предприятия малого бизнеса - участвуют в этом конкурсе, и то предприятие, которое открыто и справедливо победило в конкурсе, займет это помещение, а функция поддержки малого предпринимательства будет для города реализована», - заключил руководитель Департамента имущества. ИА "Альянс Медиа"