 |
    ММЦ "ВОЛОГДА"
 Год основания: 2005 год Штатных сотрудников: 2 человека Интервьюерская база: 20 человек
|
|
|  |
 | Новость |
 |
 |
15 июля 2004 - 14:50 | ММЦ "ДАГЕСТАН" | Деньги для экономики. Как рационально и эффективно использовать инвестиции
“...Более четко были определены цели и приоритеты республиканской инвестиционной программы. Продолжалась реконструкция морского торгового порта, аэропорта, строительство Ирганайской и Гунибской ГЭС, ряда других объектов. За счет всех источников финансирования завершено строительство Республиканского детского оздоровительного центра, больниц в Новолакском и Хунзахском районах, нового блока Республиканской детской клинической больницы, эндокринологического отделения Республиканского диагностического центра, школ и пристроек к ним на 3800 ученических мест, велось строительство стадиона “Хазар” на 20 тыс. мест и других. Введено в строй автомобильных дорог, линий электропередачи, водопроводных и газовых сетей общей протяженностью более 400 км”. (Из Послания Председателя Государственного Совета Республики Дагестан М.М. Магомедова Народному Собранию Республики Дагестан “О положении в республике и важнейших приоритетах государственной политики в 2004 году”) Инвестиции - основа основ экономического роста и улучшения благосостояния населения любого региона. Не является исключением и Дагестан. Каков его инвестиционный потенциал? И как он используется? Действительно, рост производства во всех сферах народнохозяйственного комплекса и повышение уровня жизни во многом зависят от объема капитальных вложений, то есть инвестиций, направленных на развитие материального производства и на решение социальных вопросов. К сожалению, в нашей республике преобразования в экономике и социальной сфере проходят в условиях тяжелого финансового положения и низкой инвестиционной активности. Трудности в реализации экономических реформ, проводимых в Российской Федерации, сказываются на нашей республике. Многолетняя транспортная блокада Дагестана, его высокая дотационность и зависимость от федерального бюджета, задержки с финансированием федеральных программ и бюджетной сферы, нападение на приграничные районы республики вооруженных бандформирований, ликвидация тяжелых последствий войны и разрушительной стихии - все это вместе взятое отрицательно сказалось на уровне жизни населения горного края. Из-за этих и других объективных причин инвестиционная активность в нашей республике оказалась очень низкой, и мы по ряду показателей отстали от других субъектов Российской Федерации на целых десять лет. Объем инвестиций в основной капитал в период осуществления экономических реформ сократился (в сопоставимой оценке) более чем в 3 раза, в том числе за 1998 год - на 32 процента. Правда, после дефолта объем инвестиций в основной капитал увеличился более чем в 9,9 раза и составил в 2003 году более 10,24 млрд рублей. Разумеется, сумма это солидная. Поэтому иные политики, не сведущие в инвестиционной активности, недоумевают: “Получаем миллиарды рублей инвестиций и не знаем, куда они деваются. Бесследно исчезают, как вода в горячем песке”. Во-первых, это не те инвестиции, какие были до 1998 года. После дефолта из-за суперинфляции эти инвестиции порядком обесценились. Цены на строительные материалы повысились в 5-6 раз. Соответственно потеряли свой вес и инвестиции. Во вторых, несмотря на то, что объем инвестиций после августовского кризиса 1998 года в экономику и социальную сферу увеличился более чем в 9,9 раза по объему капитальных вложений в расчете на душу населения, республика по-прежнему занимает последнее место среди регионов, входящих в Южный федеральный округ, и в среднем по Российской Федерации. Инвестиционный процесс в республике за последние годы приобрел весьма специфические черты. Главной особенностью, характеризующей всю совокупность финансово-экономических отношений в Дагестане, как и в Российской Федерации в целом, является парадоксальная, противоположная рыночной экономике направленность денежных потоков: отток капитала из производственного сектора в финансовый. Это, с одной стороны, усугубляет инвестиционный кризис в производственном секторе, с другой, предопределяет неустойчивость финансово-банковской системы, лишающейся стабильной воспроизводящей основы. В инвестиционный процесс практически не вовлечены сбережения населения республики. А из-за сложной политической напряженности в Северо-Кавказском регионе к нам не идут ни российские, ни, тем более, иностранные инвесторы. Изменение структуры прироста сбережений населения отражает устойчивую тенденцию к повышению удельного веса их наиболее ликвидных форм (наличной иностранной и национальной валюты). Трансформации в инвестиции сбережений через фондовый рынок в нашей республике отсутствуют. У большинства банков, вопреки основной функции кредитного учреждения, фактически отсутствует кредитная стратегия, необходимая методическая база для оценки эффективности и рисков кредитования реального сектора, включая участие в инвестиционных проектах. Банковскую систему отличает крайне слабая увязка управления структурами пассивов и активов, что, с одной стороны, приводит к недоиспользованию даже имеющихся возможностей увеличения сроков кредитования, а с другой, повышает вероятность подрыва ликвидности банков. В этой сложной финансовой ситуации благодаря осуществлению разработанной Государственным Советом и Правительством Республики Дагестан инвестиционной программы капитальные вложения в нашей республике используются рационально и по возможности с наибольшей отдачей. В прошлом году на развитие экономики и социальной сферы республики предприятиями и организациями всех форм собственности использовано инвестиций 10,24 млрд рублей, - на 12,5 процента больше, по сравнению с позапрошлым годом. За пять месяцев текущего года инвестиции в основной капитал, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, возросли на 26,5 процента. В структуре инвестиций в основном капитале преобладает удельный вес частных инвестиций. В прошлом году выполненный объем работ по договорам строительного подряда составил более 6 млрд рублей, что больше, по сравнению с предыдущим годом, на 37 процентов. Динамика темпов строительного подряда также возросла на 37,3 процента. За счет всех источников финансирования за истекший год сдано в эксплуатацию 417,2 тыс.квадратных метров жилья. Из общей площади введенного жилья 93,8 процента возведено индивидуальными застройщиками. За прошлый год, кроме жилых домов, в республике введены в эксплуатацию: общеобразовательные школы на 2610 ученических мест, больницы - на 505 коек, амбулаторно-поликлинические учреждения на 737 посещений в смену, АТС - на 1760 номеров, 3 моста на 110 погонных метров, 59,5 километра линий электропередачи различного напряжения, несколько сотен километров водопроводных и газовых сетей, 48,9 километра автомобильных дорог с твердым покрытием и другие объекты производственного и социального назначения. Постановлением Правительства РД был уточнен объем Республиканской инвестиционной программы республиканского бюджета на 2003 год, который определен в сумме 1336,5 млн рублей, из них 897,5 млн рублей - средства республиканского бюджета и 439,0 млн рублей - федерального бюджета. Из общего объема средств федерального бюджета: 339 млн рублей - в рамках ФЦП “Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации”. Структура Республиканской инвестиционной программы после внесения изменений характеризовалась следующими данными: программные мероприятия по социально-экономическому развитию районов и городов Республики Дагестан и строительству объектов в районах, пострадавших в результате боевых действий и террористических актов, - 1196,6 млн рублей, из них 439,0 млн рублей - за счет федерального бюджета и 757,6 млн рублей - республиканского бюджета, в том числе: Программа социально-экономического развития районов и городов Республики Дагестан - 1176,3 млн рублей. Из них: Программа переселения лакского населения на новое место жительства - 119 млн рублей; развитие инфраструктуры горной зоны - 175,8 млн рублей; предгорные и равнинные районы - 167,9 млн рублей; города (с инфраструктурой ЖКХ) - 268,5 млн рублей; республиканские отраслевые программы и отдельные мероприятия, связанные с реализацией федеральных целевых программ, включая разработку проектно-сметной документации, - 445,1 млн рублей. На строительство объектов в районах и городах, пострадавших в результате боевых действий и террористических актов, выделено 20,3 млн рублей. Республиканская адресная инвестиционная программа составляла 139,9 млн рублей за счет средств республиканского бюджета. В целом на реализацию инвестиционной программы, по состоянию на начало января 2004 года, было выделено - 1310,3 млн рублей, освоено - 1487,2 млн рублей. Уровень финансирования программы составил 98,0 процента, освоения - 113,5 процента. Из федерального бюджета средства поступили в полном объеме - 439 млн рублей. Реализация мероприятий инвестиционной программы в 2003 году осуществлялась планомерно, обеспечивался ежемесячный анализ объема выполненных работ в разрезе заказчиков. В то же время в течение прошедшего года наблюдались определенные трудности с финансированием работ, связанные с неудовлетворительным поступлением средств в республиканский бюджет, что не позволило полностью реализовать намеченное. Вместе с тем необходимо отметить, что данные о вводе в эксплуатацию объектов социальной сферы (особенно жилья) не в полной мере отражают реальное положение, так как органы исполнительной власти городов и районов ослабили контроль за строительством на своих территориях, длительное время не оформляется в установленном порядке приемка завершенных домостроений. Тяжбы между заказчиками, подрядчиками и администрациями тянутся месяцами. Особенно неблагополучная ситуация создалась в индивидуальном жилом секторе. Начавшаяся несколько лет назад работа по инвентаризации жилого фонда так и не была завершена. Тысячи домостроений, особенно возведенных в санитарно-защищенных зонах, не регистрированы и висят “в воздухе”, а бюджет теряет миллионы рублей доходов, которые должны были поступать в его доходную часть в порядке налога на недвижимое имущество с индивидуальных домовладельцев. Гаджибала Хидиров |
|
|
 |
63 | 508 | 4376 | Записей в базах данных: | 111055 | 369440 | 1 | 922 | 13845 |
|
 |