Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ТАЛЛИНН"

Год основания: 1999 год
Руководитель: Мельников Андрей Алексеевич
Штатных сотрудников: 4 человека
Интервьюерская база: 20 человек

      Расширенный поиск
Новость
18 апреля 2002 - 17:43ММЦ "ТАШКЕНТ" - ООО "ФАВОРИТ-ИНФОРМ"
УЗБЕКИСТАН: Нужно ли регулировать информационно-коммуникационные технологии?

В 2001 году правительство Узбекистана приняло решение о разработке национальной концепции о месте и роли страны в глобальном информационном сообществе. Выступая на пятой сессии Олий Мажлиса, Президент Ислам Каримов особо подчеркнул роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в развитии Узбекистана и поставил перед правительством ряд задач по их внедрению во все сферы жизни общества.
Обсуждению путей реализации этих задач был посвящен состоявшийся 11 апреля в Ташкенте круглый стол на тему "Информационно-коммуникационные технологии и законодательство: анализ, перспективы и возможности". Его организаторами выступили Олий Мажлис, Центр по науке и технологиям, Программа развития ООН (ПРООН) и Глобальная инициатива по политике в области Интернет (ГИПИ).
В дискуссиях приняли участие представители Олий Мажлиса, ряда министерств, Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Узбекистана, Узбекского Агентства почты и телекоммуникаций (УзАПиТ), Государственного комитета по демонополизации и развитию конкуренции, Центра экономических исследований, Института Открытое общество (Фонд Сороса) и других ведомств и организаций.
В рамках круглого стола состоялась презентация доклада "Государственная политика и законодательство в сфере развития ИКТ и Интернет: международный опыт и специфика Узбекистана", подготовленного ПРООН и ГИПИ. В докладе представлен всесторонний анализ действующего законодательства Узбекистана, регулирующего область ИКТ, излагаются общие принципы правового регулирования отношений, связанных с развитием данной сферы и приводятся рекомендации по совершенствованию национального законодательства.
ИКТ сегодня стали движущей силой институционального и экономического развития, отметил постоянный представитель ПРООН в Узбекистане Ричард Конрой. ИКТ способствуют экономическому росту, улучшению системы образования и обогащению учебного процесса, стимулируют обмен информацией и тем самым благоприятствуют созданию открытого и демократического гражданского общества. Мировой опыт показывает, что страны, не сумевшие своевременно отреагировать на задачи, вставшие перед ними в результате развития ИКТ, и упустившие предоставленные возможности, могут оказаться в изоляции и невыгодном положении по сравнению с другими участниками, вовлеченными в процессы развития ИКТ.
Несомненно, что определяющую роль в стимулировании развития ИКТ должно играть государство, отметил Конрой. По его мнению, преобладание госсектора в экономике Узбекистана предполагает начало внедрения ИКТ, в первую очередь, в самой системе государственного управления.
Участники круглого стола были едины во мнении, что ускоренное внедрение ИКТ может происходить только при устранении искусственных препятствий для их роста посредством принятия прогрессивного законодательства. К первоочередным задачам, требующим скорейшего нормативного урегулирования в области ИКТ в Узбекистане, относятся выработка государственной политики в отношении узбекского сегмента Интернета, определение правового статуса информации в Интернете, предотвращение компьютерных правонарушений, защита интеллектуальной собственности и персональных данных, электронный документооборот, электронная коммерция, информационная безопасность и другие.
Как отметил Джим Демпсей, заместитель директора Центра демократии и технологий (США), при разработке национального законодательства следует учитывать, во-первых, такие особенности Интернета, как его глобальность, децентрализованность, доступность и контроль со стороны пользователя. Во-вторых, основные принципы правового регулирования сферы ИКТ должны соответствовать стандартам, общепринятым в других сферах экономики – это прозрачность и открытость, приватизация и конкуренция, приемлемые условия лицензирования, регулирование цен. Немаловажными являются и вопросы подготовки кадров и развития содержания на местных языках, включая правительственную информацию. По мнению Демпсея, именно широкий доступ к услугам правительства позволит повысить ценность Интернета в местном масштабе.
Действующая нормативно-правовая база Узбекистана, регулирующая ИКТ и Интернет, состоит из Конституции, законов, указов Президента, постановлений Кабинета Министров, а также нормативных актов министерств и ведомств. Существуют также государственные программы, определяющие развитие ИКТ – это Национальная программа по реконструкции и развитию телекоммуникационной сети Республики Узбекистан на период до 2010 года, Программа модернизации и развития Национальной сети передачи данных на 1999-2003 годы и разрабатываемая в настоящее время Программа развития компьютерных и информационных технологий на 2001-2005 годы и обеспечения широкого доступа к международным информационным системам Интернет.
В целом, с момента принятия базовых законов в области информатизации сформировалась достаточная законодательная основа. Однако, как отметил Р.Исаев, директор Центра научно-технических и маркетинговых исследований УзАПиТ, некоторые из законов не в достаточной мере отражают изменения, произошедшие в обществе, в частности, в экономической, политической, правовой и социальной сферах. Например, закон "Об информатизации" не учитывает состояние и тенденции развития ИКТ и электронного документооборота, бурное развитие информационных сетей, включая Интернет, а также вопросы информационной безопасности. В законе отсутствуют главы, посвященные информационным ресурсам и их использованию. С учетом этого, закон требует внесения сответствующих изменений. Постановлением Кабинета Министров №52 от 5 февраля 1999 года приняты меры по созданию Национальной сети передачи данных и упорядочения доступа к мировым информационным сетям. Однако, отметил Исаев, отдельные положения данного постановления требуют пересмотра, так как не способствуют развитию конкуренции на рынке услуг передачи данных и доступа к сети Интернет. Кроме того, пересмотра требует и концепция информатизации Республики Узбекистан, принятая в 1994 году, подчеркнул Исаев.
Словом, законодателям предстоит большая работа по созданию и совершенствованию норативно-правовой базы регулирования сектора ИКТ в Узбекистане. В связи с этим, 23 мая 2001 года Кабинет Министров принял постановление "О мерах по организации разработки Программы развития компьютерных и информационных технологий на 2001-2005 годы, обеспечения широкого доступа к международным информационным системам Интернет". В Программе, которая уже представлена на рассмотрение правительству, приводится перечень законодательных и нормативно-правовых актов, которые необходимо разработать для ускорения развития ИКТ и Интернета в Узбекистане.
С целью содействия реализации задач, стоящих перед правительством Узбекистана, ПРООН разработала механизм для поддержки его усилий, получивший название Инициатива цифрового развития (Digital Development Initiative). Как отметил Конрой, создаваемая в качестве гибкой и открытой платформы сотрудничества, данная инициатива направлена на поддержание усилий правительства в четырех стратегических областях: создание благоприятной среды для развития и использования ИКТ; поддержка создания национальной информационной инфраструктуры (в первую очередь в сферах образования и науки, доступа к ИКТ в регионах Узбекистана и создания национальных информационных ресурсов и приложений); "Знание для развития" – предоставление тренинга и деловых поездок за рубеж для ключевых лиц, принимающих решения по социальным вопросам, обучение и переподготовка кадров на региональном уровне; укрепление партнерства между государством, частным и общественным секором для развития бизнеса с использованием ИКТ. Для финансирования Инициативы цифрогого развития ПРООН планирует выделить $1,5 млн в течение трех лет.
Важную проблему – отток специалистов из Узбекистана – затронул Одил Никадамбаев, начальник управления Института стратегических и межрегиональных исследований. По его мнению, несмотря на популярность Интернета среди узбекистанцев, качество и количество предоставляемых услуг пока оставляют желать лучшего. Не последнюю роль в этом играет отъезд специалистов в развитые страны, где давно осознали важность развития ИКТ и разработали программы по привлечению специалистов, включая льготные визовые режимы. Президент Узбекистана Ислам Каримов на сессии Олий Мажлиса в мае 2001 года особо подчеркнул роль программистов в развитии ИКТ в стране, отметив, что необходимо принять меры для обеспечения роста числа программистов. "Активная позиция главы государства вселяет надежду, что отношение к кадрам станет более заинтересованным и существующие недостатки будут постепенно изживаться", – отметил Никадамбаев. По его мнению, решению проблемы утечки мозгов поспособствовали бы уменьшение лишних бюрократических препонов, введение налоговых льгот, а главное – создание условий для получения заказов на разработки из-за рубежа, что, помимо прочего, послужило бы привлечению иностранного капитала в Узбекистан.
Подводя итоги круглого стола, И.Кочмарик, председатель Комитета Олий Мажлиса по вопросам промышленности, строительства, транспорта и связи, отметил, что в программе по развитию ИКТ до 2005 года, которая должна быть принята правительством в ближайшее время, охвачено большинство из затронутых на круглом столе вопросов. Немаловажным является и повышение общей осведомленности о роли ИКТ среди широких слоев населения, в чем главную роль должны играть средства массовой информации. К сожалению, СМИ республики пока не лидируют в этом плане, а отстают. Важным шагом в содействии развитию ИКТ в Узбекистане должна послужить серия круглых столов с участием представителей государственного, общественного и частного секторов, первый из которых прошел на прошлой неделе. Тем временем, Инициатива цифрового развития ПРООН начала подготовку доклада о развитии бизнеса, связанного со сферой ИКТ, который будет представлен на следующем семинаре.
(Информационное агентство УзА)

В блог / На сайтОтправить по e-mail


 Вернуться в раздел новостей

  Напечатать
 
Статистика Системы ММЦ
Маркетинговых центров: 63
Рыночных обзоров: 508
Визиток предприятий: 4376
Записей в базах данных:
Предприятий: 111055
Предложений: 369440
Деловых мероприятий: 1
Маркетинговых работ: 922
Инвестиционных проектов: 13845

Корпоративный вход:
Ваше мнение
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос