Центробанк считает маркетинговые расходы каналом вывоза капитала
Российские компании проявляют ненормальный интерес к зарубежным рынкам. По данным Центробанка, в прошлом году они заказали за границей маркетинговые исследования на $5 млрд. ЦБ считает это каналом вывоза капитала и намерен его прикрыть - в частности, отваживая частных вкладчиков от банков-пособников. Правда, эксперты полагают, что усилия эти лишены смысла. Вчера председатель ЦБ Сергей Игнатьев заявил, что за 2002 год российские банки перевели за рубеж $5 млрд. под предлогом оплаты маркетинговых услуг. Это почти четверть всего импорта услуг ($22.1 млрд.) , куда помимо маркетинга входят туристические услуги, перевозки и многое другое. Российским рынком наши компании интересуются куда меньше, чем зарубежными. По данным европейской ассоциации маркетинговых исследований, ESOMAR, объем всего здешнего рынка исследований в 2001 году оценивался всего в $53 млн. Причем Игнатьев утверждает, что основная масса платежей прошла через 20 банков, т. е. каждый из них переводил за границу примерно по несколько сотен тысяч долларов каждый рабочий день. Что это за банки, Игнатьев не уточнил. Первый зампред ЦБ Андрей Козлов тоже отказался их назвать. В любом случае ЦБ намерен бороться с самым модным каналом оттока капитала. "Сейчас мы вместе с Минфином готовим предложения, чтобы сделать эти операции невыгодными", - сказал Игнатьев. Эксперты не представляют, как чиновники могут бороться с маркетинговым бумом. Импорт услуг относится к текущим операциям, которые по шестой статье устава МВФ не должны подвергаться ограничениям, говорит зампред налогового комитета РСПП Станислав Воскресенский. "Можно, конечно, принять закон, по которому каждая подобная операция будет требовать индивидуального разрешения, например, ФСБ, но есть же и другие пути вывоза капитала", - говорит эксперт. По словам партнера "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Ивана Хаменушко, деньги можно переводить в виде роялти за использование товарных знаков, ноу-хау и прочей интеллектуальной собственности. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Финансовые известия"