 |
    ММЦ "КАЛИНИНГРАД"
 Год основания: 2004 Руководитель: Чернявская Елена Михайловна Штатных сотрудников: 6 человек Интервьюерская база: 90 человек
|
|
|  |
 | Новость |
 |
 |
24 декабря 2003 - 09:42 | ММЦ "КУРГАН" | Повышение конкурентоспособности малых предприятий
Привлечение малых предприятий к закупкам для государственных нужд было продекларировано как мера поддержки предпринимательства, но фактическое участие малого бизнеса в государственных закупках не так уж велико и не соответствует значимости этого сектора экономики. В 1999-2002 годах объем государственного (муниципального) заказа, переданного малым предприятиям, составлял в среднем 6,7% от общего объема размещенного заказа. Основные проблемы, с которыми сталкиваются малые предприятия, решившие принять участие в тендерах, это: низкая доступность информации о проведении закупок, завышенные требования к квалификации участников конкурса, отсутствие преференций для поставщиков-субъектов малого предпринимательства. Одновременно с этим существуют и другие обстоятельства: слишком большой объем контракта, сложность объекта закупки, которые превышают возможности малого предприятия. Большую помощь субъектам малого предпринимательства оказывают в Москве. Там, например, Совет по промышленной политике при вице-мэре принял решение об участии промышленности Москвы в жилищно-коммунальной реформе и развитии самой реформы. Такие виды продукции московских предприятий, как мусоропроводы, трубы и запорно-регулирующее оборудование, вентиляционные системы, кровельные материалы, лаки, краски, электрооборудование, строительные материалы и т.п. поставляются субъектами малого предпринимательства. Исследования, проведенные Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) в рамках проекта «Исследование эффективности действия норм Федерального закона от 14.06.1995г № ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и отношение субъектов малого предпринимательства к направлениям его совершенствования в 5 регионах», выявили следующее: только 21% из опрошенных субъектов малого предпринимательства знакомы с нормой вышеуказанного закона, обязывающей не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд размещать среди субъектов малого предпринимательства. Сразу оговоримся, что исследование проводилось в 5 экономически развитых регионах, у нас эта цифра была бы намного меньше. Кроме того, 32,6% субъектов малого предпринимательства считают, что при распределении государственного (муниципального) заказов существует дискриминация малых предприятий по сравнению со средними и крупными фирмами. Только 24% опрошенных субъектов малого предпринимательства принимали участие в тендерах, а на постоянной основе участвуют только 4%. Основные причины неучастия: отсутствие информации о конкурсах (39,5%), отсутствие заинтересованности (25,1%), отсутствие профильных конкурсов (21%). И, хотя, на первый взгляд, кажется, что проблема в получении информации легко разрешима (открой местные газеты и прочти!), это не совсем так. Например, информация из журнала «Конкурсные торги» (печатная и Internet версии) – платная. Для того, чтобы поддержать малые предприятия и обеспечить доступ им к государственным (муниципальным) заказам, в первую очередь, необходимо широкое распространение информации к проводимым конкурсам, во вторую, – установление прозрачных и формализованных процедур проведения конкурсов, которые бы давали возможность выиграть всем субъектам предпринимательства, независимо от их размера. Заместитель директора департамента инвестиций и экономического развития Администрации (Правительства) Курганской области, Маслова Лилия, привела анализ действующей системы госзаказа. На конкурсной основе в 2002 году на госнужды закуплено всего 11% необходимых товаров, остальное – по сложившейся годами схеме – налаженные личные связи. Например, по итогам конкурса на поставку продовольствия победила 21 фирма, а контракты заключили лишь с 16. Избирательный подход привел к тому, что в нарушение законодательства 17% поставок в 2002 году осуществлялось вне конкурсов единственными и неповторимыми партнерами госчиновников. Такие фирмы даже не участвуют в конкурсах, зная, что заказ им достанется. В управлении здравоохранения госзаказ на конкурсной основе составил 13%, в системе образования – 8%, в системе соцзащиты – 16%. Зная о существовании вышеуказанных проблем, специалисты НП «Агентство по поддержке малого и среднего бизнеса», отдела малого бизнеса и сектора территориального государственного заказа отдела базовых отраслей и территориального государственного заказа Администрации (Правительства) Курганской области, ЗАО ММЦ «Курган-Москва» разработали проект по привлечению субъектов малого предпринимательства к участию в государственных заказах. Данный проект поддержан Московским Региональным Представительством Фонда «Евразия» и финансируется за счет средств Агентства Международного развития США (USAID). Мы уже неоднократно информировали о данном проекте, а, поскольку он длится уже почти 10 месяцев, можно подвести его итоги. Чтобы охватить субъекты малого предпринимательства из райцентров Курганской области и привлечь их к участию в госзаказах, было проведено 4 выездных семинара. В них приняли участие более 250 представителей малого бизнеса и власти. Был проведен мониторинг 5 конкурсов госзаказа. С участием субъектов малого предпринимательства был проведен «круглый стол». Индивидуальные консультации оказаны 300 малым предприятиям Кургана и области. В течение октября-ноября 2003 года проведено 5 тренингов. Обучение проводится по 4 модулям (законодательство, составление заявки, анализ финансового состояния и оптимизация цен). Причем, тренеры ставят перед собой задачу не только обучить участников, но и оказать конкретную помощь (даже посредством совета или консультации) в разрешении проблем, с которыми столкнулись и сталкиваются предприятия, участвуя в конкурсах. Иногородним участникам оказываются консультации по электронной почте. Кроме того, для удобства пользователей, в т.ч. иногородних, мы создали на своем сайте www.kurgan.siora.ru раздел «Конкурсы». Ежедневно информацию о конкурсах просматривают более 100 посетителей. А всего за 6 месяцев (с момента создания сайта и до настоящего времени) его посетителями стали более 20 000 пользователей. В наше агентство постоянно обращаются предприятия из других регионов с просьбой предоставить информацию о курганских товаропроизводителях. Информация о производителях нужна и государственным заказчикам. Поэтому на нашем сайте есть также раздел «Реестр поставщиков». Любое малое предприятие или предприниматель могут предоставить в наше агентство (отдел малого бизнеса, сектор территориального госзаказа) информацию о себе и мы бесплатно разместим ее в Internet. Это очень эффективная реклама. Помимо новых знаний, полученных во время консультаций и тренингов, предприниматели получили навыки работы с деловой информацией, знают на каких Internet-сайтах ее можно получить. Мы научили предпринимательство работать с информацией и они стали более уверенно себя чувствовать в постоянно меняющихся рыночных условиях, быть конкурентоспособными. |
|
|
 |
63 | 508 | 4376 | Записей в базах данных: | 111055 | 369440 | 1 | 922 | 13845 |
|
 |