Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ЛИПЕЦК"

Год основания: 2002
Руководитель: Филинская Лариса Владимировна
Штатных сотрудников: 5 человек
Интервьюерская база: 50 человек

      Расширенный поиск
Новость
6 марта 2012 - 13:28МА "СИСТЕМА ММЦ"
«Нарисовать» как модель и метод прогнозирования

Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)
«Нарисовать» как модель и метод прогнозирования
Прогнозирование – занятие малоблагодарное, даже если прогнозируемые показатели краткосрочны и «удалены» от нас всего на 2-3 года вперед. Со значениями этих показателей в сфере малого предпринимательства вообще никто никогда не «угадывал» даже в «урожайные годы», когда длина «накопленных» динамических (временных) рядов составляла больше 10 лет. После изменения сектора МСП как объекта статистического наблюдения в 2008 году даже методы экстраполяции в его прогнозировании стали не применимы – выравнивать нечего (статистика по «новому-старому» объекту у нас есть только за два, ну а если отбросить в сторону разные условности – максимум за три года)… Тем не менее профильному департаменту МЭР, ответственному за развитие малого и среднего предпринимательства, проделать такой «фокус» удалось с блеском. Чеканным шагом длиной с точностью до миллиметра «мсп-шный солдатик» экстраполировался в светлое будущее. На Национальном конгрессе, проведенном в октябре 2011 года (секция по МСП), директору профильного департамента был задан вопрос, каким образом рассчитывались основные показатели сектора в «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» (Более подробно можно узнать здесь... ) (специальная глава «Малое и среднее предпринимательство»), на что был получен ответ «Вы хотите, чтобы мы больше нарисовали?». Стало понятно, что дальнейшие вопросы о моделях, методах и методиках прогнозирования, видимо, бессмысленны. Все вместе взятые они слились в единство (без борьбы) противоположностей – «нарисовать».
Чтобы было понятно, о чем речь, приведем только три из пяти «прогнозных показателя» Прогноза из серии нарисуем – будем жить: 2010 2011 2013 2014 Ежегодный «шаг роста» Доля среднесрочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов МСП от совокупного количества экономически активного населения % 25 25,5 26,0 26,5 0,5 п.п.
Доля продукции, произведенной субъектами МСП, в общем объеме валового внутреннего продукта, % ВВП 21,2 21,5 21,8 22,1 0,3 п.п.
Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения РФ (без учета индивидуальных предпринимателей), ед. 11,3 12,3 13,3 14,3 1 С учетом того, что, согласно последним данным, в трехлетнем бюджете расходы на программу будут расти следующим образом: в 2012 году они составят 21 млрд. рублей, в 2013-м – 22 млрд., а в 2014-м – 23 млрд. – каждый следующий «шаг роста» будет стоить бюджету на один «ярд» дороже.
При каких вариантах может быть обеспечено такое поступательное движение вперед?
Первое. Растет только сектор МСП (крупный бизнес в своем развитии останавливается).
Второе. Рушится сектор крупного бизнеса, а малый и средний бизнес остается в «исходной точке» развития (при этом в структуре «показателя» динамика МСП становится положительной).
Третье. Более высокие темпы роста/прироста МСП (крупный тоже растет, но медленнее).
Четвертое. Оба сектора падают, но малый бизнес немного крепче удерживается на ногах.
Можно априори предположить, что даже если профильный департамент минэкономразвития при «рисовке» показателей ни о чем не задумывался, он явно не имел в виду второй и четвертый варианты. Намек – на вариант третий: экономика растет и процветает, а малый бизнес – аленький цветочек в саду, островок наивысшего благоденствия в море «просто благоденствия».
Одновременно департамент подзабыл о другой своей «картине маслом», - так называемой «проектной Карте», увидевшей свет в 2009-м году, а затем отредактированной в 2010-м (Более подробно можно узнать здесь... ):
Годы Доля среднесрочной численности работников (без внешних совместителей) от совокупного количества экономически активного населения % Доля продукции, в общем объеме валового внутреннего продукта, % ВВП Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения РФ (без учета индивидуальных предпринимателей), ед. Доля налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему на основе патента, в % Количество субъектов МСП, воспользовавшихся правом приоритетного выкупа арендованного имущества, единиц Проектная карта (для малых и средних предприятий) Прогноз (для субъектов МСП) Проектная карта (для малых и средних предприятий Прогноз (для субъектов МСП) Проектная Прогноз Проектная карта (в совокупном объеме налогоплательщиков) Прогноз (в совокупном объеме налогоплательщиков, находящихся на специальных режимах налогообложения) Проектная карта (только по определенному году) Прогноз (нарастающим итогом) 2008 13,0 21,0 9,6 0,1 - 2009 14,0 22,5 9,7 0,1 4500 2010 15,0 24,0 9,8 0,2 8000 2011 16,0 25 25,5 21,2 9,9 11,3 2,0 5 - 30000 2012 18,0 25,5 29,0 21,5 10,2 12,3 5,0 12 - 40000 2013 26,0 21,8 13,3 15 45000 2014 25,5 22,1 14,3 18 -
Как видно, многие данные несопоставимы меж собой, поскольку профильный департамент как будто нарочито делал расчеты от различных совокупностей. По сути сравнивать за 2011 и 2012 годы можно только прогнозную долю количества МСП на душу населения. Но этот показатель поддается искусственному воздействию: так, минзравсоцразвития в последние неполных 3 года активно улучшал статистику для минэкономразвития, создав своими субсидиями на открытие собственного дела уже свыше 350 тысяч «новых бизнесов» (механические штампование «юридических оболочек»).
А вот прогноз на 2011-2012 годы в части ВВП можно охарактеризовать есенинской фразой «я теперь скупее стал в желаньях» (даже с учетом того, что в Карте «прогнозировалась» динамика доли только по юридическим лицам, а в Прогнозе, судя по терминологии, речь идет обо всем объекте МСП, включая индивидуальных предпринимателей). То есть количество МСП становится больше и в реальности, и в прогнозе, а прогноз по доле МСП в ВВП, как только будущее «приближается», корректируется в сторону уменьшения.
Между тем прошло-то чуть более полутора лет, как некоторые прогнозные показатели претерпели столь серьезную трансформацию.
В Прогнозе прогнозных показателей всего пять. В начале же позапрошлого года (речь о Карте) замах был такой, какого история прогнозирования сектора еще не знала и, видимо, уже не узнает: выстраивались прогнозные динамические ряды по свыше сотни показателей (порой просто экзотических). Разумеется, все они планировались к безудержному росту. Вот этот далеко не полный перечень, который сегодня стесняются повторить: - Доля заказа (государства, муниципалитетов, естественных монополий и корпораций), размещаемого среди МСП; - Доля МСП, считающих недвижимость доступной; - Доля затрат на технологическое присоединение к объектам инфраструктуры в структуре расходов МСП на начальной этапе (1 год деятельности); - Доля субъектов МСП в совокупном объеме венчурных инвестиций с госучастием; - Доля кредитов, предоставляемых МСП в общем объеме банковского кредитования; - Доля МСП сферы связи, участвующие в оказании универсальных услуг связи; - Количество МСП, ориентированных на выпуск продукции с использованием инновационных технологий, получивших финансовую поддержку Роспечати; - Количество посещений интернет-ресурсов; - Удельный вес субъектов МСП в общем количестве организаций, принявших участие в госзаказе по отрасли культуры; - Объем работ (в деньгах), выполняемых МСП в отрасли культуры - Количество новых и развитых специализированных подразделений в инновационной инфраструктуре вузов; - Количество охранных документов по результатам интеллектуальной деятельности вузов для последующей коммерциализации; - Количество лицензионных соглашений вузов с инновационными МСП по передаче прав на использование результатов интеллектуальной деятельности; - Доля МСП, занятых при выполнении работ в системе Минприроды России; - Расширение спектра работ и услуг, выполняемых МСП в геологоразведочном производстве (измерялся в %); - Обеспечение строительства объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения (измерялся в %); - Проведение мероприятий в области использования, охраны водных ресурсов и гидротехнических сооружений (измерялся в %); - Доля издержек на преодоление административных барьеров в выручке субъектов МСП; - Доля услуг МП на международном рынке услуг автомобильного транспорта; - Доля услуг МСП на рынке услуг водного транспорта; - Доля услуг МСП на рынке услуг воздушного транспорта; - Доля услуг МСП в сфере энергоаудита; - Количество новых рабочий мест на МСП, осуществляющих энергоаудит; - Доля предприятий МСП в сфере физкультуры, спорта и туризма; - Доля платных услуг МСП в объеме услуг населению в сфере физкультуры, спорта и туризма; - Доля субъектов МСП, являющихся членами общественных организаций, выражающих их интересы, и саморегулируемых организаций от совокупного количества субъектов МСП.
- Доля российских граждан, желающих начать собственное дело.
«Проектная карта малого и среднего предпринимательства» в свое время была неплохо пропиарена в СМИ, вызвала бурные дискуссии в экспертной среде (которые, к слову, профильный департамент вниманием не удостоил). Уже при появлении этой карты эксперты говорили, что прописанные в ней меры при нынешних подходах к поддержке будут работать вхолостую, так как направлены в основном на снятие ресурсных ограничений за счет так называемой «государственной финансовой поддержки», на попытку только денежными вливаниями создать стимулы для развития сектора. Между тем без повышения качества институтов и кардинального, а не косметического решения проблемы устранения административных ограничителей эффекта от накачки сектора деньгами не будет. Об этом говорилось и раньше, не потерял свою актуальность сей тезис и сегодня…

В блог / На сайтОтправить по e-mail


 Вернуться в раздел новостей

  Напечатать
 
Статистика Системы ММЦ
Маркетинговых центров: 63
Рыночных обзоров: 508
Визиток предприятий: 4376
Записей в базах данных:
Предприятий: 111055
Предложений: 369440
Деловых мероприятий: 1
Маркетинговых работ: 922
Инвестиционных проектов: 13845

Корпоративный вход:
Ваше мнение
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос