Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "САРАТОВ"

Год основания: 2004
Руководитель: Лучинина Елена Владиславовна
Штатных сотрудников: 13 человек
Интервьюерская база: 180 человек

      Расширенный поиск
Новость
11 декабря 2002 - 16:54МА "СИСТЕМА ММЦ"
Результаты статистического исследования потребительского рынка

В сентябре этого года опубликован обзор российской экономики, подготовленный компанией Interactive Research Group (IRG). В него вошли результаты статистического исследования потребительского рынка, свидетельствующие: целые сектора экономики, основную долю которых составляют малые предприятия, по тем или иным причинам до сих пор “скрыты” от внимания государственной статистики.
“Данные, полученные нами в результате опроса экспертов, резко отличаются от официальной статистики, - говорит аналитик Interactive Research Group Александр Уточкин. - Размеры потребительского рынка, по нашей информации, значительно больше, чем это представлено в отчетах Госкомстата”.
По материалам газеты "Деловая Москва" Общая сумма потребительских расходов россиян оценивается экспертами IRG в 230-240 млрд. долларов - это практически вдвое превышает оценки официальных органов.
“Мы уверены, - говорится в отчете IRG, - что государственная статистика серьезно недооценивает расходы россиян на развлечения, образование, транспорт, медицинское обслуживание и расходы по ремонту... Однако, по нашим наблюдениям, потребительские расходы на услуги по крайней мере в 4-5 раз превышают приводимую Госкомстатом цифру”.
Плохо поддается статистическому учету, например, сектор спортивных и развлекательных услуг. Наблюдаемый в Москве бум фитнес-центров, боулингов, саун проходит незамеченным для органов статистики. То же касается и предприятий общественного питания. Активно развиваются малые медицинские предприятия, парикмахерские, химчистки и т.д. Несмотря на то, что независимые оценки этих сегментов рынка порой в несколько раз превышают официальные, именно они выглядят более точными.
Откуда, спрашивается, такое расхождение между официальными и независимыми оценками? Госкомстат оперирует официально заявленной информацией (например, данными о доходах компаний, поданными в налоговую службу). Независимые эксперты учитывают сведения об оборотах рынка, полученные от поставщиков и торговцев, а также из аналитических публикаций в прессе. При этом в поле их зрения попадает информация, которая в большинстве случаев не доходит до органов государственной статистики - например, информация о потребительских расходах населения.
В результате сопоставления своих данных с данными Госкомстата эксперты приходят к выводу: теневая экономика по-прежнему составляет около 60% ВВП (именно по этой причине Госкомстат вынужденно “не замечает” реальных объемов многих сегментов рынка). Реальное потребление в разы превышает официально заявленные доходы населения, что уже неоднократно отмечалось различными независимыми исследователями. Экономический подъем продолжается, несмотря на пессимистические прогнозы в начале года (ожидаемая цифра - 4 - 4,5%). Однако от государственной власти ускользает как реальный масштаб этого подъема, так и один из его важнейших ресурсов - малый бизнес и частное предпринимательство. И сами малые предприятия, и результаты их экономической деятельности, как явствует из вышеизложенного, не учитываются в официальных отчетах о развитии экономики страны.
“Для статистики Госкомстата характерно очень слабое “покрытие” малого бизнеса, - отмечает Александр Уточкин (IRG), - что приводит к искажению статистики по реальным доходам населения и оставляет неучтенной значительную часть российской экономики”.
На сегодня важнейшим источником ВВП признается экспорт сырья предприятиями “естественных монополий”, а внутри страны - деятельность крупных промышленных групп. Соответственно, им достается львиная доля внимания со стороны государства, преференции и законодательные льготы. Однако данные независимой статистики свидетельствуют: ВВП России в значительной мере формируется за счет оборотов потребительского рынка, и это именно тот ресурс, на который разумно делать ставку для дальнейшего развития экономики. Потребительский же рынок - это прежде всего малый и средний бизнес. Сегодня он превратился в макроэкономический фактор, сопоставимый по значимости с “естественными монополиями”. Однако этот фактор пока игнорируется государственной статистикой - в официальной картине российской экономики его как будто нет.
Игнорируется вынужденно. Госкомстат “не видит” малый бизнес, потому что последний, в силу своей специфики, как правило, не на виду. “Вряд ли владельцы продуктового ларька или ресторана информируют органы статистики о своих доходах и росте своего бизнеса”, - говорят эксперты IRG, и они правы. Отчасти малый бизнес сознательно предпочитает “не светиться”, поскольку контакт с государственными структурами до сих пор приносит ему больше проблем, чем выгод. Экономический эффект малого предпринимательства достоин того, чтобы оно было признано равноправным партнером государства в решении задач развития страны, наравне с финансово-промышленными группами. Однако как раз партнерства между государством и малым бизнесом не возникает. Малый бизнес пока не рассматривает государство как партнера - потому что сам не рассматривается государством как партнер. А потому - не склонен делиться информацией о себе. В результате - не попадает в государственные отчеты, огромные средства вращаются незамеченными и не имеют никакого эффекта для бюджета.
Что же получается в “сухом остатке”? Экономика России растет быстрее, чем это отражено в государственной статистике (а ведь именно данные Госкомстата определяют перспективную работу правительства). Растет она за счет факторов, которые правительство “не видит”. Нет сомнения, что корректировка позиции власти по отношению к малому бизнесу как к важному фигуранту экономики поможет государству не только воспользоваться эффектом от его работы (переведя миллиарды рублей из неучтенного, “теневого” бюджета в бюджет легальный), но и стимулировать к дальнейшему развитию.
Очевидно, надо исходить не из “поддержки” малого предпринимательства (последнее уже не один год твердит: “Не надо нас поддерживать, только не мешайте”), а из равноправного партнерства. Малый бизнес заслуживает уважения - доказано статистикой. Пока это уважение власти к малому бизнесу не внедрится на уровне подсознания (пока не только олигарх, но и простой гражданин, занятый своим делом, не будет восприниматься государством как партнер), толку не будет. Мы будем продолжать заниматься своим делом и, глядишь, потихоньку подымем экономику России. А государство узнает об этом последним.
По материалам газеты "Деловая Москва"

В блог / На сайтОтправить по e-mail


 Вернуться в раздел новостей

  Напечатать
 
Статистика Системы ММЦ
Маркетинговых центров: 63
Рыночных обзоров: 508
Визиток предприятий: 4376
Записей в базах данных:
Предприятий: 111055
Предложений: 369440
Деловых мероприятий: 1
Маркетинговых работ: 922
Инвестиционных проектов: 13845

Корпоративный вход:
Ваше мнение
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос