Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "АЛМАТЫ"

Год основания: 2001 год
Руководитель: Бияров Мухтархан Нуралдинович
Штатных сотрудников: 5 человек
Интервьюерская база: 40 человек

      Расширенный поиск
Новость
13 августа 2004 - 09:27ММЦ "ДАГЕСТАН"
КАСПИЙ - МОРЕ ИЛИ ОЗЕРО? (Политическая погода на Каспийском море)

Более 70 лет СССР и Иран были единственными прибрежными государствами в Каспийском бассейне. Ситуация изменилась после развала СССР и возникновения здесь новых независимых государств - России, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Ныне Каспий приобрел пятерых хозяев - государств, которые являются субъектами международного права. Все это стало предпосылками создания новых по содержанию и формам международных отношений прикаспийских государств. Начиная с 1992 г., ведется поиск взаимоприемлемых решений по судоходству, рыболовству, охране и использованию биоресурсов, экологии и экономике, особенно в сфере использования гигантских энергетических ресурсов.
После того как все новые суверенные прикаспийские государства, за исключением России, заявили, что не признают юридическую силу советско-иранских договоров (1921-1940 гг.) относительно Каспия, хотя статьи этих договоров перестали действовать еще в советское время, на повестку дня стал вопрос о межгосударственной принадлежности Каспийского моря и проблемы определения его международно-правового статуса. Выработку нового статуса Каспия одновременно начали все каспийские государства, и с 1992 г. они приступили к многосторонним и двусторонним переговорам. Прежде всего они ищут компромисс в основополагающем вопросе по определению статуса бассейна: “является ли Каспий “морем” или “озером?” От этого зависит принцип раздела Каспия: его пространства, дна и биологических и минеральных ресурсов. Этот процесс продолжается и по сей день.
Международные отношения, складывающиеся в районе бассейна, и переговоры по проблемам Каспийского моря, особенно по поводу определения его международно-правового статуса, условно можно разделить на три этапа. Первый этап охватывает 1991-1994 гг. Его можно назвать периодом разведки, ознакомления и поиска взаимоприемлемого варианта решения проблемы. Второй этап приходится на 1995 -1999 гг. В эти годы сформировались реальные взгляды и подходы, прошла серия серьезных многосторонних встреч и конференций, на которых обсуждались позиции по статусу Каспия и другим вопросам. Последний, третий этап начался с января 2000 г., с появлением новой концепции России по отношению к прикаспийскому региону и проблемам Каспия.
Первый этап переговоров 1991-1994 гг.
В этот период прикаспийские государства, а также США, Турция, Китай, страны Западной Европы и др., определив Каспийское море как один из главных перспективных районов добычи энергоносителей, начали оценивать вопросы, связанные с историческими, политическими, географическими, экономическими и юридическими аспектами Каспия. Прикаспийские государства попеременно стали выдвигать различные идеи относительно изучения статуса и решения вопросов использования ресурсов Каспия. Каждая страна при этом старалась взять в свои руки инициативу, чтобы легче было отстоять национальные приоритеты.
Первой страной, проявившей активность, стал Иран, который с целью налаживания процесса коллективного изучения Каспия выдвинул идею об учреждении Организации по сотрудничеству на Каспийском море, рассчитывая расположить штаб-квартиру новой организации на своей территории, чтобы тем самым в дальнейшем привязывать вопросы и проблемы Каспийского моря к своей внешней политике. На специальной Тегеранской конференции (сентябрь-октябрь 1992 г.) был вынесен иранский проект договора об Организации сотрудничества прикаспийских государств (ОСПГ). В проекте Конвенции по ОСПГ была определена следующая цель: сближение экономических и политических интересов стран-участниц при эксплуатации ресурсов Каспийского моря. Предполагаемое межгосударственное объединение прикаспийских государств на первых этапах должно было накопить максимальный объем информации о Каспийском море, его ресурсах, а также выявить возможности развития региональных стран на основе сотрудничества и создания стабильности в регионе, установления в нем мирной атмосферы. По итогам конференции было принято совместное коммюнике от 4 октября 1992 г., в котором констатировалась договоренность сторон об определении сфер совместных действий, включая защиту природных ресурсов Каспийского моря, консервацию и оптимальное использование биоресурсов, а также определение морских путей с учетом интересов всех сторон, выполнение экологических требований, в частности, контроль над процессом повышения уровня моря.
23-26 августа 1993 г. представители прикаспийских государств собрались в иранском городе Реште для участия в межправительственной конференции, где был представлен российский проект Конвенции о сохранении и использовании биоресурсов. Здесь произошло первое откровенное столкновение интересов и позиций прибрежных государств. Предложения Азербайджана о необходимости определения статуса Каспия в качестве “пограничного озера” и о замене принципа распределяемости ресурсов Каспия на принцип разделяемости было отвергнуто делегациями России и Ирана. Полное равнодушие к обсуждаемым вопросам проявили делегации Туркменистана, Казахстана.
На очередной встрече прикаспийских государств 14 октября 1993 г. в Астрахани была предпринята неудачная попытка достигнуть компромисса о принципах разделения акватории на экономические зоны при разработке минеральных ресурсов. 8-10 декабря 1993 г. была проведена конференция в Ашхабаде, где вновь был поднят вопрос о необходимости учреждения международной организации по Каспию. Никакой договоренности по существу вопроса не было достигнуто. 11-12 октября 1994 г. на очередной конференции полномочных представителей прикаспийских государств в Москве обсуждались проекты конвенции по правовому статусу Каспийского моря, представленные Азербайджаном, Казахстаном и Россией. Если азербайджанский проект предлагал погранично-озерный статус, причем делимитируемый на сектора, то казахстанский рассматривал Каспий как “замкнутое море”, на которое должны были распространяться нормы конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Ни Россию, ни Иран морской вариант Каспия не устраивал потому, что если Каспий признается морем или замкнутым морем, то по отношению к нему должны применяться нормы действующего международного морского права, а также Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. В этом случае отпадала необходимость в специальном соглашении по делимитации, ибо порядок разграничения морей на соответствующие пространства осуществлялся бы автоматически, в полном соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Как известно, для озерного варианта требуется заключение прибрежными государствами дополнительного специального соглашения по международно-правовому статусу и делимитации. Но стороны не смогли достичь согласия.
Но основная причина созыва Московской встречи 11-12 октября 1994 г. заключалась в подписании “Контракта века” 20 сентября 1994 г. в Баку с участием ведущих нефтяных компаний Запада, российского “Лукойла” и ГНКАР по поводу разработки нефтяного шельфа азербайджанского сектора Каспийского моря. Хотя данный контракт прямо не касался статуса Каспийского моря, он стал определяющим фактором в деле развития дальнейших межгосударственных переговоров прикаспийских государств. Официальным российским кругам явно не понравился этот шаг азербайджанских властей и нефтяников. Россия направила Генеральной Ассамблее ООН 5 декабря 1994 г. специальный документ “О позиции Российской Федерации в отношении правового режима Каспийского моря” для распространения среди членов ООН. В нем говорилось, что “... некоторые прикаспийские государства становятся на путь односторонних действий и, не считаясь с принципами и нормами международного права, пытаются добиться односторонних преимуществ в ущерб правам и интересам других прикаспийских государств’’.
Второй этап переговоров в 1995-1999 гг.
На втором этапе вопрос о формировании нового правового статуса Каспийского моря стал важным не только для прибрежных государств, но и других стран американского, европейского и азиатского континентов. Этот этап многостороннего сотрудничества прикаспийских государств по вопросам статуса и отдельных форм использования Каспия ознаменовался большим количеством официальных встреч, научно-практических конференций, частыми изменениями прибрежными государствами своих позиций и приоритетов, откровенными политическими столкновениями в ходе переговоров. Наибольшее количество встреч и конференций приходится на 1995 и 1996 гг.
Первая из таких встреч была созвана в Ашхабаде в период с 30 января по 2 февраля 1995 г, на которой обсуждался российский проект по сохранению и использованию биоресурсов Каспийского моря. В итоге проект соглашения был обсужден и практически согласован по всем пунктам, за исключением одного - о протяженности зон исключительной юрисдикции прибрежных государств на рыбную ловлю. Четыре прикаспийских государства согласились на 20-мильное ограничение рыболовных зон прибрежных государств, за исключением Азербайджана, который отказался признать это соглашение, и поэтому соглашение не было подписано.
Казахстан 15-16 мая 1995 г. созвал в Алма-Ате международную научно-практическую конференцию с участием ученых и официальных дипломатических представителей прикаспийских государств, где обсуждались перспективы определения международно-правового статуса Каспийского моря. Туркменская сторона не приняла участие в конференции. Здесь каждая сторона упорно отстаивала свою позицию и свое видение правового статуса Каспия. Казахстан предлагал рассматривать Каспий в качестве моря и соответственно применять по отношению к нему нормы и принципы Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Азербайджан, как и ранее, настаивал на определении Каспия в качестве пограничного озера, делящегося на соответствующие секторы по срединной линии. Россия предлагала рассматривать Каспий в качестве общего достояния пяти прибрежных государств и соответственно не позволять каких-либо односторонних действий по присвоению его пространств, а также ресурсов без согласия других.
Основным итогом переговоров стало достижение согласия прикаспийских государств в вопросе учреждения института постоянного механизма переговоров по определению международно-правового статуса Каспийского моря в форме рабочих групп. Первая рабочая группа начала работу в Тегеране 28-29 июня 1995 г., которая была призвана определить основные компоненты будущего международно-правового режима Каспийского моря. На этой встрече был принят принцип консенсуса за единственный способ принятия всех соглашений по Каспию. Вторая встреча постоянных групп состоялась 26-27 сентября 1995 г. в Алма-Ате. На ней отсутствовала российская делегация, неудовлетворенная результатами Тегеранской конференции. Несмотря на это, четырем другим прикаспийским государствам удалось согласовать свои позиции по основным принципам деятельности прикаспийских государств в бассейне Каспия, которые составляют основу статуса Каспия, и принять совместное Коммюнике о формировании единого документа по статусу и режиму Каспийского моря. Но все же итог сентябрьской встречи оказался малорезультативным, за этим последовали односторонние и двусторонние переговоры между государствами региона.
Подобное состояние не удовлетворило Азербайджан. Убедившись в бесполезности своих усилий по созданию нового международно-правового статуса Каспийского моря, он решил в одностороннем порядке придать правовой характер фактору существования своего национального сектора на Каспии. Поэтому азербайджанское законодательство включило в Конституцию страны 1995 г. положения, основанные на озерно-секториальном варианте статуса Каспийского моря. В соответствии с этими положениями, и дно, и водная толща, и воздушное пространство в пределах азербайджанского сектора Каспия были признаны собственностью Азербайджана. Азербайджан выступил с заявлением о том, что, исходя из наличия огромных энергетических ресурсов Каспия и их значения для прибрежных государств, а также интересов стран, расположенных в других регионах нашей планеты, которые испытывают нужду в горючем, следует констатировать, что проблемы моря давно уже вышли из региональных рамок и превратились в общемировые. Данный подход нашел поддержку Евросоюза; его политика по отношению к прикаспийскому региону, в частности, к энергоресурсам Каспийского моря полностью соответствовала позиции Азербайджана. В апреле 1996 г. была создана группа экспертов “для изучения средств поддержки реформы системы транспортировки ресурсов и определения альтернативных решений для их экспорта от каспийского региона и Центральной Азии до западных рынков”. Цель подобного решения состояла в том, чтобы выработать специальные предложения по крупномасштабным проектам, привлекательным для инвесторов. Была выработана программа “Межгосударственные нефтепроводы и газопроводы в Европу”. Для реализации 7 проектов, которые осуществлялись в период 1992-1995 гг. при сотрудничестве с Мировым банком, было введено 12 млн. экю. В 1996 г. решили изучить возможности газо-нефтепроводов, связывающих Центральную Азию с Каспийским морем.
5-6 марта 1996 г. в Москве по инициативе России была созвана очередная встреча ученых - международный научный семинар “Каспийская нефть и международная безопасность”. На форуме приняли участие официальные лица, представители нефтяных компаний, ученые, эксперты России, США, Германии, Казахстана, Азербайджана, Греции, Грузии и др. Конференция носила комплексный характер: обсуждались такие вопросы, как роль и место каспийской нефти и газа на мировых топливно-энергетических рынках; проблемы международно-правового статуса Каспия; особенности прав собственности на природные ресурсы моря и морского дна; экономические и политические проблемы, влияющие на транспортировку азербайджанской нефти, и др. На конференции выявилось много разногласий, разночтений и противоречий. Вслед за этим с 20 по 22 мая 1996 г. в Тегеране прошла конференция с участием четырех прикаспийских государств (Россия, Иран, Туркменистан и Азербайджан) по вопросам рыболовства и биоресурсов Каспийского моря. Казахстан отсутствовал на конференции, ничем это не мотивируя. И на этот раз участники встречи ни к какому соглашению не пришли. Основное расхождение возникло в обсуждении вопроса об установлении предварительных квот с целью не допускать падения на мировом рынке цен на икру по причине ее перепроизводства.
Однако главным событием 1996 г., а, может быть, и всего периода сотрудничества прикаспийских государств стал созыв 11-12 ноября в столице Туркменистана - Ашхабаде конференции с участием министров иностранных дел пяти прикаспийских государств по вопросам правового статуса и экономического сотрудничества государств бассейна Каспийского моря.
Али Алиев.

В блог / На сайтОтправить по e-mail


 Вернуться в раздел новостей

  Напечатать
 
Статистика Системы ММЦ
Маркетинговых центров: 63
Рыночных обзоров: 508
Визиток предприятий: 4376
Записей в базах данных:
Предприятий: 111055
Предложений: 369440
Деловых мероприятий: 1
Маркетинговых работ: 922
Инвестиционных проектов: 13845

Корпоративный вход:
Ваше мнение
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос