Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "АСТРАХАНЬ"

Год основания: 2002 год
Руководитель: Реуцкий Алексей Анатольевич
Штатных сотрудников: 8 человек
Интервьюерская база: 70 человек

      Расширенный поиск
Новость
12 марта 2004 - 21:52ММЦ "КУРГАН"
Курганский проект по привлечению субъектов малого предпринимательства к участию в госзаказах вызвал оживленный интерес среди участников Y Всероссийской конференции

10-11 марта 2004 года в г. Москве в Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ проходила Y Всероссийская конференция представителей малых предприятий.
Количество участников - 400 человек.
В конференции были и представители Курганской области: Меньщикова Лариса, президент Курганского агентства по поддержке малого и среднего бизнеса, и Ворончихин Сергей, председатель Правления Курганского областного фонда поддержки малого предпринимательства.
Программой конференции было предусмотрено проведение пленарных и секционных заседаний.
В секции «Малое предпринимательство - как инструмент социально-экономического развития регионов и реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства» выступила Меньщикова Лариса и поделилась своим опытом по вопросу «бюджетоэкономной» поддержки малого предпринимательства.
Текст ее выступления мы приводим ниже.
«Малому предпринимательству как важнейшему сектору российского общества необходима помощь. Но, рассчитывать на поступления в эту сферу значительных бюджетных средств не приходится. В этой связи акцент в поддержку малого бизнеса может быть перенесен на так называемые «бюджетоэкономные» инструменты поддержки.
Один из подобных инструментов – активное привлечение малого предпринимательства к поставкам товаров (работ, услуг) для государственных, муниципальных и федеральных нужд. А участие небольших фирм в выполнении государственного заказа решает целый комплекс экономических и социальных проблем. Прежде всего, это – возможность в пределах уже имеющихся бюджетных расходов направить в сферу малого предпринимательства дополнительные ресурсы развития, стимулировать рост малых предприятий, инвестиций и т.п.
Кроме того, участие малого бизнеса в государственных заказах содействует позитивной реструктуризации малого бизнеса, позволяя ему выйти из ниши торгово-посреднической деятельности в сферу производства и инновационной деятельности. Выполнение государственного заказа стимулирует корпоративные и иные связи малого, среднего и крупного бизнеса, а это одно из условий полноценного развития предпринимательской и конкурентной среды в экономике.
Пожалуй, немаловажен тот факт, что государственные заказы для малого бизнеса это рабочие места в том регионе, где эти заказы выполняются. И, как следствие, это и более весомые добавки к региональным и местным бюджетам.
Если посмотреть статистические сборники, начиная с 1999 года до настоящего времени, относительно участия субъектов малого предпринимательства в поставке товаров для государственных нужд, то выявится следующая тенденция. Несмотря на то, что доля поставщиков - субъектов малого предпринимательства в общем числе поставщиков увеличивается. Доля общего объема государственных контрактов, заключенных с поставщиками – субъектами малого предпринимательства – невелика. И составляет чуть больше половины от рекомендуемой Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства» в 15%.
Самые низкие объемы государственного заказа у поставщиков – малых предприятий на федеральном уровне. Важной проблемой внебюджетной поддержки, которая проявляется и на федеральном и региональном уровне, - потенциальные заказчики недостаточно широко распространяют информацию о проведении конкурсов. Как правило, сведения не доходят до субъектов малого предпринимательства и организаций, поддерживающих малый бизнес.
Привлечение малого бизнеса к выполнению государственного заказа является одним из приоритетных направлений по реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства. Но вместе с тем, малый бизнес сталкивается со значительными трудностями в получении государственного заказа. Это связано с: - недостаточной информационной поддержкой системы государственного заказа, - несовершенством действующего законодательства, - нежеланием чиновников привлекать малый бизнес к выполнению государственного заказа.
И, пожалуй самое главное, отсутствие у бизнесменов информации о возможности участия в выполнении государственного заказа.
В Курганской области действует почти 3 тысячи малых предприятий, на которых работает 24 тысячи человек.
Структура субъектов малого предпринимательства выглядит следующим образом: 80% - индивидуальные предприниматели, 13% - малые предприятия, 7% - крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ).
Однако, начиная с 1998 года, прослеживается тенденция снижения числа субъектов малого предпринимательства. Количество индивидуальных предпринимателей в Курганской области составляет 19 тыс. человек или 16 человек на 1000 жителей. В то время как в республике Татарстан эта цифра выше в 1,9 раз, а в Республике Башкортостан – примерно одинакова. И в месте с тем, по числу действующих малых предприятий Курганская область занимает 6 место среди регионов Уральского ФО.
Тенденция роста числа малых предприятий в Курганской области прослеживается лишь в промышленности, сельском хозяйстве, науке и здравоохранении.
Одним из показателей развития малого предпринимательства является доля субъектов малого предпринимательства в ВРП и объем произведенных ими товаров (услуг), величина которого за 2001 год составила 1,6 млрд. рублей.
Наибольшая доля в объеме произведенных субъектами малого предпринимательства товаров (услуг) принадлежит торговле и общепиту (39,3%).
В среднем на одном малом предприятии трудится 8 человек, а поскольку область является аграрно-индустриальной, доля занятых в сельском хозяйстве в 2 раза выше, чем в промышленности.
Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 14.06.1995 г № 88-ФЗ определено, что органы федеральной и региональной власти обязаны резервировать 15% доли заказа от его объема и размещать среди субъектов малого предпринимательства на конкурсной основе.
Наряду с вышеуказанным, существует еще один федеральный закон и масса нормативных актов в области государственного заказа, принятых в более поздние сроки, прямо не определяющих обязанность государственных заказчиков привлекать к выполнению государственного заказа субъекты малого и среднего бизнеса.
Именно этим широко пользуются государственные заказчики, не решаясь отдать в руки малого бизнеса те или иные государственные заказы. А вместе с тем, это совершенно реально. Во-первых, многие курганские предприниматели перешли на упрощенную систему налогообложения, не являясь плательщиками столь обременительного НДС и множества налогов с оборота. Поэтому участие их в выполнении государственного заказа, позволит, как показывает опыт работы государственных заказчиков с малым бизнесом в других российских регионах, сократить цену поставки, как минимум на10-15%. Во-вторых, малый бизнес может быть привлечен в качестве соисполнителя государственного заказа. Ведь любой заказ, даже самый сложный, можно разбить на составляющие, которые поручить субъектам малого предпринимательства. В-третьих, участие малого бизнеса в системе государственных заказов позволит им выйти из теневой экономики.
По итогам за 9 месяцев 2002 года государственными заказчиками – держателями средств бюджета и внебюджетных средств области и муниципальными органами власти было проведено 275 конкурсов, на которых заключено 505 контрактов общей стоимостью 671 млн.рублей. Из 515 поставщиков, подавших заявки на участие конкурсах выиграли 386, из них 33 – субъекты малого предпринимательства (8,5%).
Как отмечает конкурсная комиссия, основной причиной проигрыша субъектов малого предпринимательства в конкурсных торгах, является: - несоответствие заявки, подаваемой к участию в конкурсе, требованиям, предусмотренной конкурсной документацией – 70%, - необоснованно завышенная цена – 30%.
Кроме того, на открытых конкурсах размещались лишь 12,7% заказов, а вот способом закупок у единственного источника – 82,9%.
И, как я уже отметила выше, основным барьером неучастия субъектов малого предпринимательства в выполнении государственного заказа в регионе является отсутствие информации об объеме государственных закупок, о месте и времени проведения тендеров, правилах участия и т.п.
И делается это для того, чтобы на постоянной основе работать с крупными предприятиями, подчас единственными участниками тендеров, но дать «более надежным» с точки зрения государственного аппарата.
Однако, у нас имеются положительные примеры, когда в других российских регионах не используют единственного местного поставщика, а привлекают из других с целью оптимизации цены поставки.
Довольно часто муниципальные конкурсные комиссии не заинтересованы в привлечении иногородних поставщиков. Это объясняется тем, что поставщик из местного региона возвращает в бюджет в виде налоговых поступлений 15-20%, в то время как поставщик из другого региона обеспечивает «отток» налоговых поступлений.
Считаю, что подобная позиция ущемляет права поставщиков из других регионов и не способствует росту конкурентоспособности цен местных поставщиков.
Нами был разработан проект, который в настоящее время проводится на территории Курганской области на тему: «Разработка механизмов для привлечения субъектов малого предпринимательства к выполнению госзаказа». Финансовую поддержку проекта осуществляют Фонд «Евразия» и Курганский областной фонд поддержки малого предпринимательства.
Основной целью нашего проекта является создание благоприятных условий для активизации участия малого предпринимательства в выполнении государственного заказа. Реализация мероприятий проекта позволила решить следующие задачи: - сформировать механизм по обеспечению участия субъектов малого предпринимательства в конкурсах на выполнение госзаказа, - повысить информированность субъектов малого предпринимательства об условиях участия в системе государственных заказов, - улучшить навыки предпринимателей в вопросах подготовки и реализации конкурсных проектов.
Проанализировав ситуацию о положении дел в сфере государственных заказов в Курганском регионе, изучив опыт работы по данному направлению в других регионах, мы пришли к выводу, что курганскому предпринимательству необходим центр государственного заказа. Этот центр мы создали на базе Курганского агентства по поддержке малого и среднего бизнеса. А, поскольку, информацию лучше и выгоднее всего разместить в сети Интернет, на сайте www.kurgan.siora.ru, администратором которого является Курганское агентство по поддержке малого и среднего бизнеса, создан раздел «Госзаказ».
Основные подразделы: 1. «Законодательство в области госзаказа».
В данном подразделе мы разместили полный перечень и полную редакцию федеральных, региональных и муниципальных законов в области государственных закупок, другие нормативно-правовые акты по данному направлению.
2. « Конкурсы федеральный, муниципальные и областные».
Здесь размещается информация о предстоящих конкурсах. Данную информацию мы получили из открытых источников – Министерство экономического развития и торговли, региональных Интернет-сайтов и от агентств поддержки бизнеса, принадлежащих в сети Российского агентства (руководитель Ермаков В.П.) из других регионов.
3. «Реестр поставщиков».
В данном подразделе содержится информация об участниках, когда-либо принимавших участие в конкурсах или желающих стать его участниками.
Сообщение об открытии подобного сайта, посвященного теме с интерактивными возможностями для заказчиков и поставщиков вызвало оживленный интерес, как среди потенциальных поставщиков-предпринимателей, так и заказчиков. За период с июня 2003 года по февраль 2004 года количество просмотров сайта составило свыше 45 000.
Просьбы – разместить информацию о себе на нашем сайте, поступают от поставщиков со всех российских регионов.
Возможность размещения информации о муниципальных и областных заказов в сети Интернет – это способ привлечения исполнителей государственного заказа из других регионов. В настоящее время получить подобного образа информацию довольно проблематично, и, соответственно, исполнителями заказа для государственных нужд становятся местные структуры. Ситуация начинает коренным образом меняться, поскольку в конкурсах, которые проводит областная администрация, и ранее в которых принимали участие только местные поставщики, хотят принять участие поставщики из соседних регионов.
Когда же на ряду с местными производителями в конкурсе примут участие исполнители из других регионов. Это будет своего рода стимул к повышению качества своих работ (услуг, продукции), снижению цен и оптимизации затрат.
В любом случае, подобного рода контакты всегда полезны. Например, в плане дальней шей кооперации. В течение года наши специалисты оказали субъектам малого предпринимательства более 500 часов очных консультаций. А для предпринимателей из других российских регионов – более 200 часов e-mail консультаций.
Кроме того, мы совместно с отделом малого бизнеса и сектором территориального государственного заказа областной администрации, провели 4 выездных семинара на тему «Привлечение субъектов малого предпринимательства к поставке товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд», в которых приняли участие субъекты малого предпринимательства из 24 районов области. Количество участников в каждом из них составило около 100 человек.
Для субъектов малого предпринимательства были проведены тренинги по вопросам подготовки конкурсной документации и правил участия в конкурсных торгах. С участием представителей власти (заказчиков) и малого бизнеса (поставщиков), проведен, «круглый стол»: «Участие субъектов малого предпринимательства в поставке товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Проблемы и пути их решения». В ходе конструктивного диалога были выработаны механизмы, стимулирующего вовлечения малого бизнеса к поставкам для государственных нужд.
Наши специалисты провели мониторинг 5 конкурсов госзаказа, выявив существенные нарушения при их проведении.
В ближайшее время мы планируем провести конференцию на тему: «Опыт привлечения субъектов малого предпринимательства к участию в выполнении государственного заказа на территории Уральского ФО». Ее участниками станут субъекты малого предпринимательства и представители областных, муниципальных администраций гг, Курган, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень.
С целью обобщения полученных знаний и опыта участия субъектов малого предпринимательства в госзаказе, мы проведем маркетинговые исследования. В своей разработке результаты проекта мы готовы предоставить всем заинтересованным лицам.

В блог / На сайтОтправить по e-mail


 Вернуться в раздел новостей

  Напечатать
 
Статистика Системы ММЦ
Маркетинговых центров: 63
Рыночных обзоров: 508
Визиток предприятий: 4376
Записей в базах данных:
Предприятий: 111055
Предложений: 369440
Деловых мероприятий: 1
Маркетинговых работ: 922
Инвестиционных проектов: 13845

Корпоративный вход:
Ваше мнение
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос