Москва: результаты работы системы "одного окна" не видны предпринимателям
Необходимость внедрения в Москве системы «одного окна» у правительства города не вызывает сомнений. Однако в ходе реализации этого принципа возник ряд препятствий, существенно замедляющих его распространение. Обсуждению этой проблемы был посвящен первый вопрос повестки дня вчерашнего заседания правительства Москвы: «О ходе реализации принципа «одного окна» в работе органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций». В ходе него был рассмотрен соответствующий проект постановления. С докладом по вопросу выступила Любовь Оборкина, начальник Государственной городской инспекции по контролю за использованием объектов нежилого фонда г. Москвы. На первый взгляд, по ее словам, система «одного окна» уже создана: сформировано около 900 служб «одного окна»; утвержден единый реестр, в котором определены держатели «одного окна»; установлен перечень выдаваемых документов и сроки выдачи. Вместе с тем, внедрение реформы затянулось, нет единообразия в работе служб «одного окна» даже одного держателя. «Москвичи не почувствовали изменения отношений между чиновниками и гражданами», - заявила она. Л.Оборкина рассказала, что в период с 1 июня по 1 сентября текущего года проведено 267 проверок работы служб «одного окна». Проверки показали, что во многих органах исполнительной власти, городских организациях работа служб «одного окна» была организована со множеством нарушений требований существующих правовых и законодательных актов, регламентирующих порядок введения режима «одного окна». Таких нарушений выявлено более 800. В 44% случаев они связаны с отсутствием регламентных схем подготовки, согласования и выдачи документов заявителю, определяющих сроки оформления, согласования и выдачи документов; в 38% случаев отсутствуют внутренние регламенты, описывающие работу служб «одного окна»; в 26% случаев нет договоров о порядке взаимодействия служб «одного окна» с согласующими организациями; также есть случаи неведения учета обращений заявителей. Вместе с тем внутренние регламенты, прописывающие работу каждой отдельной службы «одного окна», крайне важны и должны утверждаться правительством Москвы, считает она. Отсутствие регламентных схем, внутренних регламентов приводит к тому, что процесс согласования растягивается на месяцы, иногда достигает года. Л.Оборкина привела пример с одной торговой фирмой, которая пристроила крыльцо размером 5 кв. метров, что потребовало 9 месяцев на согласования и 60 тысяч рублей официальных платежей. Аналогичная ситуация сложилась и с соглашениями о порядке взаимодействия служб «одного окна» с согласующими организациями, учетом обращений заявителей в журнале в бумажной форме. В большинстве случаев в службах «одного окна» таких соглашений нет, а учет обращений заявителей не ведется. Кроме того, отметила Л.Оборкина, важным остается вопрос технического оснащения служб «одного окна»: пока лишь 18% из них соответствуют нужному уровню технического оснащения. Она добавила, что префекты и главы управ районов города Москвы принимают оперативные меры по устранению нарушений в работе служб «одного окна». Медленнее реформа идет в отраслевых департаментах и госучреждениях. Система «одного окна», по словам Л. Оборкиной, в городе внедряется, однако согласования пока ложатся на плечи заявителей либо выполняются посредническими организациями. Она уверена, что на сегодняшний день можно было бы иметь более внушительные результаты в случае проведения предварительного анализа того, какие документы выдаются городскими организациями, определить сроки их подготовки и т.д. Ведь законодательно не учтено то, что для различных документов необходимы различные сроки подготовки и различные процедуры согласований. Л.Оборкина считает, что на базе префектур и управ районов следовало бы создать центры, способные объединить территориальные службы «одного окна». «Некоторые префекты этот вопрос уже прорабатывают», - заявила она. Кроме того, по ее мнению, проблеме реализации принципа «одного окна» необходимо придать иной правовой статус, подготовить предложения по разработке городом соответствующего закона. В качестве содокладчика выступил Александр Крутов, депутат Московской городской думы, председатель Комиссии по регламенту, правилам и процедурам МГД. Он подчеркнул, что внедрение системы «одного окна» в г.Москве является важным шагом административной реформы, способным преодолеть отчуждение между властью и обществом, изменить отношение общества к власти. Сегодня, по его словам, жители и предприниматели уже не жалуются на большое количество согласований, потому что привыкли к этому. «Предпосылки для работы большей части городской системы в режиме «одного окна» были созданы, а вот системы работы в режиме «одного окна» еще нет», - считает А.Крутов. Депутат МГД согласился, что уместной будет разработка соответствующего закона о реализации принципа «одного окна». Прежде всего, следует провести инвентаризацию обращающихся в системе документов, нужна вневедомственная координация этой работы. А.Крутов также уверен, что необходимо решать вопрос об информационном обеспечении процесса. Алексей Михайлов, начальник управления информатизации города Москвы сообщил, что процесс реализации принципа «одного окна» включает в себя: автоматизацию всего, что связано с обращением граждан; организацию внутреннего процесса работы городских служб, связанного с выдачей документов. В рамках реализации первого направления в марте 2005 года была создана и внедрена в ряде префектур система мониторинга обращений граждан. Реализация второго направления, по его словам, затрудняется из-за отсутствия внутренних регламентов работы служб «одного окна», отметил он. Сегодня 210 видов документов выдаются в режиме «одного окна», сообщил А.Михайлов. На базе регламентов, подготовленных по этим 210 видам документов, составлено 167 регламентных схем выдачи документов, 65 из них утверждены, 41 находится на стадии утверждения, оставшиеся - на стадии согласования по результатам коррекции. «Подготовка регламентных схем – это наиболее сложная процедура, так как она затрагивает интересы ведомств, участвующих в работе», - сказал А.Михайлов. Оставшиеся регламентные схемы он пообещал подготовить в течение полугода, после чего перейти к автоматизации процесса. Если изначально в г.Москве существовало 810 служб «одного окна», то сейчас действуют 623 службы, около 600 служб уже оснащены между собой информационными каналами связи, сообщил А. Михайлов. «Учетная система создана, система подготовки регламентов идет, остается оптимизировать систему. А это займет 1-2 года», - сказал он, поддержав предложение координации их работы на территориальном уровне префектур и управ. В ходе заседания с докладом также выступил министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Михаил Вышегородцев. Он сообщил, что для субъектов малого предпринимательства система взаимодействия с государством по принципу «одного окна» имеет особое значение. Малый предприниматель нуждается в том, чтобы использовать прозрачные и поддающиеся четкому контролю взаимоотношения с властью, поскольку в наибольшей степени от нее зависит, так как не обладает ни значительными финансами, ни существенным административным ресурсом. В особенности это проявляется в вопросах аренды недвижимости и строительстве, выдаче разрешений на занятие определенными видами деятельности, прежде всего, торговлей, согласовании разрешенного использования помещений. В этой связи "адекватный анализ состояния дел может помочь улучшить работу", отметил министр. Он подчеркнул, что необходимо продолжать совершенствование регламентов служб «одного окна» также, как и налаживать систему электронного документооборота. Однако не менее важным, по его мнению, является расширение реестра документов, которые могут выдаваться по системе «одного окна». М.Вышегородцев сообщил, что Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы совместно с организациями инфраструктуры поддержки проводит работу по внедрению в среду малого предпринимательства информационных технологий, развитию безбумажных технологий делового информационного обмена, в том числе с использованием информационных средств авторизации. В данном направлении ДПиРМП предлагалось создать в городе многофункциональную систему документооборота «Единое окно сдачи отчетностей субъектов малого бизнеса Москвы». Основной задачей указанной системы предполагалось оказание содействия субъектам МП в комплексном решении проблем подготовки, контроля, анализа и передачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи. На первом этапе планировалось сосредоточиться на налоговой отчетности, затем перейти на другие ее виды. «Создание и внедрение в практику работы субъектов МП защищенного, безбумажного, юридически значимого электронного документооборота может способствовать оптимизации затрат на непроизводственную деятельность, содействовать исключению непроизводственного контакта предпринимателей и представителей органов власти», - сказал министр. Департамент вносил проект нормативного акта в правительство Москвы о создании системы единого окна сдачи отчетности, однако, сообщил М.Вышегородцев, данный проект не был согласован. Министр также предложил некоторые изменения пункта 4.1 рассматриваемого постановления. Этот пункт гласит, что все проекты правовых актов правительства Москвы в обязательном порядке должны проходить процедуру согласования с Госгоринспекцией. Он считает, что Госгоринспекция должна либо проверять и контролировать этот процесс, а развитие системы должно быть перепоручено другой структуре, либо Госгоринспекция должна генерировать новые направления работы в режиме «одного окна». Итоги заседания подвел мэр Москвы Юрий Лужков. Он согласился с М.Вышегородцевым, что функции Госгоринспекции в большей степени связаны с контролем. «Мы специально усилили ее функции, чтобы она могла действенно влиять на формирование системы работы города в режиме «одного окна», - сказал Ю.Лужков. - Что же касается предложения разработать в каком-то одном месте систему «одного окна», то это неправильно и нереально». Он подчеркнул, что по отраслям система должна отрабатываться, также как и на конкретных территориях, однако это общее дело города. Ю.Лужков предложил принять за основу рассматриваемое постановление «О ходе реализации принципа «одного окна» в работе органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций». Ответственным за реализацию системы «одного окна» назначен первый заместитель мэра, руководитель аппарата мэра и правительства Москвы Виктор Коробченко. «Организационная структура системы – это многоаспектная задача, требующая мощной координации», - отметил мэр. Это требует, чтобы в каждом из отраслевых направлений, в каждой префектуре и управе были отработаны все документы для работы в системе "одного окна". «Мы должны ясным образом сформировать перед собой цель, структуру документов, которые должны идти через «одно окно». Уже сегодня необходимо отработать систему целей 2008 года», - считает Ю.Лужков. Одновременно, по его словам, в каждой районной управе должны быть созданы центры информационного обслуживания населения. Ю.Лужков предложил также материально стимулировать работу тех сотрудников служб «одного окна», которые выдают документы в срок. В частности, им до 30% к зарплате, если они четко и быстро выполняют свою работу по заявкам жителей, предпринимателей. По его мнению, это даст серьезный эффект, такое положение следует прописать в постановлении. Мэр Москвы отметил важность налаживания системы электронного документооборота для города. По его словам, это приоритетное направление программы «Электронная Москва». Ю.Лужков также подчеркнул необходимость минимизации перечня собираемых документов для получения конкретного разрешения и подготовки кадров для служб «одного окна». В заключение он заявил: «У нас в городе достаточное законодательное поле, чтобы заняться системой «одного окна», если мы решим эту задачу к 2008 году, это будет успех». Никакие федеральные законы в этом смысле не должны и не могут препятствовать реализации системы «одного окна» в Москве, подчеркнул мэр и добавил, что контроль за ходом реализации системы будет усилен и будет проводиться в «жестком виде». ИА "Альянс Медиа"