 |
    ММЦ "ИЖЕВСК"
 Год основания: 1998 Руководитель: Гвызина Ирина Васильевна Штатных сотрудников: 3 человека Интервьюерская база: 10 человека
|
|
|  |
 | Новость |
 |
 |
14 мая 2005 - 12:31 | ММЦ "ДАГЕСТАН" | Кто платит за сверхприбыль?
или Почему жива спекуляция Из-за нее десятки миллиардов рублей скрываются от статотчетности, что приводит к снижению объемов валового регионального продукта республики. Сначала несколько слов о том, что из себя представляет спекуляция и существует ли она вообще. Некоторые политики, юристы и экономисты, да и журналисты склонны утверждать, что спекуляции как таковой и раньше не было и ныне ее нет. Она - атрибут советской торговли и потому вымерла одновременно с развалом Советского Союза. Это, на мой взгляд, глубокое заблуждение. Спекуляция была во все времена и ныне есть во всех странах, даже в США, где никогда не было советской торговли. В связи с этим возникает закономерный вопрос: что такое спекуляция? Спекуляцией до недавнего времени считалась скупка товаров и перепродажа их по повышенным ценам с целью наживы. Она имеет место тогда, когда посредник, перепродавая товар, получает сверхприбыль, то есть доход, не соответствующий его действительному вкладу в процесс товарообмена. Есть спекуляция как противоправное действие или нет ее, бывает очень трудно установить. Ее наличие либо отсутствие зависит прежде всего от состояния рынка, его эффективности, от поведения на нем торговцев-посредников и других участников купли-продажи. До рыночных реформ у нас практически любая перепродажа гражданином или торгово-посредническим кооперативом товара, произведенного государственным предприятием (а таких товаров у нас было подавляющее большинство), с увеличением цены товара рассматривалась как спекуляция, и посредник привлекался к административной и уголовной ответственности. В Соединенных Штатах Америки, да и в других странах в этом вопросе подход более уравновешенный. Для американцев главный авторитет - это рынок. Каков он? Эффективный, то есть конкурентный, или неэффективный, то есть неконкурентный, монополизированный? Как ведут себя на этом рынке торговцы-посредники? Не добиваются ли они монополии, а если в этой или иной системе они этот рынок монополизировали, не злоупотребляют ли они своим монопольным положением? Поэтому комплекс проблем, связанных со спекуляцией, а точнее, с величиной цен перепродажи, регулируется в США главным образом не общеуголовными, как у нас бывало до введения в стране свободной торговли, а антимонопольными законами, принятыми в прошлом и позапрошлом веках. В США ст.1 закона Шермана 1890 года запрещает предпринимательские соглашения и сговоры, ведущие к ограничению конкуренции. Еще более конкретно отвечает на поставленный вопрос ст.3 закона Клейтона 1914 года, которая не разрешает продавцу устанавливать цену перепродажи его товара, если такое действие ведет к ослаблению конкуренции или установлению монополии. При установлении продавцом максимальной цены перепродажи его товара выигрывают, несомненно, многие покупатели, и ценовая конкуренция не уменьшается, так как торговцы-посредники не ограничены в назначении цены ниже установленного «потолка». Суды занимают в США центральное положение в сфере правоприменения. Они - последняя инстанция в толковании конституции и других законов, в разрешении всех правовых споров. Соотнося закон с реалиями повседневной жизни, они могут расширительно или ограничительно интерпретировать его положения, признать его в целом или отдельные его статьи неконституционными, недействующими, если они противоречат конституции, фундаментальным принципам права и справедливости. Решения Верховного суда США о недопустимости установления продавцами цен перепродажи их товаров остаются в силе и являются действующим правом. Нарушителям грозят тюремное заключение, крупные штрафы, возмещение убытков в тройном размере. Главное, в США рынок рассматривается как основной регулятор цен на товары и услуги. На таком рынке устанавливается та цена, которая соответствует общественно необходимым издержкам производства и которая может устроить и продавца и покупателя. Короче говоря, спекуляция в США не ограничивается, если рынок функционирует нормально. Спекулятивная цена в этих условиях - это сигнал повышенного спроса и недостаточного предложения. Такой сигнал воспринимается предпринимателями однозначно. Они вкладывают капитал, увеличивают предложение, чтобы насытить рынок дефицитными товарами и услугами. В результате цены перестают быть спекулятивными. А как у нас борются со спекуляцией? А никак. После разрешения свободной торговли на потребительском рынке иные политики, юристы, экономисты и журналисты посчитали, что со спекуляцией покончено раз и навсегда. И исключили из Уголовного кодекса Российской Федерации статьи, рассматривавшие преступления, посягавшие на интересы торговли. Поэтому на потребительском рынке процветает ценовой беспредел. И все это оправдывается одним словом - «рынок». Именно рынок все - и товаропроизводители, и посредники, и торговцы - воспринимают как вседозволенность. Между тем от цивилизованного рынка мы далеки. У нас господствует «дикий базар», и все потребители оказались его заложниками. И все это называется рынком. В США и других странах цены и тарифы на товары и услуги регулирует суд. А у нас? Никто! Чиновники говорят: рынок! Не имеем права вмешиваться в деятельность предпринимателей и торговцев. В США и других странах на товары и услуги устанавливаются цены и тарифы, которые соответствуют общественно необходимым издержкам производства и которые могут устроить и товаропроизводителя, продавца и покупателя. У нас же цены и тарифы на товары и услуги устанавливаются без учета издержек производства, по усмотрению посредника и продавца. Судите сами: сегодня на рынке килограмм мяса стоит 100 рублей и выше. Исходя из каких общественно необходимых издержек производства установлена такая бешеная цена? Ведь год назад она не превышала 60 рублей, которая тоже была чрезмерно завышена. То же самое можно говорить и о ценах на другие виды сельскохозяйственной продукции. Становится ясно, кто снимает сливки. Вот наглядный пример. Килограмм молока нынче сельхозпредприятиям обходится в 5 рублей, из них 2 рубля непосредственному производителю. А посредник продает литр молока потребителю за 15 рублей, из которых 10 рублей кладет в свой карман. В США и других странах сговор товаропроизводителя, перекупщика и продавца об установлении цен законом строго карается. А у нас такой сговор беспредельно господствует. В результате руководитель хозяйства, перекупщик и торговец снимают «сливки», а непосредственному товаропроизводителю достаются крохи. В других странах таких людей, получающих прибыли, несоответствующие их действительному вкладу в процессе товарообмена, презрительно называют нуворишами, а у нас - преуспевающими предпринимателями и бизнесменами. Но они, используя повышенный спрос, наживаются за счет потребителей. Торговля является одной из крупнейших отраслей народнохозяйственного комплекса. Будучи основной формой распределения предметов потребления в обществе, она играет важную роль в дальнейшем развитии страны и ее регионов, но в ныне действующей так называемой свободной торговле одни обогащаются и живут роскошно за счет обнищания других, а общество делится на очень богатых и очень бедных. Главное: такая торговля наносит народнохозяйственному комплексу громадный материальный ущерб: сверхрасходы посредников и их партнеров нигде не учитываются в статотчетности и скрываются от налогообложения. Судите сами. В последние годы, вернее, после дефолта 1998 года, в республике оборот розничной торговли увеличился в 5-6 раз. А его удельный вес в структуре валового регионального продукта остается почти на одном уровне - 18 процентов с небольшими колебаниями в ту или иную сторону по годам. В 2003 году его доля в структуре ВРП, по сравнению с предыдущим годом, даже снизилась на полтора процентных пункта. Примеров, свидетельствующих о процветании в торговле теневой экономики, много. Нынче более 50 процентов оборота розничной торговли и общественного питания в республике приходится на предприятия данной отрасли Махачкалы. Здесь оборот розничной торговли на душу населения составляет почти 15 тыс. рублей, по республике в целом - 5,8 тыс.рублей, а в Каспийске и Кизляре и того меньше. Почему так получается? Ведь нынче торговля во всех городах и районах республики идет даже вдоль шоссейных дорог. Никто из нас не против свободной коммерции. Нет. Но мы против приемов теневой экономики в свободной коммерции. Оборот розничной торговли должен быть прозрачен, он должен быть отражен в статотчетности, чтобы никому не удавалось скрывать свои высокие доходы от налогообложения. Тогда и только тогда коммерция выйдет из тисков теневой экономики. В цивилизованных странах существует огромное количество всякого рода торгово-закупочных, снабженческих, посреднических фирм. Так, в США, по данным прессы, только торгово-снабженческих фирм более 250 тысяч. Подход к нашим посредникам должен быть осторожным. Без них и нам ни в коем случае нельзя обойтись. И их должно быть как можно больше, чтобы они конкурировали между собой, сбивали цены и тарифы на свои товары и услуги, улучшали их качество. Попытки ограничить число посредников лишь ухудшает положение. Такие попытки ведут к созданию и поддержанию монополий, к высоким ценам и низкому качеству реализуемых товаров. А вот монополии, большие и малые, общенациональные и местные, должны обязательно отчитываться перед налоговыми органами, которые должны контролировать цены и тарифы на их товары и услуги. Пока в условиях отсутствия цивилизованного рынка, его несовершенства государственные органы вправе и обязаны устанавливать для монополистов максимальные цены на продукцию - такие, которые бы обеспечивали возмещение расходов и разумную прибыль, но не сверхприбыль. Все эти вопросы подлежат регулированию нашими антимонопольными законами, которые из-за своего несовершенства зачастую бездействуют. Демонополизация экономики имеет решающее значение в борьбе с негативными явлениями в коммерции. Без демонополизации не будет конкуренции. Без конкуренции не будет справедливых цен. Без справедливых цен не будет честного и справедливого дохода. Гипертрофированные, с криминальным запахом доходы не в состоянии привести в норму никакая самая совершенная система налогообложения. В условиях демонополизированного хозяйства, конкурентного рынка, свободного от излишнего бюрократического вмешательства, в сочетании с государственным регулированием перекосов в экономическом развитии цены нормализуются, каждый получит от общества то, что он действительно заработал. Только при таком подходе к делу можно реализовать «Программу социально-экономического развития республики на период до 2010 года» и утроить объемы валового регионального продукта. Гаджибала Хидиров |
|
|
 |
63 | 508 | 4376 | Записей в базах данных: | 111055 | 369440 | 1 | 922 | 13845 |
|
 |