 |
    ММЦ "КАНАДА"
Руководитель: Ольга Владимировна Родионова Штатных сотрудников: 2 человека
|
|
|  |
 | Новость |
 |
 |
21 февраля 2005 - 20:31 | ММЦ "АСТРАХАНЬ" | БАНКИ ДУРЯТ ЗАЕМЩИКОВ
Потребительский кредит обходится дороже, чем сулят банкиры Осенью прошлого года Конфедерация обществ потребителей провела исследование условий потребительского кредитования. В ходе исследования КонфОП определяла качество и доступность потребительского кредитования, степень раскрытия банками информации об условиях выдачи кредитов. В качестве подопытных были банк “Русский стандарт”, Хоум Кредит энд Финанс Банк, “Первое О.В.К.”, “Уралсиб”, Банк Москвы и Райффайзенбанк. Исследование проводилось методом так называемых анонимных закупок: представляясь потенциальными клиентами, исследователи получали информацию об интересующем виде кредита по телефону, затем наносили визит в отделение банка. Полученная информация сравнивалась с рекламными материалами и прочей информацией, публично исходившей от банка. В ходе исследования было выявлено, что потенциальные заемщики не могут получить достоверную информацию и разобраться в ней, а консультации работников банка высвечивают только положительные стороны кредита, зачастую опуская существенные для потенциального заемщика детали. Выяснилось, например, что декларируемые банками процентные ставки по кредитам (не более 29% годовых) не отражают реального удорожания товара. Это происходит из-за того, что, кроме собственно процентов, банки могут взимать различные прочие платежи за собственные услуги, например: ежемесячную комиссию за обслуживание ссудного счета (фиксированная сумма в рублях или в процентах от суммы кредита), комиссию за открытие ссудного счета или за выдачу кредита (фиксированная сумма в рублях или в процентах от суммы кредита), комиссию за оформление или обслуживание кредитной карточки (если такая выдается), комиссию за консультирование. В результате эффективная ставка кредита, рассчитанная с учетом таких платежей, оказывается существенно выше декларируемой и в некоторых случаях достигает 40-60%. Самой критичной для потребителя является ежемесячная комиссия, которая может составлять от 0,8 до 2% от первоначальной суммы кредита. Получается, что величина уплачиваемых процентов по кредиту по мере погашения долга уменьшается, а комиссия берется с первоначальной, то есть с большей, суммы. Консультанты банка в подавляющем большинстве случаев не информируют потребителей о наличии дополнительных платежей, ссылаясь на “нелюбопытство” самих заемщиков. Но даже если потенциальный клиент задаст неудобный вопрос, у банковских специалистов есть возможность на него не ответить или не указать абсолютно всех расходов, которые реально понесет клиент. В свое оправдание банковские специалисты напоминают, что практика неполного информирования частных заемщиков об условиях кредита применялась и в странах Восточной Европы, таких, как Польша, Чехия, Болгария. По мере возрастания конкуренции на рынке потребительского кредитования ситуация будет изменяться, и тогда, уверяют банковские специалисты, банкам придется не только снижать ставки, но и отказываться от дополнительных комиссий и сборов. Улита едет, когда-то будет. Лучше исправить положение с помощью закона. На сегодняшний день в России нет нормативных документов, которые бы определяли, какая информация и в каком объеме должна предоставляться банками потенциальным заемщикам и которые бы устанавливали меру ответственности банков. В Минфине уже подготовлен первый вариант проекта закона о потребительском кредитовании. В законопроекте содержатся пункты, защищающие как права заемщиков, так и права кредиторов. Законопроект, в частности, предусматривает установление права потребителя на получение достоверной и полной информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита, прежде всего о размере процентов, порядке их исчисления и изменения. Проектом предусматривается обязанность кредитора предоставлять указанную информацию потребителю, определяется его ответственность за предоставление недостоверной или неполной информации. Кроме того, проектом закона предусмотрены меры по снижению рисков невозврата потребительских кредитов в результате недобросовестных действий со стороны потребителя. Устанавливается ответственность потребителя за нарушение условий договора займа (кредита), которое повлечет дополнительные риски для кредитора. В Минфине надеются, что в этом году этот законопроект будет внесен в правительство. Газета Волга |
|
|
 |
63 | 508 | 4376 | Записей в базах данных: | 111055 | 369440 | 1 | 922 | 13845 |
|
 |