Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "КРАСНОДАР"

Год основания: 2006
Руководитель: Горохова Ксения Владимировна
Штатных сотрудников: 2 человека
Интервьюерская база: 80 человек

      Расширенный поиск
Новость
17 июня 2002 - 19:01ММЦ "ТАШКЕНТ" - ООО "ФАВОРИТ-ИНФОРМ"
УЗБЕКИСТАН: сегодняшнее положение и перспективы развития рынка страхования

О сегодняшнем положении и перспективах развития рынка страхования в Узбекистане корреспонденту UzReport.com рассказывает заместитель министра финансов Узбекистана, начальник Госстрахнадзора республики Бахром Ашрафханов.
– Бахром Баходырович, какова концепция развития страхования в республике?
– В ходе обсуждения проекта Закона "О страховой деятельности" на седьмой и восьмой сессиях Олий Мажлиса Узбекистана Президент Ислам Каримов отмечал необходимость принятия оперативных мер на государственном уровне для дальнейшего реформирования страхового рынка республики, широкого применения системы страхования, как это принято в развитых государствах мира, всяческой его пропаганды среди населения.
В последние годы страховой рынок рассматривается государственными органами управления как одна из основных составляющих рыночной инфраструктуры страны. В соответствии с Указами Президента и решениями правительства республики были созданы крупные специализированные компании с участием государственного капитала, обеспечивающие покрытие специфических рисков: страхование экспортно-импортных операций – национальная компания экспортно-импортного страхования (НКЭИС) "Узбекинвест" – уставной капитал $60 млн, страхование рисков сельскохозяйственных товаропроизводителей – Государственно-акционерная страховая компания (ГАСК) "Узагросугурта" – уставной капитал 2 млрд сумов, являющаяся правопреемником Главного управления государственного страхования при Министерстве финансов Узбекистана (Госстраха республики), рисков городского страхования – ГАСК "Кафолат" – уставной капитал 500 млн сумов и рисков малого и среднего предпринимательства – страховое агентство "Мадад" – уставной капитал 250 млн сумов.
Современный отечественный страховой рынок Узбекистана начал формироваться с 1991 года, параллельно с развитием в республике рыночных отношений. На сегодняшний день в республике оказывают страховые услуги 29 компаний. Их деятельность в 2001 году характеризуется следующими основными показателями: совокупный уставной капитал возрос на 15% и составил свыше 8,2 млрд сумов, собственные средства страховых организаций возросли более чем на 59% и составили на конец 2001 года свыше 14 млрд сум. Общее количество действовавших договоров страхования возросло на 7% и превысило 12 миллионов штук.
– Какие законопроекты необходимо принять для эффективного функционирования страхового рынка?
– Кардинальным направлением дальнейшего реформирования национального страхового рынка является его постепенная либерализация одновременно с укреплением основ регулирования и надзора за страховой деятельностью в республике. Как свидетельствует мировой опыт, особенно в странах с переходной экономикой, либерализация, осуществленная без сопутствующих регуляторных норм и мер по надзору, способствовала ситуации хаоса на рынке. В связи с этим особо актуальной становится задача дальнейшего развития системы государственного регулирования страховой деятельности в республике.
Важнейшей составной частью правового регулирования страхования является наличие правовой базы, регламентирующей взаимоотношения сторон при страховании и устанавливающей основные принципы государственного регулирования страховой деятельности в республике.
В Узбекистане создана достаточно работоспособная система законодательства по регулированию страховой деятельности, которая включает в себя общее законодательство, специальное страховое законодательство и комплекс подзаконных и ведомственных нормативных документов. Наличие такой системы страхового права явилось основой для развития и совершенствования страхового рынка республики.
Для правового обеспечения дальнейшего развития страхового рынка Узбекистана назрела острая необходимость принятия законодательных актов, с использованием опыта как стран ближнего зарубежья, так и стран с развитой экономикой. Необходимо приводить страховое законодательство Узбекистана в соответствие с международной практикой страхования. Эта задача должна осуществляться постепенно. В ближайшее время законодательство республики в области страхования должно быть приведено в соответствие со вступившим в силу Законом Республики Узбекистан "О страховой деятельности", кроме того, должны быть упорядочено проведение обязательных видов страхования, разработаны нормативные и методические документы в области страхования.
– Какие функции выполняет Госстрахнадзор?
– В соответствии с действующим законодательством, функции государственного надзора за страховой деятельностью в Узбекистане возложены на Министерство финансов республики. Для реализации этих функций при Министерстве финансов создана Государственная инспекция по страховому надзору. Практическая деятельность Государственной инспекции началась в феврале 1999 года. Государственная инспекция начала свою деятельность с разработки конкретной программы первоочередных мер по развитию страхового рынка Узбекистана с 1999 по 2000 годы. В соответствии с этой программой Государственной инспекцией разработан и утвержден в установленном порядке ряд нормативных и методических документов по упорядочению страховой деятельности на территории республики. Госинспекция в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Узбекистана.
Основной целью Госинспекции является контроль за деятельностью страховых организаций на территории Узбекистана в целях защиты прав и законных интересов всех участников страховых отношений. Принципиальной особенностью государственного надзора в республике является то, что он защищает интересы как страхователей, так и страховщиков, в отличие от защиты интересов только страхователей в странах с развитым страховым рынком.
– По какой схеме финансируется Госстрахнадзор? Выплачивают ли страховые компании единый страховой надзорный сбор?
– Деятельность Госстрахнадзора полностью финансируется из бюджета Министерства финансов, единый страховой надзорный сбор в республике не предусмотрен.
– Каковы перспективы появления в стране Союза или Ассоциации страховщиков? Насколько такие институты необходимы?
– Пока в республике отсутствуют негосударственные структуры (Ассоциация или союз страховщиков), обеспечивающие защиту интересов страховщиков. Определенная работа страховой общественности республики в данном направлении ведется и вполне возможно, что в скором времени в республике будет создана своя ассоциация страховщиков.
– Ведется ли статистика страховых случаев? Какая информация является открытой?
– Страховая статистика ведется страховщиками, и информация, накопленная страховыми организациями, принадлежит им и может быть обнародована с их согласия.
– Сколько процентов составил сбор страховых премий в ВВП за 2001 год?
– Страховой рынок республики за годы независимости развивался весьма динамично. Например, изменение среднего размера страхового платежа на душу населения имеет положительную динамику: только за 2001 год по всем видам страхования его увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2000 года составило более чем в 1,6 раза. Страховые компании, действующие на территории Узбекистана, собрали за 2001 год страховых премий по всем видам страхования практически в два раза больше, чем в 2000 году. За год страховыми компаниями республики выплачено свыше 3,2 млрд сум страховых возмещений. Некоторые скептики связывают увеличение объема собранных страховых премий с инфляционными процессами, но в этом случае объективную картину дает такой интеграционный показатель, как отношение объема страховых платежей к стоимости ВВП. Величина этого показателя по итогам 2001 года выросла более чем на 8% по сравнению с 2000 годом.
– Каковы требования ВТО к узбекистанским страховщикам?
– Узбекистан имеет одно из самых либеральных страховых законодательств на постсоветском пространстве и, я думаю, существенных проблем по страховому блоку вопросов при вступлении республики в ВТО не должно возникать.
– Выполняют ли наши страховые компании операцию перестрахования за рубежом? Какие это компании?
– В соответствии с действующим законодательством, страховщики, принявшие обязательства свыше установленных нормативов, обязаны их перестраховать, в том числе и за рубежом. В настоящее время за рубежом перестраховывают свои обязательства те страховые компании, которые осуществляют страхование в валюте.
– Какие виды страхования относятся к обязательным? Действует ли у нас обязательное страхование пассажиров? Куда направляются эти средства?
– К обязательным относятся те виды страхования, которые осуществляются в силу закона, а порядок их проведения оговаривается соответствующими постановлениями Кабинета Министров Узбекистана. В республике принят в числе первых в странах СНГ Закон "Об обязательном личном страховании пассажиров воздушного, железнодорожного, внутреннего водного и автомобильного транспорта общего пользования". Средства, поступившие страховщикам от проведения настоящего вида страхования, используются в первую очередь на осуществление страховых выплат и проведение превентивных мероприятий.
– Как развивается у нас добровольное страхование: медицинское, страхование имущества, авто страхование?
– Ключевым моментом структурной политики на рынке страховых услуг республики продолжает оставаться оптимизация пропорций в соотношении добровольных и обязательных видов страхования. Практика стран с переходной экономикой показывает, что значительная доля обязательного страхования неизбежна в период формирования страхового рынка в условиях становления рыночных отношений, недостаточного уровня развития страховой культуры, обеспечивая при этом ускоренную капитализацию рынка.
Анализ распределения поступивших страховых платежей по видам страхования показывает, что основным видом страховых услуг в страховом портфеле национальных страховщиков по состоянию на первый квартал 2001 года является добровольное страхование (72% из общего объема страховых платежей), причем прослеживается четкая тенденция по увеличению объемов добровольных видов страхования.
(Информационное агентство Узрепорт)

В блог / На сайтОтправить по e-mail


 Вернуться в раздел новостей

  Напечатать
 
Статистика Системы ММЦ
Маркетинговых центров: 63
Рыночных обзоров: 508
Визиток предприятий: 4376
Записей в базах данных:
Предприятий: 111055
Предложений: 369440
Деловых мероприятий: 1
Маркетинговых работ: 922
Инвестиционных проектов: 13845

Корпоративный вход:
Ваше мнение
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос