Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ТУЛА"

Год основания: 2002 год
Руководитель: Селиванов Анатолий Николаевич
Штатных сотрудников: 10 человек
Интервьюерская база: 40 человек

      Расширенный поиск
Новость
6 июля 2006 - 17:45ММЦ "САРАНСК"
Мордовия стала первым регионом, состояние и стратегия социально-экономического развития которого комплексно, детально были обсуждены на заседании Правительства Российской Федерации.

28 апреля Глава республики Мордовии Н.И.Меркушкин выступил на заседании Правительства Российской Федерации с докладом о социально-экономическом развитии региона.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые члены Правительства, присутствующие!
Прежде всего позвольте мне выразить благодарность за предоставленную воз¬можность доложить о социально-экономи¬ческом положении республики, ее пробле¬мах и перспективах дальнейшего разви¬тия.
Республика Мордовия — это индустри¬ально-аграрный регион. Ведущая роль в республике принадлежит промышленнос¬ти (более 30% ВРП составляет промыш¬ленное производство). На ее долю прихо¬дится более четверти занятых в экономи¬ке республики, и здесь наиболее активно идут процессы модернизации производ¬ства.
В промышленности основную долю за¬нимают машиностроительный комплекс — 43%, это в 1,5 раза больше, чем в целом по стране, и пищевая промышленность—23%, это почти в 3 раза больше, чем в стране, а также промстройматериалы — 12%. Вто¬рая по значению отрасль — это сельское хозяйство — 18% ВРП, это тоже в 3 раза больше, чем в среднем по стране.
В сельской местности у нас проживает 42% населения. Если сравнивать с дру¬гими регионами (кроме Северо-Кавказс¬кого, где другая структура расселения), мы по проценту равны Оренбургу и Алтайско¬му краю, а в европейской части у нас про¬цент сельского населения практически самый высокий.
В своем развитии республика опирает¬ся прежде всего на выгодное географи¬ческое положение, наличие развитой транспортной и коммуникационной инф¬раструктуры, благоприятный инвестиционный климат. Через республику проходят железнодорожные и автомобильные маги¬страли, соединяющие запад страны со Средней Азией и Сибирью и север с югом. В городе Рузаевке находится одна из круп¬нейших узловых станций. По территории республики проходит 8 магистральных тру¬бопроводов, которые пересекают север страны до западных границ.
У нас достаточно хорошо решена про¬блема со связью — практически 100-про¬центная цифровизация — и с газифика¬цией: 98% населенных пунктов у нас га¬зифицировано. В то же время отсутствие запасов стратегических природных ресур¬сов, неблагоприятная демографическая си¬туация как сейчас, так и в советское время, недостаточный уровень развития малого бизнеса являются главными сдерживаю¬щими факторами развития. Негативное влияние на развитие региона и уровень жизни наших людей оказывает исторически сложившийся потенциал и инфраструк¬тура производственного комплекса.,. Еще в советское время фонды и энерговоору¬женность были в республике самыми низ¬кими среди всех наших соседей, а выра¬жение: «Там, где кончаются дороги, начи¬нается Мордовия»—было для нас до боли обидным во все времена.
И еще. В начале 90-х годов в силу объективных, а вб многом и субъективных причин, известных многим из вас, в Мор¬довии оказался самый глубокий спад про¬изводства. Мы дошли до уровня досовет¬ского периода к }996 году—29%, то есть был 71% спада.
Вы видите на графиках место респуб¬лики по основным показателям социаль¬но-экономического развития в середине 90-х годов. 72-е место в России по объе¬му валового регионального продукта в рас¬чете на одного жителя, по объемам инвес¬тиций в основной капитал — 81-е место, промышленного производства—68-е ме¬сто, по денежным доходам на душу населения —87-е,предпоследние, перед Дагестаном (1995 год). Дотационность достигала в то время более 60%. То есть республика практически содержалась за счёт федерального бюджета.
Предпринятые нами меры, и прежде всего я хотел бы отметить принятие Пра¬вительством Российской Федерации Фе¬деральной программы «Развитие респуб¬лики на 1996—2000 годы», позволили вы¬вести регион из числа глубоко депрессив¬ных и создать условия для развития.
Сегодня в своей деятельности мы ру¬ководствуемся комплексом взаимодопол¬няющих программных документов. Все они соответствуют целям и приоритетам, обо¬значенным в программных федеральных документах. Мордовия принимает уча¬стие в реализации более чем 20 фе¬деральных целевых программ» и реа¬лизует 35 республиканских.
В качестве основной цели нами опре¬делено повышение уровня и качества жиз¬ни населения. Мы ставим перед собой задачу снизить уровень бедности в 2008 году в два раза по сравнению с 2005 годом, увеличить объемы стро¬ительства жилья в 1,5 раза, увеличить продолжительность жизни с 66 лет до 68 лет в 2010 году, хотя по продолжи¬тельности жизни мы в Приволжском окру¬ге среди 14 регионов занимаем 2-е место после Татарстана.
Мы понимаем, что реализация цели по¬вышения уровня и качества жизни насе¬ления невозможна без высоких темпов экономического роста и создания потен¬циала для будущего развития. Поэтому мы намерены к 2009 году обеспечить удвоение валового регионального продукта, рост инвестиций в 1,7 раза и численности, занятых в малых пред¬приятиях — в 1,5 раза.
Будущее республики мы связываем с динамичным развитием рыночной инфра¬структуры: инновационной, финансовой, информационной, а также наукоемких ин¬новационных производств.
На слайде представлено одно из этих важнейших направлений — развитие ин¬формационно-коммуникационных техноло¬гий в Республике Мордовия. На этом на¬правлении у нас есть реальные заделы. Реализуется целый ряд пилотных проек¬тов в рамках ФЦП «Электронная Россия», а также первый в России проект по вне¬дрению цифрового телевидения. Мы в 2006 году стопроцентно обеспечим доступ населения — и сельского, и городского — к цифровому телевидению.
Для республики очень актуальны воп¬росы укрепления законности и правопо¬рядка, борьбы с организованной преступ¬ностью и преступлениями в сфере эконо¬мики. Это серьезно сказывается на дина¬мике развития республики и особенно ма¬лого бизнеса, предпринимательского сек¬тора.
В последнее время при поддержке МВД России (мы несколько раз встречались с Рашидом Гумаровичем) (Нургалиевым - ред.) решены принципиальные кадровые вопросы, и на сегодня мы имеем первые положительные результаты.
Начиная с 2000 года в республике на¬блюдается положительная динамика де¬нежных доходов и заработной платы на¬селения. Реальные денежные доходы уве¬личились по сравнению с 1999 годом в 1,6 раза, реальная заработная плата — в 2,4 раза. В последние 3 года заработная плата в республике росла более высокими темпами, чем в среднем по стране. Доля на¬селения с доходами ниже прожиточ¬ного минимума сократилась с 53% в 2000 году до 29,6% в 2005-м.
Вместе с тем уровень заработной пла¬ты продолжает оставаться низким. В 2005 году среднемесячная заработная плата составила примерно 5100 рублей. Это связано, прежде всего, со структурой промыш¬ленного производства. У нас практически нет топливно-энергетического комплекса, нет тех отраслей, где традиционно высо¬кая заработная палата. В то же время зна¬чительна доля сельского населения и сель¬ского производства с невысоким уровнем заработной платы. Кроме того, существу¬ет проблема сокрытия доходов, в результате чего значительная их часть остаётся в тени.
В среднесрочный период прогнозиру¬ется обеспечить увеличение реальных де¬нежных доходов населения в среднем на 10% ежегодно. Среднемесячная зара¬ботная плата увеличится, по нашим намерениям, с 6365 рублей (такую мы имеем сегодня) до 10000 рублей в 2009 году. Ее реальный рост составит за 3 года 1,4 раза.
За период с 2000-го по 2005 год вало¬вый региональный продукт республики увеличился в 1,6 раза, объем промышлен¬ного производства и инвестиции в основ¬ной капитал — более чем в 2 раза. Вало¬вая продукция сельского хозяйства—в 1,2 раза, внешнеторговый оборот—в 3 раза. Темпы роста сохраняются и в I квартале текущего года.
Индекс промышленного производства за I квартал текущего года составил 108%, объемы производства мяса на сельскохо¬зяйственных предприятиях увеличились на 9,5%, молока — на 17%, яйца—на 54%. По показателям производства яйца на душу населения мы вышли на 1-е ме¬сто в стране, молока — на 3-е место, мяса — на 5-е место в стране.
Одним из инструментов достижения высоких темпов роста стало использова¬ние кластерного подхода. В прогнозиру¬емый период валовый региональный продукт, как мы планируем, вырастет т 1,3 раза. Основной вклад в удвоение валового регионального продукта будет обеспечен за счёт промышленного комп¬лекса, объемы которого возрастут к 2009 году в 3 раза по сравнению с 1999 годом.
В республике реализован целый ряд инвестиционных проектов, которые уже дают первые результаты.
Определены и новые точки роста, кото¬рые позволят выйти на прогнозируемые параметры.
Это прежде всего вагоностроительная компания Мордовии, где введены мощно¬сти для изготовления 9 тысяч грузовых вагонов в год, освоено производство 44 моделей грузовых вагонов. Эти мощности создавались в последние 5 лет для дости¬жения целей, определенных Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России». Следую¬щий этап на этом предприятии-холдинге —освоение нового поколения вагонов, вы¬пуска стального литья/создание транспортно-логистического центра.
Когда готовился вопрос, меня очень про¬сили наши промышленники и Союз ваго¬ностроителей, Герман Оскарович (Греф — ред.), внимательно рассмотреть проблему, как Украина конкурирует с нами в постав¬ках продукции вагоностроения, по какой цене украинцы получают свой металл и по какой цене и как они продают потом у нас эти вагоны.
Почему? Потому что цена на металл на Украине для вагоностроителей регулиру¬ется государством, и из-за этого мы теря¬ем, например, рынки Казахстана. Если со¬хранится такая недобросовестная конкуренция, нам будет очень сложно не только развивать, а даже сохранить эти производства. По Казахстану мы потеряли порядка 3 тысяч вагонов только по этой причине.
В рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработка по приоритетным направлениям развития науки и техники» реализуется инновационный проект по освоению производства карбида кремня и созданию нового поколения современных энергосберегающих полупроводниковых приборов на акцио¬нерном обществе «Электровыпрямитель». Мы здесь выиграли мегапроект и в этом направлении очень тесно работали с Ми¬нистерством образования и науки. Если эта задача в ближайшие 3-4 года в стра¬не не будет решена, то мы можем практи¬чески полностью потерять очень большой сектор экономики, и не приходили рассчи¬тывать на то, что потом его можно будет возобновить.
Сейчас на 340 млн рублей по мегапроекту активно ведутся НИОКРовские рабо¬ты совместно с Институтом им. Иоффе. Производство карбида кремния и матери¬алов на его основе'— это будущее всей электроники, светотехники. Мы бы проси¬ли поддержать этот проект.
Акционерным обществом «РосИнтер-Оптика» реализуется проект по организа¬ции современного производства оптичес¬кого волокна, что позволит обеспечить российских потребителей отечественным волокном. Сегодня все 13 заводов, кото¬рые производят оптико-волоконный ка¬бель, пользуются волокном из-за рубежа. Мы не производим ни километра самого волокна, хотя сейчас уже абсолютное большинство развитых стран мира имеет свое волокно.
Договор о поставке оборудования с «Нокиамайлефер» нами был заключен 5 лет назад.
В то же время с двухнедельной разни¬цей Китай заключил контракт на 4 башни для вытяжки волокна. Мы свои 4 башни до сих пор не смогли ввести, а китайцы за это время, кроме этих 4 башен, поставили еще 20. У них сегодня 24 башни, которые тянут свое волокно, а мы все это волокно покупаем на Западе. Наш проект плани¬ровалось реализовать вместе с Федераль¬ным банком реконструкции и развития. На оборудование потрачено 17 млн долларов. Оборудование уже два года как находится на территории республики.
А Банк реконструкции и развития нам выдал кредит, через 1 ,5 года его забрал .обратно, потому что выдал только на 1,5 года. Мы на этом остановились и пример¬но 2,5 года стоим на месте. Кстати, на за¬седании Правительства я об этом уже дважды говорил. Есть два поручения Пре¬зидента Российской Федерации на этот счет.
В республике расположено одно из крупнейших предприятий — производите¬лей цемента: акционерное общество «Мордов цемент». Для обеспечения целей на¬ционального проекта «Доступное и каче¬ственное жилье гражданам России» раз¬работан проект увеличения производства цемента с 3 до 7 млн тонн в год, общая стоимость проекта более 6 млрд рублей. Его реализация позволит снизить уровень монополизации цементного рынка России, что, я думаю, сегодня является одним из основных для того, чтобы программа «До¬ступное жилье» более активно реализовы¬валась. Более того, первая линия уже реа¬лизуется самим предприятием и к концу этого года вступит в строй. А по второй очереди мы также надеемся на поддерж¬ку на федеральном уровне.
Реализация указанных проектов и ряда других в короткие сроки невозможна без участия федерального инструментария. Потому что все предприятия, о которых я говорил, в последние годы активно разви¬вались, и для их развития привлечены на долгие сроки, на 5—7 лет, огромные кре¬дитные ресурсы, а имущество этих пред¬приятий» соответственно, заложено. Для того чтобы делать следующий шаг, соб¬ственных возможностей практически нет. По привлечению иностранных инвестици¬онных ресурсов на душу населения мы держим первое место в Приволжском ок¬руге. Но для того, чтобы мы могли хоть приблизиться по уровню жизни к средне¬российскому, необходима помощь для динамично развивающихся предприятий ,уже не имеющих иных возможностей привлечения дополнительных ресурсов.
Мощным фактором усиления промыш¬ленного потенциала и энергообеспечен¬ности таких регионов, как Нижегородская, Пензенская области и Республика Мордо¬вия, могло бы стать строительство Мордов¬ской ГРЭС. Эта ГРЭС была запланирова¬на еще в программе развития энергетики 35 лет назад, привязана была к террито¬рии нашей республики. Мы сделали все, чтобы в последние 5—7 лет реанимиро¬вать этот проект: подготовили новое тех¬нико-экономическое обоснование, проектно-сметную документацию первой очере¬ди. Шесть лет работает дирекция ГРЭС, уч¬режденная администрациями Нижегород¬ской области, Пензенской области и Мор¬довии, энергосистемами этих территорий. Отсюда можно было бы подать электро¬энергию не только в эти регионы, но и в Москву. Мы рассматривали этот вопрос у Чубайса, в понедельник на встрече с Мил¬лером тоже обсуждали эту тему.
Одна из главных наших проблем — это дороги, я уже вначале сказал об этом. В советское время дорожная сеть у нас была самой слабой среди всех наших соседей. Нам удалось в последние 4—5 лет частич¬но исправить ситуацию, имея определен¬ные дополнительные ресурсы в бюджете республики, но достичь приемлемого уровня пока не удалось.
Поэтому в аналитической записке Дорож¬ного агентства по итогам 2005 года Мордо¬вия называется второй в числе нуждающихся в поддержке. Я имею в виду прежде всего не федеральные трассы, а наши внутренние дороги в связи с тем, что их состояние и наши собственные возможности не смогут позволить в ближайшие годы поддерживать их на требуемом уровне.
Я бы очень просил поддержать субвен¬циями в ближайшие годы, насколько это возможно, внутреннюю реконструкцию, ре¬монт, а еще и строительство дорог в ряде населенных пунктов. Там есть и цифровое телевидение, есть газ, есть телефоны, но дорог туда нет. У нас на сегодня 38 таких населенных пунктов — центров муници¬пальных образований.
Во многом выполнение поставленных нами целей будет зависеть от успеха реа¬лизации на территории республики при¬оритетных национальных проектов. Что ка¬сается проекта образования, то здесь мы опираемся на проделанную в последние годы работу. Мы построили много новых школ. Реализация национального проекта идет в соответствии с соглашением с Ми¬нистерством образования и утвержденным сетевым графиком. Мы усилили проект своими инициативами в продолжение фе¬деральных (гранты). Муниципалитеты тоже эту работу сделали, определились, и в нор¬мальном, спокойном режиме, без проблем, Дмитрий Анатольевич (Медведев - ред.), эта работа сегодня ведется. Планируем в этом году стопроцентно подключить шко¬лы к Интернету, перевести всех на скорос¬тные магистрали и довести уровень ком¬пьютеризации школ до соотношения 1 со¬временный компьютер на 25 учащихся.
Основные параметры проекта «Здраво¬охранение» представлены на слайде. Ра¬боты идут также в соответствии с согла¬шением с Минздравом и сетевым графи¬ком, утвержденным нами и согласованным с Министерством здравоохранения. Осо¬бых проблем нет, обеспеченность врачами достаточно высокая, все вопросы по обес¬печению оборудованием решаются в штат¬ном режиме.
Одна из главных наших проблем, кото¬рую хотелось бы решить с помощью Пра¬вительства России, — это строительство республиканской больницы. Строитель¬ство началось с решения Правительства Российской Федерации 10 лет назад, ког¬да рассматривалась первая программа со¬циально-экономического развития, освое¬но на этой больнице 1800 млн рублей в сегодняшних ценах. Общие строительные работы мы в этом году завершаем полно¬стью.
Мы бы просили реализовать этот про¬ект так, чтобы он отвечал идеологии наци¬ональных проектов. Не как первоначально планируемый локальный объект под уро¬вень во многом уже вчерашнего дня, а прак¬тически готовый комплекс межрегиональ¬ного уровня, решающий по многим направ¬лениям и внутренние проблемы.
Мы ведем в республике еще одно очень важное направление. Для того чтобы вос¬питать в людях дух победителя, человека, стремящегося к высоким результатам, ак¬тивно развиваем спорт. Мы построили много крупных спортивных сооружений мирового уровня. Проводим сегодня на этих объектах международные соревнова¬ния, подписали соответствующее соглаше¬ние с Федеральным агентством по спорту.
Мы в Афинах завоевали 4 медали и ста¬вим задачу направить в Пекин спортсме¬нов по 7 видам спорта. Сейчас у нас со¬зданы условия для того, чтобы активно раз¬вивался и массовый спорт, и готовились на этих базах спортсмены, способные за¬щищать честь страны.
Что касается национального приорите¬та по доступному жилью. Мы планируем к 2010 году по сравнению с 2004-м увеличить объемы строительства в 2,2 раза, а ипотечного строительства — в 4,8 раза. Позавчера округ проводил у нас мероприятие: смотрели ипотечные пло¬щадки, динамику развития ипотечного строительства. Цифры, которые в связи с этим назывались, оцениваются как вполне реальные.
Единственный вопрос — это, конечно, ставка рефинансирования, которую берет у нас Российская ипотечная жилищная корпорация. Мы отдаем кредиты по 5—7%, РИЖК у нас берет по 12%. Это в какой-то мере перекачивание бюджетных денег ре¬гионов в федеральный бюджет. Мы ком¬пенсируем ставку, а федеральный бюджет по полной ставке забирает на вторичном рынке эти закладные. Если бы ставку сни¬зили где-то процентов до 8, я думаю, про¬цесс ипотечного строительства в целом в стране пошел бы значительно более быс¬трыми темпами.
Что касается проекта по развитию села. Вы (Медведеву — ред.) были, Алексей Ва¬сильевич (Гордеев — ред.) тоже был — поэтому я не буду долго говорить. Хочу сказать, что уже на сегодня заявлено кре¬дитов на 6,9 млрд рублей. Мы подписали соглашение, и, если это соглашение будет реализовано, мы можем увеличить в тече¬ние 2—3 лет объемы производства сель¬хозпродукции в 1,6 раза. И здесь тоже возникает вопрос. Сейчас, в 1 квартале, мы увеличили производство молока на 17%, и сразу появились вопросы реализации: как реализовать, куда реализовать сырье. Тут целый комплекс вопросов, и в том числе современная, по последнему слову техно¬логии переработка. Потому что, если не будет современного, на уровне датского, французского и так далее, производства, нам очень сложно будет эту продукцию продавать.
К сожалению, этих направлений в нац-проектах нет. Местный бизнес у нас этим занимается, но возможности его ограни¬чены. Мы хотели бы предложить очень крупный проект, кластер: производство продуктов питания, т. е. сыров, зеленого горошка, сахара, красного мяса, по которым у нас все подготовлено, отработаны тех¬нологии, изучен мировой опыт. Все эти производства—импортозамещающие, а по красному мясу, Дмитрий Анатольевич, мы можем через 2-3 года столкнуться с очень серьезными проблемами, если не поддер¬жать этот проект.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые члены Правительства Рос¬сийской Федерации!
Хочу выразить Вам искреннюю призна¬тельность за внимание к нашей республи¬ке, к ее проблемам и перспективам разви¬тия. Руководство и народ Мордовии по¬стоянно ощущают поддержку Правитель¬ства России в своих начинаниях, при ре¬шении самых важных вопросов экономи¬ческого и социального развития. Мы бла¬годарны Вам за то понимание, которое у Вас встречаем. Хочу выразить также бла¬годарность комиссии по подготовке наше¬го вопроса, которую возглавил Александр Дмитриевич Жуков, Минрегиону и Мини¬стерству экономического развития, с ко¬торыми мы тесно сотрудничали в подго¬товке доклада.
Сегодняшнее заинтересованное обсуж¬дение настоящего и будущего республи¬ки на российском уровне имеет и опреде¬ленный символический смысл. Именно в этом году начинаются мероприятия, посвя¬щенные 1000-летию мордовского народа в составе Руси. Эта дата подтверждается документами, в частности «Повестью вре¬менных лет», археологами, работами ака¬демика Б А Рыбакова, А. И. Сахарова.
Центральным, историческим по своей сути событием, посвященным юбилею, ста¬нет открытие в Саранске в августе 2006 года крупнейшего в Поволжье храма — Кафедрального собора святого праведно¬го воина Феодора Ушакова.
Приглашаю Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые члены Правитель¬ства, посетить Мордовию в эти знамена¬тельные дни и принять участие во всена¬родных торжествах.
В завершение доклада хочу пожелать, чтобы большая совместная работа по его подготовке вылилась в конкретные резуль¬таты, чтобы это потом стимулировало и другие регионы активно работать. Если мы просто поговорим, посмотрим друг на друга и в итоге мало что будет еде дано, я думаю, эта форма не будет столь популярной, ка¬кой она могла бы стать. Спасибо.
Исследовательская группа "Регион М"
Модерируемый каталог сайтов - EARNmania

В блог / На сайтОтправить по e-mail


 Вернуться в раздел новостей

  Напечатать
 
Статистика Системы ММЦ
Маркетинговых центров: 63
Рыночных обзоров: 508
Визиток предприятий: 4376
Записей в базах данных:
Предприятий: 111055
Предложений: 369440
Деловых мероприятий: 1
Маркетинговых работ: 922
Инвестиционных проектов: 13845

Корпоративный вход:
Ваше мнение
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос