М.Вышегородцев: необходимо определить, каким малый бизнес будет через десять лет
Министром правительства Москвы, руководителем Департамента по поддержке и развитию малого предпринимательства назначен Михаил Вышегородцев, бывший до этого заместителем председателя Московской городской думы. В интервью «Московской правде» М.Вышегородцев рассказал о своих планах подробнее.
В.: Михаил Михайлович, изменится ли политика департамента с Вашим приходом?
О.: Работа департамента ведется в рамках программ, утвержденных московским правительством. Существует Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2004 - 2006 годы. Также существует комплексная программа поддержки малого предпринимательства в сфере ЖКХ и в инновационной сфере. Есть закон города Москвы о строительстве нежилых помещений для субъектов малого предпринимательства и долгосрочная целевая программа, утвержденная Московской городской думой.
В то же время нельзя сказать, что не будет ничего нового. Прежде всего, начинается работа на перспективу. Уже в следующем году должна быть принята Комплексная программа на 2007 - 2009 годы, где будет прописан дальнейший путь развития предпринимательства в Москве.
В.: А конкретнее?
О.: Не так давно правительство Москвы рассматривало программу перевода промышленных зон за пределы центра и массовой жилой застройки в Пром Сити. Малый бизнес, как я считаю, мог бы развиваться в этом же направлении. Сегодня необходимо определить, каким малый бизнес будет через десять лет.
Наша задача - оперативно решать вопросы, которые ставят предприниматели. Например, отсутствие недорогих нежилых помещений для малого бизнеса. Решить проблему может развитие бизнес-инкубаторов, бизнес-центров на территории города, строительство нежилых помещений (в том числе за счет соинвестирования самими малыми и средними предпринимателями). Конечно, это не может быть сделано в одночасье.
Но не все предприниматели будут получать подобную поддержку. Город ориентируется на развитие таких приоритетных направлений, как малый бизнес в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в инновационной сфере, в сфере бытовых услуг.
Что касается последнего, то это одно из возможных новшеств в политике департамента. Планируется вынесение проекта строительства комбинатов бытового обслуживания на обсуждение со структурами малого предпринимательства. Комбинаты будут предоставлять целый комплекс услуг, что будет удобно для всех. Это ремонт обуви, одежды и мебели, изготовление ключей, прачечные, химчистки. Сегодня такие услуги тоже оказывают, но зачастую в неприспособленных помещениях.
В столице реализуется программа строительства магазинов «шаговой доступности». Мы будем работать в этом направлении вместе с Департаментом потребительского рынка и услуг.
В.: А сами горожане хотят заниматься предпринимательством, готовы рисковать? Или предпочитают работу в малооплачиваемых, но надежных госструктурах?
О.: В Москве - да, готовы. Мы не навязываем малым и средним предпринимателям работу. Наоборот, инициатива зачастую идет "снизу". Например, на днях ко мне обратились предприниматели с предложением организовать выставку по франчайзингу. Такое мероприятие востребовано бизнес-сообществом города, поэтому мы его будем, безусловно, поддерживать. Кроме того, сейчас мы создаем венчурный фонд совместно с федеральными структурами для финансирования малого и среднего бизнеса - именно для того, чтобы инновационные проекты получали финансирование. Такой фонд дает деньги на разные, в том числе рискованные проекты, но если из десяти профинансированных программ хотя бы две начинают работать и давать прибыль, то это покрывает все расходы.
В.: Что можно считать показателем динамики развития малого и среднего бизнеса в Москве?
О.: Думаю, рост количества такого рода предприятий. А он, безусловно, есть. Бизнес-климат в Москве намного здоровее, чем в регионах, - во многом благодаря тому, что уже 15 лет работают Департамент поддержки и развития предпринимательства города Москвы и организации инфраструктуры поддержки малого бизнеса. В целом в Москве ситуация с малым бизнесом намного опередила российскую. Это идет, во-первых, от понимания городскими властями того, что малый бизнес приносит в казну существенные доходы (более 30% московского бюджета). Во-вторых, совершенно очевидно, что малый бизнес снимает определенную социальную нагрузку. Предприниматель создает рабочие места, трудоустраивает менее "рисковых" москвичей.
В.: Все-таки нужно продолжать помогать малому бизнесу?
О.: Нужно, но, как я уже сказал, только по приоритетным направлениям, а также Молодым людям, которые только заканчивают институты. В департаменте есть целая программа обучения и подготовки кадров для малого и среднего бизнеса.
В то же время есть направления малого бизнеса, которые и без города прекрасно развиваются. Им помощь не нужна, главное - не мешать. Например, кабинеты стоматологии, парикмахерские, косметические салоны. Их достоинства - близость к дому и демократичные цены.
В. А вот прачечных маловато. О.: Согласен. Но многие вопросы могут быть решены, если предоставлять предпринимателям приспособленные помещения в непосредственной близости к потребителю услуг. Что касается прачечных, то многим порой приходится нести белье в стирку в другой квартал. Было бы гораздо удобнее, если бы прачечная и химчистка были рядом. Эту проблему будут решать комбинаты бытового обслуживания.
В.: Подобные услуги сегодня довольно дороги.
О.: Это опять-таки из-за дефицита площадей и дорогой аренды. Я не думаю, что здесь ценообразование идет от затратной части. Оно идет от спроса. Когда ценообразование поменяется и будет идти от расходов (хотя бы с небольшой рентабельностью), то цены станут намного ниже.
В.: Можно ли считать малый бизнес конкурентоспособным сектором российской экономики?
О.: В своей нише, в своем секторе малое предпринимательство в Москве достаточно конкурентоспособно. Даже в ЖКХ малый бизнес может найти свою нишу, я не сомневаюсь. В инновационной же сфере, в сфере высоких технологий именно малые трудовые творческие коллективы могут генерировать новые идеи. Так что в любом направлении можно развивать малый бизнес, и он будет конкурентным. Решить бы еще вопрос с кредитами для малого бизнеса. Многие малые предприниматели заявляют, что развивали бы свой бизнес, но для этого нет средств, а для получения кредита нет залога, нет гарантий по возвратности.
В.: И в чем Вы видите выход?
О.: Возможно, надо менять законодательство...
В.: Кстати, о законодательстве. Как, на Ваш взгляд, идет разработка новых законов о малом бизнесе?
О.: Обсуждаемые сегодня законопроекты о государственной поддержке малого предпринимательства в РФ могут стать, на мой взгляд, толчком в вопросах кредитования и получении преференций малым предпринимателем. Я считаю, такие законы необходимы. И я надеюсь, что они будут приняты. Департамент примет в этом самое непосредственное участие, договоренности с Государственной думой на этот счет уже достигнуты.