 |
    ММЦ "ВЛАДИМИР"
 Год основания: 1998 Руководитель: Никерова Ирина Викторовна Штатных сотрудников: 4 человека Интервьюерская база: 70 человек
|
|
|  |
 | Новость |
 |
 |
25 июня 2004 - 13:49 | ММЦ "КУРГАН" | Курица, несущая золотые яйца (Интервью генерального директора ЗАО ММЦ «Курган-Москва» Меньщиковой Ларисы журналисту городской газеты «Курган и курганцы» Светлане Кирсановой)
В течение трех недель группа наших земляков из 10 человек находилась на стажировке в г. Сан-Франциско (штат Калифорния, США) по программе «Сотрудничество профессиональных организаций». В состав группы входили руководители предприятий, относящихся к инфраструктуре поддержки малого бизнеса г. Кургана и области, а также представители Администрации Курганской области и г. Шадринска. Мы беседуем с участником этой поездки, генеральным директором ЗАО «Межрегиональный маркетинговый центр «Курган-Москва» (г.Курган) Меньщиковой Ларисой. Лариса Витальевна, кто организовал эту поездку? Отдел Международных Программ Государственного Университета г.Сан-Франциско. Спонсором выступил Отдел образовательных и культурных программ Госдепартамента США. Все организационные мероприятия в России, в т.ч. отборные туры потенциальных стажёров, проводил Международный Совет по научным исследованиям и обменам (IREX). Расскажите о целях этого визита и своих впечатлениях. Нам была предоставлена возможность познакомиться с американскими предпринимателями, некоммерческими организациями, подобными нашему агентству, направлениями и стилем их работы, взаимоотношением с властью и т.п., то есть, проследить как бы всю «цепочку»: начиная от идеи создания бизнеса, до его открытия и всесторонней поддержки. И, сразу скажу, что все ожидания оправдались. Прежде всего, я остановлюсь на самом понятии – «малый бизнес по-американски». Малый бизнес в США – это предприятия, в которых занято от 20 до 100 человек в промышленности, от 4 до 5 - в торговле, 1–2 в туризме. По имеющимся оценкам, на долю малого бизнеса приходится весьма значительная часть валового внутреннего продукта в США. Малый бизнес – это основа экономики США и, потому там велико число некоммерческих организаций и правительственных структур, основной целью работы которых является оказание помощи и поддержки малому бизнесу, чтобы он на равных мог конкурировать с крупными предприятиями. В 1953 году Конгрессом США было создано Управление по делам малого бизнеса (SBA), одним из важнейших направлений деятельности которого, является предоставление займов для малого бизнеса. Само Управление займы не даёт, оно выступает в качестве гаранта для банков. Получить кредит в банке американскому предпринимателю также непросто, как и в России (нужна кредитная история, наличие опытного персонала, определённый размер выручки и т.п.). Максимальная сумма займа составляет 2 млн. долларов. Как правило, заем предоставляется для расширения бизнеса, выкупа или аренды здания и т.п. В Управлении существует три основных программы займов. Заем малому бизнесу выдается на срок от 10 до 25 лет. Для покрытия своих расходов по выдаваемым кредитам Управление взимает гарантийную плату, размер которой зависит от суммы и срока займа. В том случае, если график платежей нарушается, к работе подключаются ответственные по займам. Они могут предложить бизнесмену компромиссное решение по выплате долга. В том случае, если бизнесмен отказывается «сотрудничать» с Управлением, он автоматически попадает в «чёрный список»: больше рассчитывать на получение кредита ему не приходится. В течение всего минувшего года наш центр совместно с Курганским агентством, отделом малого бизнеса и сектором территориального госзаказа областной администрации реализовывал мероприятия проекта «Разработка механизмов для привлечения субъектов малых предприятий к выполнению госзаказа». Естественно, нам было интересно узнать об опыте работы Управления по данному вопросу. В 2003 году Правительством США было выделено 240 млрд. долларов для поддержки малого бизнеса. Самым крупным госзаказчиком является Правительство США. Именно оно в 2003 году приобрело товаров (работ, услуг) на сумму 247 млрд. долларов, при этом малый бизнес получил госконтрактов на сумму свыше 62,7 млрд. долларов. Кроме того, крупные предприятия 34,5 млрд. долларов отдали малому бизнесу в качестве субподряда (это предусмотрено американским законодательством). При Управлении по делам малого бизнеса существует подразделение по контрактам, которое ведёт реестр фирм – потенциальных поставщиков, выдаёт сертификаты соответствия (это своего рода документ, доказывающий возможности малого предприятия выполнить госконтракт). Малое предприятие выигрывает госконтракт в конкурсном соревновании. Основной критерий – цена. Экономия не сказывается на качестве в отличие от российской действительности. Существует специальный Web-сайт, где бесплатно публикуется информация о предстоящих конкурсах. Конкурсы проводятся в течение года. Российские организации также могут принять участие в конкурсах, если в них нет определённых ограничений. В Управлении есть специальное подразделение, которое оказывает помощь иностранным компаниям, желающим участвовать в тендерах. Те, кто заинтересован в получении подобного рода информации, могут обратиться в наш центр. Не секрет, что в России в области госзаказа существует множество нарушений. Как с этим обстоят дела в Америке? Подобные нарушения есть и в США. Так, контракты реально могут получить бизнесмены, имеющие связи в Правительстве. Продолжительное время привилегии в получении госзаказа в Калифорнии имели малые предприятия, возглавляемые афроамериканцами. Многие малые предприятия не участвуют в госпоставках ввиду боязни, недостаточного опыта, знаний, технической оснащённости. Кроме того, участие в конкурсе требует заполнения большого количества бумаг, а вероятность получения заказа – низкая. То есть причины не очень активного участия те же, что и у российских предпринимателей. И все же вы утверждаете, что малый бизнес в Америке всемерно поддерживается? Инфраструктура поддержки малого бизнеса развита очень хорошо. Малый бизнес – это «курица, несущая золотые яйца». И, поэтому Правительство США делает всё, чтобы его поддержать. При Управлении по делам малого бизнеса создана Ассоциация консультантов. В ней работают опытные консультанты-практики, которые бесплатно предоставят советы, как начать бизнес, преодолеть трудности в управлении фирмой, проконсультируют по финансовым и налоговым вопросам. Помимо индивидуальных консультаций в ассоциации проводятся семинары. Стоимость минимальная – 30-40 долларов за 5 лекций. Наиболее часто американские предприниматели посещают семинары на темы: «Как начать новый бизнес», «Составление бизнес-плана», «Маркетинговое планирование». Кроме того, предприниматели бесплатно могут воспользоваться библиотекой, компьютерами с выходом в Интернет, различными справочниками. Консультации проводятся и на английском, и на русском языках. Интересно, что практически все организации, принадлежащие к инфраструктуре поддержки малого бизнеса, существуют за счёт финансирования частных лиц и корпораций. В этой связи хочется рассказать еще об одной организации - предпринимательском центре «Ренессанс». Ежегодно услугами центра, существующего на частные средства, пользуются более 1000 человек. Для начинающих предпринимателей проводятся тренинг-классы продолжительностью 80 часов (14 недель) на тему: «Как планировать свой бизнес». При центре действует бизнес-инкубатор и женский бизнес-центр. В США женщине сложнее начать бизнес и получить финансы. Мы побывали в Женском Технологическом Центре, основными клиентками которого являются женщины-предприниматели. За пять лет работы центра, его клиентками стали более тысячи женщин. Здесь они получают профессиональные консультации по вопросам анализа финансового состояния фирмы, разработки стратегии развития, создания Web-сайта, поиска инвесторов и т.п. Центр – это некоммерческая организация, половина доходов которой формируется за счет предпринимательской деятельности (обучение, платные консультации). Еще 50 процентов составляют пожертвования частных лиц и компаний. Немаловажную роль в поддержке малого бизнеса играют торгово-промышленные палаты (ТПП). Мы познакомились с работой трех из них: городов Сан-Франциско, Окленда и Милбрэй. Бюджет ТПП на 50 процентов формируется за счёт членских взносов, 50 процентов составляют доходы от предпринимательской деятельности. Основными направлениями работы палат являются: лоббирование интересов малого бизнеса, организация бизнес-встреч, обучающие программы и консультации, рекламная поддержка и т.п. Причём у каждой палаты существует своя «изюминка». Так, ТПП г. Сан-Франциско организует бизнес-встречи «100 на 100», во время которых можно познакомиться с другими предпринимателями: найти клиентов и партнёров. ТПП г. Окленда устраивает бизнес-завтраки с мэром и организует бейсбольные встречи. Особенностью ТПП г. Милбрэй является проведение и подготовка «Фестиваля вина». Нельзя не упомянуть об Ассоциации малого бизнеса, созданной в штате Калифорния. Это тоже некоммерческая организация, уже в течение 24 лет занимающаяся поддержкой малого бизнеса. Ассоциация защищает права работающих (соблюдение работодателями компенсационных выплат, продолжительности рабочего дня, вопросы здравоохранения и т.п.), добивается сокращения бюрократических процедур при оформлении лицензий, участвует в принятии «справедливых» налогов для малого бизнеса, оказывает помощь в получении государственных контрактов, внешнеэкономической деятельности, занимается вопросами повышения квалификационного уровня работников малых предприятий. Следует отметить также, что администрация штата не вкладывает средства в развитие малого бизнеса, она лишь создаёт условия для его полноценного развития, для здоровой конкуренции. Малым предприятиям оказывается помощь в продвижении продукции на новые рынки. Интересен опыт Сан-Франциско, где отдел развития городского хозяйства при мэрии оказывает предпринимательству помощь в получении займов. Отделом разработано три программы займов. Так, заем в размере до 25 тыс. долларов могут получить малоимущие жители, а также начинающие предприниматели. Заём в размере до 100 тыс. долларов, как правило, предоставляется малым предприятиям для приобретения оборудования (товара), ремонта, строительства или аренды. При этом необходимым условием является создание новых рабочих мест. На сумму 35 тыс. долларов, взятых в долг, малые предприятия должны создать хотя бы 1 рабочее место, и не менее 51 процента созданных рабочих мест должно быть предоставлено малоимущим жителям г. Сан-Франциско. Более крупный заём (свыше 100 тыс. долларов) может быть предоставлен тем малым предприятиям, которые участвуют в специальных городских программах, направленных на улучшение экономического развития (благоустройство города, создание новых рабочих мест). Обращаясь за займом, необходимо представить бизнес-план, доказать свою финансовую устойчивость и, продемонстрировать опыт и способность в будущем выплатить долг. Американские предприниматели, пожелавшие экспортировать свои товары (работы, услуги) могут обратиться в Управление торговли США, которое имеет представительства в 24-х странах, в т.ч. в четырех российских городах. Управление поддерживает русскоязычный сайт, где содержится информация о рынках стран СНГ. Одновременно российские предприниматели с его помощью могут лучше подготовиться к ведению бизнеса с американскими компаниями. Есть даже специальные разделы, просмотрев которые можно найти себе партнёров, получить техническую поддержку, пройти обучение. В общем наша поездка оказалась очень полезной и многому нас научила. Кое-что из американского опыта мы постараемся применить на российской земле. Какие впечатления у вас остались в целом? Самые лучшие! Для того, чтобы мы смогли лучше узнать американские традиции, историю, культуры, менталитет, организаторы программы разместили нас в американских семьях. Этих людей, согласившихся три недели находиться под одной крышей с русскими, интересовало буквально все о нашей стране, начиная от семьи и работы до экономической и политической обстановки в России. Мы бесконечно благодарны им за радушный приём и гостеприимство! И, что самое примечательное, мы как-то сразу «освоились», словно всю жизнь были хорошими друзьями. Впечатлений, конечно. Масса. Одно из самых сильных, например, что русскоговорящая часть населения залива Сан-Франциско насчитывает около 200 тыс.человек. И, хотя российский крупный бизнес здесь не представлен, десятки российских специалистов, в первую очередь, в области программирования и компьютерных технологий, работают по частным контрактам. Спасибо вам за интересный рассказ, и – успехов на российской земле! |
|
|
 |
63 | 508 | 4376 | Записей в базах данных: | 111055 | 369440 | 1 | 922 | 13845 |
|
 |