Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "САМАРА"

Год основания: 1999
Руководитель: Гончаров Александр Александрович
Штатных сотрудников: 5 человек
Интервьюерская база: 400 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Традиционный напиток

Традиционный напиток

Уже несколько столетий в России напитком, который употребляет большинство населения (порядка 98%) является чай. Мы пьем его утром и вечером, дома, в гостях и на работе и уже мало кто задумывается, почему это так, настолько человек с детства привыкает к этой привычке.

Россия традиционно занимает одно из мест в первой десятке стран по объемам потребления чая. На каждого россиянина в год в среднем приходится по 1,1 кг чая. В России чай является товаром каждодневного потребления, частота покупки которого в основном составляет не менее 1 раза в месяц.

В последние два года на российском рынке чая наблюдается тенденция изменения структуры потребления в сторону увеличения потребления чая более дорогих и качественных сортов. Поскольку при росте благосостояния население начинает переходить на более качественные продукты, и цена перестает играть столь решающую роль. При этом количественные характеристики потребления остаются неизменными. Так, в 2002 году объем российского рынка чая в стоимостном выражении вырос на 10-15% по сравнению с предыдущим годом и составил более 800 млн. $. В количественном же выражении этот параметр, как и в прошлом году, составил порядка 150 тыс. тонн.

Россия не может обеспечить собственное выращивание и производство чая, поскольку практически не обладает климатическими условиями, подходящими для выращивания чайных культур, поэтому большую часть рынка занимают импортные поставки. Производство чая в Краснодарском крае, по сравнению с общими объемами потребления незначительно. В 2002 году импорт чая составил порядка 160 тыс. тонн на сумму 250 млн. $.

Диаграмма 1.Динамика импорта чая в Россию в 1997-2002 годах.

В 2002 году в Россию была ввезена продукция более, чем 60 компаний из 18 стран мира. Лидерами по объемам ввозимого чая, причем с большим отрывом от остальных, являются Индия и Шри-Ланка.

Раньше большая часть импортных поставок чая поступала из Индии. Однако в последнее время в связи с ростом спроса на дорогой и качественный чай наблюдается тенденция уменьшение поставок из этой страны и увеличение из других стран, в частности из Шри-Ланки и Китая.

На данный момент в России представлено огромное количество различных чаев, общее количество типов, сортов и марок чая превышает тысячу наименований. Однако традиционно у нас в стране наибольшей популярностью пользуется черный чай. Только в последние годы такие виды чая как травяной, ароматизированный, зеленый и другие виды чаев стали постепенно увеличивать свою долю рынка. На диаграмме 2 приведена структура потребления чая в 2002 году. По оценкам экспертов в 2003 году доля черного чая опять снизилась на несколько процентов.

Диаграмма 2.Предпочтения потребителей по стране происхождения чая.

В отношении страны происхождения, как видно из данных, представленных на диаграмме 3 мнения в основном разделились среди двух стран – Индией и Цейлоном. Однако довольно большая часть респондентов вообще не имеет четко выраженных предпочтений по этому вопросу.

Диаграмма 3.Предпочтения потребителей по стране-происхождению чая.

* данные Всероссийского центра изучения общественного мнения

Говоря о перспективах чайного рынка большинство экспертов отмечают, что в ближайшее время продолжится изменение структуры потребления чая в России, при этом объемы рынка вряд ли будут сильно изменяться.

Ермошкина П., e-mail: PGErmoshkina@marketcenter.ru

Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности