 |
    ММЦ "ИВАНОВО"
 Год основания: 1998 Руководитель: Постнова Галина Юрьевна Интервьюерская база: 80 человек
|
|
|  |
 | Новость |
 |
 |
8 января 2002 - 13:06 | ММЦ "КУРГАН" | Зауралью было непросто, но оно не стало вторым Приморьем
Губернатор Курганской области Олег Богомолов считает главными достижениями Зауралья в минувшем году - установление «добрых партнерских отношений» с федеральным правительством и сбор хорошего урожая, несмотря на затяжные дожди. Об этом и о планах на будущий год он рассказал в эксклюзивном интервью Стране.Ru. - Олег Алексеевич, прошел год после того, как вы второй раз были выбраны губернатором Курганской области. Как бы вы сами могли оценить свою работу в течение этого года? Что удалось, чем остались недовольны? - Как-то неудобно давать себе оценку, пусть реальная ситуация все расставит на свои места. Основная часть экономики работала ритмично. Нам удалось провести в Кургане совместную коллегию Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и областного правительства. Казалось бы, чисто протокольное, мероприятие принесло для области немало плюсов. Установлены добрые партнерские отношения с вице-премьером Алексеем Гордеевым. Привлечены дополнительные финансы: выплачено субсидий сельчанам на 22 млн рублей, выделены кредиты для села в размере 298 млн рублей, компенсированы процентные ставки за ранее полученные кредиты на 18 млн рублей. Открыт филиал «Россельхозбанка». Идут переговоры по участию Курганской области в лизинге сельхозтехники под эгидой Минсельхоза России. Несмотря на то что осенью почти непрерывно шли дожди, получено более 1,5 млн тонн зерна, и это при сложностях с ГСМ, при полной изношенности техники. В этом году впервые за последние годы в область пошли инвестиции по программе уничтожения химического оружия. Освоено около 700 млн рублей из федерального бюджета. Непросто было нашим промышленным предприятиям. Но выпуск гражданской продукции увеличился, а большинство заводов области превысили показатели 2000 года. Лично для меня в уходящем году особым и дорогим событием стало открытие Ледового дворца спорта в Кургане. Эта идея вызывала усмешку скептиков. Но вот в 2001 году дворец принял первых болельщиков. Есть и проблемы. Мы не удовлетворены итогами работы оборонной промышленности. И это не вина машиностроителей, а наша общая беда. В 2001 году ОАО «Курганмашзавод» почти в 10 раз снизило налоговые платежи. К сожалению, остаются небольшие долги по заработной плате перед бюджетниками. - Были ли сделаны в уходящем году какие-либо шаги для снижения зависимости консолидированного бюджета Курганской области от трансфертов и других видов помощи из федерального бюджета? Возможно ли, с вашей точки зрения, превращение Курганской области из региона-реципиента в регион-донор? - Дело в том, что в доходную часть включается не только прибыль, созданная трудом, но и природная рента. А это уже не «творение рук человеческих». Справедливо говоря, это незаработанный доход. По методике Курганского филиала института экономики УрО РАН, совпадающей с оценкой академика Дмитрия Львова, природная рента в стоимости ВВП России составляет 82%, а труд россиян оценивается лишь в 6%. По Курганской области же ситуация совершенно другая - доля труда в ВРП Зауралья составляет более 70%, или в 13 раз больше, чем в среднем по России. Когда же Курганская область станет независимой в финансовом плане от центра? Наверное, тогда, когда у нас откроют залежи алмазов, золота или нефти. Мне вообще разговоры о скором превращении Зауралья в регион-донор кажутся наивными. В ближайшее время это не грозит и 90% других российских территорий. Но вряд ли надо делать вывод о необходимости срочной ликвидации этих субъектов Федерации. Курганская область имеет не просто соседей, а мощнейших доноров федерального бюджета. И в этом есть особенность структуры экономики Уральского федерального округа. В других федеральных округах ситуация зеркальная. Кстати, политика президента Владимира Путина направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности всех регионов. Налоговые ресурсы концентрируются в центре и распределяются по территориям, постепенно сглаживая вопиющую картину неравенства. Что же касается пожеланий о финансовой самостоятельности таких областей, как наша, то вспоминается анекдот, как сова давала совет мыши - стань, мол, ежом и никто тебя обижать не будет. На вопрос, как же это сделать, ответила: «Я, мышь, занимаюсь стратегией, а не тактикой». - Что было реально сделано региональными и местными властями для снижения уровня закрытости бюджета Курганской области и муниципальных образований, в борьбе с коррупцией? - Бюджет Курганской области никогда не был закрыт. Он публикуется в печати. Но бюджеты муниципальных органов пока не всегда бывают открытыми, с чем нам приходится сталкиваться, проверяя правильность расходования средств, перечисляемых из областного бюджета. Но мы имеем в данном вопросе серьезных союзников: профсоюзы и само население, которое стало интересоваться этими проблемами. Что же касается коррупции, то хотел бы обратить внимание на «Обзор рынка коррупционных услуг в России за 2001 год», опубликованный в «Новой «газете». Курганская область входит в пятерку регионов с самым низким уровнем коррупции. Но это не значит, что мы почиваем на лаврах. Мы видим ситуацию лучше, чем эксперты, и принимаем адекватные меры. - Одна из самых сложных проблем Зауралья - энергетическая. Задолженность бюджета и хозяйствующих субъектов Курганской области предприятию «Курганэнерго» составляет 1,8 млрд рублей. Какие меры были предприняты властями для разрешения этой проблемы и обеспечения энергетической безопасности Зауралья? Возможно ли в принципе разрешение этой проблемы без заимствований из федерального бюджета, силами области и муниципальных образований? - Эта проблема долговременная и дорогостоящая. Энергетические мощности размещались в прошлом по плановым решениям центральных властей, без учета интересов населения регионов. Выходить же из этого тупика Зауралью приходится одному. Летом этого года мы заключили соглашение с РАО «ЕЭС» о реструктуризации долгов и энергоснабжении Курганской области. Еще долго будут спорить - нужно ли это соглашение. Но оно дало нам ясно понять, что бесплатная энергия закончилась. Конечно, правительство РФ пытается как-то нивелировать энергетические диспропорции. Выделяются целевые субвенции целому ряду регионов. И наша область, мы в этом уверены, может рассчитывать на эту поддержку. При посещении Курганской ТЭЦ Анатолий Чубайс вспомнил «демидовские времена», но эта станция - собственность РАО «ЕЭС», и она напрочь лишена инвестиций. Мы уверены, что есть пути решения проблемы. В том числе за счет справедливого и обоснованного использования инвестиционной составляющей в энерготарифах, усреднения тарифов по зонам (например, федеральным округам). Курганская область по этой статье ежегодно направляет в РАО более 200 млн рублей, а на аппаратном совещании в федеральном правительстве представители РАО говорят: «Мы не можем инвестировать в Курганскую ТЭЦ потому, что занимаемся энергоблоком на Ростовской АЭС». Это справедливо? Тем не менее в этой сложной ситуации мы никогда не допустим повторения в Курганской области приморского синдрома. Несмотря на не очень высокий уровень жизни населения, мы не боялись соглашаться с требованиями энергетиков о повышении тарифов. Понимаем, что именно бесплатный энергетический коммунизм «по-приморски» привел к коллапсу всего Дальнего Востока. - Как вы расцениваете активное внедрение в промышленность и сельское хозяйство Зауралья бизнес-структур из соседних субъектов («Курганмашзавод» - тюменский «Сибур», село - предприниматели Федулев, Аристов, Юревич)? Не выступают ли они фактором ослабления политической самостоятельности областной администрации? - Любое предприятие, работающее на российском или мировом рынке, не может контролироваться на уровне региона. Первичен не вопрос собственности, а вопрос эффективности. Неэффективный собственник или менеджмент должен уйти. Чем позже он сделает это, тем сложнее вывести предприятие из кризиса. Что касается интенсивного прихода в нашу область предпринимателей из соседних областей, то вертикальная и горизонтальная интеграция бизнеса - общемировая тенденция. И если инвесторы к нам приходят, значит, доверяют власти. Что касается опасений, то их нет. - В уходящем году власти северных районов Курганской области вновь настойчиво ставили вопрос о присоединении этих территорий к Свердловской и Челябинской областям. Чем вы можете объяснить столь последовательную политику «северян» на отделение? Какие шаги предпринимаются для того, чтобы раскола Зауралья не произошло? - Я не раз читал о «заявлениях» глав западных районов о необходимости присоединения их территорий к соседям. Прямо скажу, все это находится вне реального правового поля. Кстати, все главы, которым приписываются эти утверждения, в один голос публично заявляли обратное. Вообще я вижу, что эта тема усиленно подогревается за пределами нашего региона. Заметьте, только возникает слух о третьем сроке, как тут же появляются прожекты курганского передела. Как надо не любить зауральцев, чтобы разделить их по живому на три или четыре довольно жирных куска. Надо учитывать, что таким образом кое-кто планирует решить многие свои проблемы, особенно в сфере продовольственной безопасности. - В Курганской области насчитывается более 450 муниципальных образований. Это не может не сказываться на их управляемости и бюджетной состоятельности. Не планируете ли вы по примеру вашего тюменского коллеги Сергея Собянина провести муниципальную реформу. Если да, то в какие сроки, каковы основные этапы, принципы и задачи этой реформы? - Да, реформы не избежать. Но и торопиться мы не собираемся. Нужно использовать проверенные на практике решения и подходы. Реформу местного самоуправления в Тюменской области начинал еще Рокецкий, сейчас другой губернатор, другие подходы. Посмотрим, все взвесим. Областное правительство и Дума совместно прорабатывают этот вопрос, привлекаются ученые, изучаются все аспекты предстоящей реформы и опыт других регионов. |
|
|
 |
63 | 508 | 4376 | Записей в базах данных: | 111055 | 369440 | 1 | 922 | 13845 |
|
 |