Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "БРЯНСК"

Год основания: 2007 год
Руководитель: Зевацкий Алексей Александрович
Штатных сотрудников: 3 человека
Интервьюерская база: 50 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Российский рынок соков. Часть 1

Российский рынок соков. Часть 1

Соки не являются новой продукцией на российском рынке, они были известны потребителю и в советские времена, но только в последние несколько лет этот рынок переживает столь бурный подъем.

Темпы роста российского рынка сока в последние несколько лет таковы, что его без сомнения можно назвать самым динамично развивающимся в Европе. В 2002 году объем этого рынка составил 1,5 млрд. литров, что на 25% больше, чем в предыдущем 2001 году. По прогнозам экспертов в 2003 году рынок соков увеличился еще на 15 – 20%. В 2001 году рост рынка составил порядка 44% (см. диаграмму 1). То есть, хотя рынок соков и продолжает расти, но темпы этого роста стали замедляться, и по прогнозам экспертов в ближайшие годы эта тенденция сохранится, так как рост объемов производства значительно обгоняет темпы увеличения потребления. Тем не менее, у российского рынка соков громадный потенциал, особенно если принять во внимание тот факт, что более 40% населения страдает от авитаминоза.

Диаграмма 1. Динамика рынка соков в 1999-2003 годах, млн. литров.

Потребление также увеличивалось в последние годы, хотя и не такими темпами как производство. В 2002 году потребление сока составило 10 л на человека, что пока еще в несколько раз меньше, чем в большинстве европейских стран. И, несмотря на то, что потребление соков в России будет расти, оно вряд ли в ближайшие несколько лет достигнет уровня европейских стран. Причин, объясняющих это несколько. Во-первых, уровень жизни населения далек от европейского, во-вторых, в нашей стране несколько иная культура потребления сока. Сок в России не является товаром каждодневного спроса. Многие семьи вообще покупают сок только на праздники. В Москве потребление соков в два раза выше, чем в среднем по России.

Большая часть рынка соков поделена между четырьмя компаниями. В 2002 году их суммарная доля рынка составила более 85%. Крупнейшим производителем соков в России является ОАО «Вим-Биль-Данн», объемы производства которого в 2002 году составили 465 млн. литров сока, что составляет почти одну треть от общего объема рынка (а точнее 31,4%). Второе и третье место занимают такие компании как ЗАО «Мултон» (г. Санкт-Петербург) и ОАО ЭКЗ «Лебедянский» (г.Лебедянь, Липецкая область). В 2002 году каждая из этих компаний произвела по 325 млн. литров сока и соответственно, имела по 22% объема рынка. На четвертом месте новосибирская компания ООО СП «Нидан-Экофрукт». Производство этой компании в рассматриваемый период составило 170 млн. литров (11,1%). На долю остальных производителей приходилось порядка 9,1%. Все вышеперечисленные компании активно модернизируют и развивают свои производства, увеличивая выпуск готовой продукции.

Импортной продукции на рынке не много, всего порядка 4,5% от общего объема рынка. В основном это сок, относящийся к категории premium.

Эксперты прогнозируют дальнейшее сокращение темпов роста рынка сока. И российским производителям придется искать новые возможности для развития бизнеса. Одной из таких возможностей может стать экспорт продукции. Наиболее перспективными на данный момент являются рынки стран СНГ, особенно Украины, поскольку там у России практически нет конкурентов. Сейчас на экспорт идет порядка 5-6% всей произведенной продукции, однако, по мнению экспертов, эта цифра несомненно будет увеличиваться. Уже сейчас компании-лидеры российского рынка соков начали активно осваивать рынки соседних государств и некоторые даже уже открыли там свои производства.

Другая возможность – это освоение новых сегментов рынка, таких как, например, сокосодержащие напитки и нектары, которые занимают значительные доли на европейских рынках. В России же они пока не заняли сколько-нибудь заметного положения. Одна из причин роста этих сегментов рынка – это существующее предубеждение о том, что такая продукция изначально гораздо более низкого качества, чем 100%-сок.

Подводя итоги вышесказанному можно выделить основные тенденции, наблюдающиеся на рынке соков:
• Рост потребления более дорогой продукции, а соответственно и более высокие требования к качеству продукции со стороны потребителей;
• Сокращение темпов роста рынка приведет к ужесточению конкуренции на всех ценовых сегментах рынка;
• Увеличение спроса на напитки на соковой основе
• Увеличение экспорта

Ермошкина П., e-mail: PGErmoshkina@marketcenter.ru

Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности