Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "КУРСК"

Год основания: 1999
Руководитель: Гребнев Евгений Николаевич
Штатных сотрудников: 8 человек
Интервьюерская база: 60 человек

      Расширенный поиск
Новость
25 августа 2002 - 13:08ММЦ "ТАШКЕНТ" - ООО "ФАВОРИТ-ИНФОРМ"
УЗБЕКИСТАН: Краткое политико-экономическое обозрение

Узбекистан географически и политически составляет основу Центральной Азии. В этом регионе возникла одна из древнейших цивилизаций мира. Здесь в древности проходил Великий шёлковый путь. История народа Узбекистана своими корнями уходит в глубь веков и насчитывает более трех тысячелетий. Процветавшие на этой территории государства - древние Большой Хорезм, Бактрия, Согд, средневекового Мовароуннахра, Туркестана оставили яркий след в развитии мировой культуры.
Государственная территория Узбекистана составляет 447,4 тыс. кв. км. Республика Узбекистан расположена в междуречье Амударьи и Сырдарьи. На ее территории имеются горно-предгорные и пустынные зоны, плодородные долины с богатейшими естественными ресурсами. Узбекистан находится к западу - от Китая и Кыргызстана, к югу - от России и Казахстана, к северо-западу от Индии, Пакистана, Бангладеш и Афганистана, к северу от Ирана и Туркмении.
Республика Узбекистан состоит из 12 вилоятов и одной автономной республики.
Республика Каракалпакстан со столицей Нукус. Вилояты: Андижанский, Бухарский, Джизакский, Кашкадарьинский, Навоийский, Наманганский, Самаркандский, Сурхандарьинский, Сырдарьинский, Ташкентский, Ферганский, Хорезмский.
Столица Узбекистана - Ташкент с населением более 2,5 млн. человек. Климат в Узбекистане резко континентальный.
Почвенно-климатические условия позволяют получать три урожая в год. Продолжительность дня летом - около 15, зимой - не менее 9 часов.
Для Узбекистана характерна довольно холодная зима и жаркое продолжительное лето. Самый холодный месяц - январь, но в отдельные годы это может быть и февраль. Самый жаркий месяц - июль, в горах июль-август. Тогда почти во всех равнинах и предгорных районах республики температура достигает 42-47 градусов по Цельсию.
Провозгласив в 1991 году независимость, Узбекистан вступил в эпоху возрождения своих духовных и интеллектуальных ценностей, коренных преобразований в экономической, политической и социальной сферах. Начал строительство правового, демократического и светского общества с открытой рыночной экономикой и сильной системой социальной защиты.
Оригинальные методы экономико-политического реформирования Узбекистана получили всемирную известность и признание как "узбекская модель развития".
Одиннадцатилетие своей независимости многонациональный народ Узбекистана отмечает в обстановке стабильности и толерантности - межконфессионального и межэтнического согласия.
В республике проживают представители более ста наций и народностей. Всем им предоставлена возможность в развитии своих национальных культур, традиций, языков.
Сегодня в городах Узбекистана вы можете видеть действующие культовые учреждения различных конфессий - мусульманские мечети, православные церкви, иудейские синагоги, храмы различных ветвей католической и протестантской церквей.
Узбекистан, являясь самым активным сторонником широкой интеграции с мировыми, особенно европейскими структурами, имеет в виду не только экономические цели. Республика выступает прежде всего за интеграцию в духовной сфере, в области науки, культуры, образования и информации.
Узбекистан - самая населенная республика Средней Азии.
В республике проживают 25 млн. человек.
Основными факторами, влияющими на социально-демографическое положение в республике, являются сильный институт семьи как основы общества.
Республика Узбекистан располагает уникальным природно-сырьевым потенциалом во многом определяющим стратегию экономического развития страны.
Недра Узбекистана содержат практически все элементы известной периодической системы Менделеева. Ежегодно в стране добывается полезных ископаемых на сумму порядка 5,5 млрд. долларов США и приращивается на 6-7 млрд. долларов новых запасов.
Узбекистан входит в число стран, обладающих крупнейшими в мире ресурсами золота, серебра и других драгоценных и редкоземельных металлов.
Так, по запасам золота республика занимает 4 место в мире, а по уровню его добычи - 7 место. По запасам меди - 10-11 место, урана - 7-8 место.
Страна имеет подтвержденные промышленные запасы природного газа в объеме 1,9 трлн. кубических метров, нефти с конденсатом - свыше 200 млн. тонн, золота - 5,3 тыс. тонн, меди - 18,2 млн. тонн, урана - 94,1 тыс. тонн и других полезных ископаемых.
В республике выявлено 20 месторождений мрамора, 15 - гранита гарбо.
Общие запасы облицовочного камня превышают 85 млн. куб. м., что обеспечит сырьем камнеобрабатывающие предприятия республики на сотни лет.
Общая стоимость извлекаемых минерально-сырьевых ресурсов страны независимыми международными экспертами оценивается в 3,3 трлн. долл. США. В республике выявлено более 2800 месторождений и перспективных проявлений полезных ископаемых, около 100 видов минерального сырья, из которых 65 используются в промышленности и сельском хозяйстве.
Узбекистан является регионом в основном орошаемого земледелия. Республика занимает пятое место в мире по производству хлопкового волокна и второе по его экспорту.
Экономика Узбекистана в целом пережила наименьший спад среди республик бывшего Советского Союза: статистика показывает, что снижение ВВП составило только 14% между 1992 и 1996 годами. Затем страна вступила на путь экономического роста, начиная с 1,6% реального роста ВВП в 1996 году.
Последовательность экономических реформ, обеспечение в последние пять лет стабильного роста ВВП в среднем на 4-4,5% в год, позволили по итогам 2001 года достигнуть роста ВВП против дореформенного уровня 1991 года - 103 процента, в то время как в среднем по странам СНГ этот показатель составляет 65%.
По итогам 2001 года темп роста ВВП на душу населения составил 103,1 процента, а реальные доходы населения увеличились на 16,9 процента.
Сильная социальная политика обеспечила минимальный среди стран СНГ уровень безработицы на уровне 0,4% от общего числа трудоспособного населения, в то время как в других государствах СНГ этот показатель колеблется в пределах 5%-10%.
Установлены торгово-экономические отношения более чем со 140 странами мира. Объемы внешнеторгового оборота возросли с 500 млн. долл. США в 1991 году до 6,4 млрд. долл. США в 2001 году. При этом, необходимо подчеркнуть, что данные результаты достигнуты на фоне 20-40% падения цен на мировых рынках на основные экспортные сырьевые товары Узбекистана.
Существенно изменилась и расширилась география внешней торговли, которая в 1991 году была практически полностью ориентирована на страны СНГ. По итогам 2001 года удельный вес западных стран во внешней торговле Узбекистана возрос до 64,3% от всего объема.
Проводится поэтапная либерализация внешнеторгового режима и его адаптация к нормам Генерального Соглашения о Тарифах и Торговле Всемирной Торговой Организации (GATT/WTO) в контексте вступления в эту организацию.
За годы независимости создана принципиально новая система непрерывного образования. Введено порядка 350 из 1867 предусмотренных к вводу до 2009 года профессиональных колледжей и академических лицеев. Открыт Международный Вестминстерский Университет в г.Ташкенте.
Республика Узбекистан опережает многие зарубежные страны по доле ассигнований на нужды образования.
Так, в 2001 году доля расходов на образование в государственном бюджете Республики Узбекистан составила 38 процентов.
Ежегодно сотни представителей талантливой узбекской молодёжи по линии фонда Президента Республики Узбекистан "Умид" направляются на обучение в ведущие университеты США, Великобритании, Германии, Франции, Японии и других стран для получения степени магистра.
В результате разгосударствления и приватизации, акционирования предприятий все большую динамику набирают в республике темпы и масштабы активного формирования негосударственного сектора экономики, создается реальный класс собственников, как основа и экономическая опора обновленного общества.
В процессе реализации программы разгосударствления и приватизации предполагается привлечение прямых иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики и финансово-банковского сектора.
Доля негосударственного сектора в ВВП составляет 74 процента, в т.ч. в промышленности - 71 процент, в сельском хозяйстве - 99 процентов. В негосударственном секторе Узбекистана занято 76 процентов трудовых ресурсов страны.
Начиная с 2001 года правительство Узбекистана проводит демонополизацию с реформированием систем управления и созданием конкурентной среды в базовых отраслях: энергетике, железнодорожном и автомобильном транспорте, сельском хозяйстве, химической и хлопкоочистительной промышленности, жилищно-коммунальной сфере.
Нынешний этап разгосударствления и приватизации предприятий и объектов государственной собственности характеризуется как этап индивидуального подхода к изменению формы собственности крупных предприятий. Для привлечения стратегических партнеров, имеющих долгосрочные планы по развитию предприятий при продаже объектов, необходимо принятие инвесторами дополнительных инвестиционных обязательств, направленных на финансовое оздоровление предприятия, модернизацию и реконструкцию производства, обновление выпускаемой продукции.
Приватизация предприятий по индивидуальным проектам осуществляется в рамках займа Всемирного Банка на институциональное развитие предприятий. Для этого создано Бюро по индивидуальной приватизации предприятий, к которым на тендерной основе для выполнения работ по диагностике и оценке предприятий привлечены такие известные иностранные финансовые консультанты, как "Koltiitlerzbank" (Германия), "Raiffeisen Investment AG" и "Kredianstalt invest AG" (Австрия), "BNP Pal-ibas" (Франция), "Maxwell Stamp" (Великобритания), "Emerging Markets Financial Corporation" (США) и др.
Для повышения заинтересованности стратегических инвесторов и привлечения долгосрочных инвестиций для финансового оздоровления предприятий вводится практика передачи на конкурсной основе в доверительное управление государственного имущества с правом его последующего выкупа инвестором в рассрочку до 5 лет, при наличии бизнесплана по финансовому оздоровлению и конкретных инвестиционных обязательств.
Также предусматривается осуществление реструктуризации (реорганизации) крупных, но бесперспективных, убыточных предприятий, с правом выставления их имущества на продажу по частям.
За годы независимости привлечено в экономику республики более 12 млрд. долл. США иностранных инвестиций. Положительным фактором является увеличение объемов прямых инвестиций - в 2001 году по отношению к 2000 году рост прямых инвестиций составил 188%.
В рамках государственной инвестиционной программы, валютная стоимость проектов, реализуемых с привлечением иностранных инвестиций и кредитов, в 2001 году составила 3757,26 млн. долл. США или 105,8% к уровню 2000 года.
Только в 2001 году реализованы такие крупные инвестиционные проекты, как строительство Шуртанского газо-химического комплекса по производству полиэтилена и сжиженного газа общей стоимостью около 1 млрд. долларов США, первая очередь Кызылкумского фосфоритного комбината. Введен в эксплуатацию завод по ремонту пассажирских вагонов, закончены пусконаладочные работы по реконструкции производства хлората натрия и хлорато-магниевого дефолианта на Ферганском ПО "Азот".
В рамках реализации программы создания совместных производств с иностранными партнерами во всех регионах республики в 2001 году образовано 90 предприятий с иностранным капиталом.
Узбекистан располагает развитой промышленностью, представленной более 100 отраслями, как добывающей, так и перерабатывающей. Отрасли тяжелой промышленности производят 62% общего объема промышленной продукции, легкой - 27%, пищевой -7%.
В настоящее время освоено производство более 900 новых видов продукции. Свыше 2200 крупных и средних промышленных предприятий выпускают продукцию для внутреннего и внешнего рынков.
В 1996 году пущен в строй автозавод мощностью 200 тыс. автомобилей, налажено производство мидибасов и грузовых автомобилей средней грузоподъемности, создано 6 совместных предприятий по выпуску автомобильных компонентов. Многоотраслевой комплекс машиностроения представлен более 100 акционерными предприятиями, производящими 2/3 машиностроительной продукции Центральной Азии, включая полный набор машин и оборудования для хлопководства и шелководства.
В Узбекистане ежегодно заготавливается порядка 4,5 млн. тонн хлопка-сырца, из которого вырабатывается 1,3 млн. тонн хлопкового волокна, около 30 тысяч тонн коконов тутового шелкопряда, 1,5 млн. тонн высококачественных шкурок каракуля и более 18 тыс. тонн грубой овечьей шерсти.
Мощный ресурсный сельскохозяйственный потенциал позволяет выращивать свыше 10 млн. тонн плодоовощной продукции в год.
В республике получили развитие все виды транспорта. Сегодня протяжённость железных дорог равна 6,7 тыс. км. Густота железнодорожной сети в республике - наиболее насыщенная в Центральной Азии. В перевозке грузов и пассажиров значительную роль играет автомобильный транспорт. За годы реформ построено и эксплуатируется свыше 80 тыс. км автомобильных дорог.
Узбекистан связан прямыми авиалиниями со всеми крупными городами стран СНГ и многими странами мира. Находясь в середине между Европой и Азией, в центре Средней Азии, республика служит весьма перспективным международным транспортным узлом, обеспечивающим воздушные транзитные перевозки грузов и пассажиров.
В целях расширения внешнеэкономических связей начато развитие транснациональных транспортных коридоров за счет строительства железных и автомобильных дорог, которые обеспечат выход к морским портам.
Древнее культурное и историческое наследие Узбекистана является объектом внимания и развития туризма. На территории республики расположено свыше четырех тысяч памятников архитектуры и древнего зодчества. Большой интерес для развития иностранного туризма представляют историко-архитектурные памятники древних городов Самарканда, Бухары, Хивы, Шахрисабза и других.
Одним из основных направлений торгово-экономических связей Узбекистана является сотрудничество с Европейским Союзом.
В целях развития всестороннего сотрудничества в июне 1996 года было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Узбекистаном и Европейскими Сообществами и их государствами-членами (СПС), которое после его ратификации странами-членами ЕС и Европарламентом, вступило в силу 1 июля 1999 года.
СПС создает правовую основу взаимоотношений между Узбекистаном, Европейским Союзом и странами-членами ЕС, а также открывает широкие перспективы для развития политических, экономических, научно-технических и культурно-гуманитарных связей.
По итогам 2001 года объем товарооборота Республики Узбекистан со странами Европейского Союза составил 1172,9 млн. долл. США, из них экспорт 493,9 млн. долл. США, импорт 677,0 млн. долл. США.
По объемам товарооборота наиболее крупными торговыми партнерами республики за вышеуказанный период среди стран ЕС стали: Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды, Италия.
За период январь-апрель 2002 года товарооборот республики с государствами ЕС составил 327,2 млн. долл. США, экспорт 159,7 млн. долл. США, импорт 167,5 млн. долл. США.
В настоящее время в МВЭС Республики Узбекистан аккредитованы представительства 153 фирм и компаний из стран-членов ЕС.
На территории республики осуществляют свою деятельность 480 предприятий с участием капитала фирм и компаний стран Евросоюза, из них 114 - со стопроцентным европейским капиталом.
Общая стоимость инвестиционных проектов, в реализации которых приняли участие инвесторы из стран ЕС в 2001 году, составляет около 1,2 млрд. долл. США.
Достижение стоящих перед страной целей и задач находится в прямой связи с широкой интеграцией Узбекистана в мировое сообщество. Ее неотъемлемой частью является установление тесных связей с развитыми странами мира, укрепление сотрудничества с международными экономическими, финансовыми и гуманитарными организациями.
За годы независимости наша страна успешно интегрировалась в международное сообщество, став полноправным субъектом международных отношений и членом многих авторитетных международных организаций таких как: Организация Объединенных Наций, ЮНЕСКО, ОБСЕ, ВОЗ, ВОТ, ИКАО и многих других.
Этому во многом способствовала миролюбивая внешняя политика нашей страны, в основу которой положены такие общепринятые принципы, как приоритет национально-государственных интересов, норм международного права, равноправия и невмешательства во внутренние дела других государств, решение всех спорных вопросов мирным путем и посредством переговоров.
Одним из приоритетных направлений внешней политики Узбекистана являются: сохранение мира и стабильности, обеспечение безопасности в Центральной Азии. Исходя из этого, наши инициативы в настоящее время направлены на разъяснение широкой международной общественности растущей угрозы ползучей экспансии и проникновения в регион экстремизма, фанатизма и международного терроризма.
По нашему убеждению, важнейшим фактором нейтрализации этой серьезной опасности является укрепление традиционной дружбы и взаимопонимания между народами и государствами не только нашего региона, но и всего мира.
Безусловному повышению авторитета Узбекистана на международной арене стало его присоединение к странам антитеррористической коалиции, созданной после событий 11 сентября 2001 года, налаживание и развитие с государствами- лидерами мирового экономического сообщества партнерских отношений на качественно новом - стратегическом уровне.
В 1999 году Президент Узбекистана, выступая на Стамбульском саммите ОБСЕ, предложил создать в структурах ООН Международный центр по борьбе с терроризмом.
Узбекистан является одним из немногих государств мира, присоединившихся ко всем 12 конвенциям ООН по борьбе с проявлениями терроризма, его источниками, которые поддерживают, финансируют, обеспечивают и направляют международный терроризм.
В этом же ключе развиваются отношения и со странами СНГ. Наглядным подтверждением этого является Антитеррористический центр, созданный в рамках Содружества. Создание данного Центра стало важным шагом в повышении эффективности борьбы с терроризмом и экстремизмом на всем пространстве СНГ.
Летом 2001 года на неформальной ялтинской встрече глав государств Содружества Независимых Государств, Президент Узбекистана Ислам Каримов выступил с инициативой создания Концепции сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, которая в настоящее время находится на стадии согласования и доработки.
Вce эти сведения служат наглядным подтверждением эффективности мероприятий, проводимых правительством Республики Узбекистан.
Важным условием обеспечения региональной безопасности является реализация инициативы Президента Узбекистана Ислама Каримова по созданию в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного, оружия.
Предложение создать в Центральной Азии подобную зону нашло единодушное одобрение глав государств региона. Оно было также поддержано такими авторитетными международными организациями как ООН, ОБСЕ, МАГАТЭ. 52-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию "О создании зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии", поддерживающую стремление стран региона создать ЗСЯО, на последующих сессиях неоднократно выражалась поддержка этой инициативы.
Примечательно, что рабочий документ о процессе создания в Центральной Азии проекта Договора о зоне свободной от ядерного оружия (ЦАЗСЯО) получил поддержку и статус официального документа ООН на прошедшей в мае в Нью-Йорке конференции 2000 года по рассмотрению действия ДНЯО.
Одной из важнейших задач в сфере внешней политики Узбекистана является решение афганской проблемы, которая в свою очередь обуславливает сохранение угрозы и расширение масштабов распространения таких опасных явлений как международный терроризм, наркобизнес и незаконная торговля оружием не только на весь регион, но и в глобальном аспекте.
Республика Узбекистан выступает в авангарде борьбы против международного терроризма. В частности, Узбекистан одной из первых стран мира после событий 11 сентября поддержал США в их борьбе против сил международного терроризма.
(ИА "Жахон")

В блог / На сайтОтправить по e-mail


 Вернуться в раздел новостей

  Напечатать
 
Статистика Системы ММЦ
Маркетинговых центров: 63
Рыночных обзоров: 508
Визиток предприятий: 4376
Записей в базах данных:
Предприятий: 111055
Предложений: 369440
Деловых мероприятий: 1
Маркетинговых работ: 922
Инвестиционных проектов: 13845

Корпоративный вход:
Ваше мнение
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос