Комиссия Правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства рассмотрела ряд инфраструктурных проектов. У некоторых из них в ходе обсуждения выявился общий недостаток - нечеткое понимание разработчиками проекта основных задач, которые призвана будет решать в сфере поддержки МП структура, которую они предлагают создать. Особенно наглядно это проявилось при обсуждении проекта создания Сервисного центра поддержки и развития пекарен малой мощности г.Москвы, с заявкой о финансировании которого обратилось недавно созданное Некоммерческое партнерство "Сервисный центр поддержки и развития пекарен малой мощности города Москвы". Необходимость в таком центре очевидна. Все возрастающая конкуренция на рынке хлебопечения, отсутствие централизованного снабжения сырьем, высокие транспортные расходы, наконец, засилье посредников ставят мини-пекарни в явно неравные условия по сравнению с крупными хлебозаводами. И помощь, которую они могли бы получить в обеспечении бесперебойной работы своего, как правило, достаточно изношенного оборудования, в организации контроля качества продукции, повышении квалификации своих сотрудников была бы им очень кстати. Но авторы проекта эти функции технологической поддержки отнесли к числу второстепенных задач будущего центра, который, кстати, предлагается создать при Научно-исследовательском институте хлебопекарной промышленности. Главным же, по их замыслу, должна стать чисто коммерческая деятельность: закупки крупным оптом муки, других необходимых компонентов, оборудования для пекарен малой мощности. Вполне возможно, что это помогло бы мини-пекарням в какой-то степени уменьшить собственные издержки. Но в том и проблема, что создавать структуру с таким характером деятельности за счет бюджетных средств нельзя. - Разрабатывая проект, вы советовались с юристами, специалистами аудита? - поинтересовался председатель Комиссии, министр Правительства Москвы Евгений Егоров. - Явно об этом не позаботились. В результате создали проект, который противоречит Бюджетному кодексу и даже Уголовному. Сервисный центр для мини-пекарен Москвы, действительно, нужен, очень удачным является решение создать его при НИИ хлебопекарной промышленности. Но не надо ставить перед ним несвойственных задач посреднической оптово-снабженческой структуры. Члены Комиссии возвратили на доработку как этот проект, так и проект по созданию сервисного центра - по обслуживанию малых предприятий, работающих в сфере ЖКХ Южного административного округа, который был представлен окружным Центром развития предпринимательства. По замыслу авторов проекта, будущий центр должен был обеспечить прокат техники и оборудования, продажу их малым предприятиям в форме лизинга, вести их консультационное и информационное обслуживание и даже обеспечивать среди них конкуренцию. Зачем центр должен вновь осваивать лизинг и подменять собой давно и успешно работающую Московскую лизинговую компанию, а в вопросах консалтинга и информационного обеспечения - окружной ТАРП и микроагенства в управах, разработчики проекта объяснить не смогли. Было рекомендовано переработать проект, предварительно проведя маркетинговое исследование, которое ясно показало бы, какой помощи, каких услуг от будущего сервисного центра ждут малые предприятия, работающие в жилищно-коммунальной сфере. Явно выигрышно по сравнению с этими проектами выглядела заявка ООО "Вторичные ресурсы" на финансирование второго этапа реализации проекта по созданию системы управления твердыми бытовыми отходами на территории управы "Преображенское". Комиссия уже рассматривала этот проект два месяца назад и поддержала его. За это время выполнены все чисто организационные работы первого этапа, созданы на территории управы три малых предприятия, которые обеспечат сбор, сортировку, частичную переработку и частичный вывоз отходов с 40% территории управы. Сейчас необходимо закупить, установить и запустить в работу мини-сортировочные пункты, специальные автомобили, оборудованные системой "мультилифт". Это позволит создать 20 новых рабочих мест, не менее 50% твердых отходов с обслуживаемой этими малыми предприятиями территории будут возвращаться в производство в качестве вторичного сырья. Новая система сбора, переработки и вывоза отходов, как показывают расчеты, обеспечит значительную экономию средств, которые сейчас управа вынуждена расходовать на решение проблемы отходов. В связи с этим Е.Егоров предложил осуществлять финансирование проекта с условием, чтобы и управа "Преображенское" и другие управы, где управление отходами будет осуществляться по системе "Вторичных ресурсов", сэкономленные на этом средства обязались инвестировать в реформу ЖКХ. Члены Комиссии поддержали проект ММЦ "Москва" "Содействие малым предприятиям Москвы в развитии межрегиональных связей с использованием "Системы межрегиональных маркетинговых центров". Цель этого проекта - активизация помощи малым предприятиям. Для этого предполагается шире использовать форму деловых миссий. Кроме того, планируется с помощью региональных маркетинговых центров регулярно проводить анализ региональных рынков, определять уровень и динамику конкурентоспособности московских малых предприятий. Все это позволит вывести дополнительно на межрегиональные рынки в 2005 г. не менее 500 видов товаров московских малых предприятий и обеспечит прирост товарооборота между МП Москвы и других регионов не менее чем на 600 млн рублей. Неоднозначным получилось и обсуждение заявок на выделение субсидий по венчурным проектам. Трем из шести фирмам-разработчикам новых технологий и приборов Комиссия вынуждена была отказать в поддержке. И причина была практически одна - неумение или нежелание "золотых голов" обеспечивать правильное документальное сопровождение своих изобретений и разработок. Например, индивидуал В.Киселев выступил с заявкой на субсидию для организации производства сконструированного им устройства для контроля осанки. По отзывам экспертов, В.Киселев создал и запатентовал устройство, которое может быть очень полезным профилактическим и лечебным средством в сохранении регуляции и выработке правильной осанки при различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, особенно среди детей. Но приступать к массовому производству устройства нельзя без разрешения и лицензии Комитета по новой медицинской технике Минздрава РФ. Предприниматель-изобретатель не озаботился об их получении. НПФ "Струя" обратилась с заявкой на субсидию для разработки конструкторской документации и реализации первой стадии серийного производства разработанного прибора - анализатора многокомпонентных жидкостей. Эта инновационная фирма четыре месяца назад уже обращалась в Комиссию за субсидией для разработки этого прибора и субсидию получила. Сейчас она обратилась за финансовой помощью повторно, не посчитав даже нужным представить отчет о том, как она распорядилась ранее выделенными средствами. Конечно, такие проекты не могут рассчитывать на поддержку. А вот заявка "ИНФИИСа" на финансовую поддержку разработки универсального прибора для определения размеров объектов сложной геометрической формы не вызвала возражений. Этот прибор, по заключению экспертов, обещает стать незаменимым во многих сферах деятельности - от машиностроения до медицины. Выделены субсидии также фирме "Роникс Стандарт" для разработки и организации выпуска антитеррористического видеокомплекса "Save Vision" и ООО "МЭКОПК" - для формирования состава программно-аппаратного комплекса диагностики и коррекции состояния здоровья человека. Субвенции по 120 тыс. рублей для выхода на рынок и организации предпринимательской деятельности выделены 49 начинающим малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям - победителям конкурсов в Северном, Юго-Западном, Юго-Восточном, Западном, Северо-Восточном, Южном, Восточном и Зеленоградском административных округах. Леонид САВЧЕНКО. Бизнес для всех