Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "РЯЗАНЬ"

Год основания: 2003 год
Руководитель: Зимин Алексей Александрович
Штатных сотрудников: 8 человек
Интервьюерская база: 100 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Производство минеральной воды в России

Производство минеральной воды в России

По данным Госкомстата в России в настоящее время зарегистрировано свыше 700 наименований минеральной воды. Из них около 100 марок добывают на Северном Кавказе, где расположена треть всех разведанных запасов российской минеральной воды. Особо нужно упомянуть регион Кавказских минеральных вод. Именно здесь разливаются самые известные еще с советских времен марки минеральной воды, такие как «Ессентуки» и «Нарзан». Всего на данный момент в России эксплуатируется более 400 месторождений минеральных вод.

Кавказские Минеральные Воды - группа курортов федерального значения в РФ (Ставропольский край); включает Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск. Основными недропользователями в регионе Кавказских минеральных вод являются ОАО «Кавминкурортресурсы» и его дочернее предприятие ОАО «Ставропольские минеральные воды». Этим двум компаниям принадлежит более 80% всех эксплутационных ресурсов в Ставропольском крае. Остальными 20% владеют на правах аренды около 20 предприятий, которые имеют лицензии на добычу минеральной воды.

Чтобы уменьшить налоговые отчисления компании-производители разделяют процессы добычи и розлива. Компании, которая занимается только розливом минералки, не приходится платить налог на недропользователей, который должны выплачивать все кто непосредственно эксплуатирует скважину. Этот налог составляет 7,5% от объема проданной минеральной воды. Например, воду "Ессентуки" разливает "Целебный источник", а собственником скважин является ООО "Гейзер".

Розливом минералки занимаются в основном производители соков, молочных продуктов, ликеро-водочных изделий. Участники рынка считают, что, кроме того, в сезон (апрель-октябрь) начинает свою деятельность не одна сотня нелегальных производителей. Их дешевая и, как правило, низкокачественная продукция часто вытесняет легальную. Отчего последние вынуждены сдерживать объемы производства и цены.

Подделывают, как правило, раскрученные марки. В 2003 году среди минеральных питьевых вод фальсифицированные воды встречались в основном среди вод Кавказского региона. Наибольшее количество фальсификатов было выявлено среди вод "Боржоми", "Ессентуки 4" и "Ессентуки 17".

В настоящее время в России наблюдается тенденция объединения капиталов для наращивания доли рынка. Главную роль в этом деле сыграют транснациональные корпорации - Danone, Coca-Cola Company, Nestle, PepsiCo и крупные российские производители молочных продуктов и соков, например, «Вимм-Билль-Данн». В конце 2003 года компания «Вимм-Билль-Данн» купила старейшее в Ессентуках разливочное производство ООО «Целебный источник». Это один из производителей известной в России минеральной воды "Ессентуки". Покупка завода для ВБД не стала дебютом на рынке минеральных вод. В начале 2003 году компания начала производство воды «Заповедник Валдай» в Новгородской области.

Доминируют на российском рынке с переменным успехом западные компании. До 2001 года в лидировала «Боржоми» грузино-ирландской компании Georgian Glass&Mineral Water. Затем в 2002 году после агрессивной рекламной кампании воды "Аква Минерале" на пьедестале почета оказалась PepsiCo. Сейчас она лидирует в списках наиболее потребляемых.

Как уже упоминалось в предыдущей статье, к наиболее популярным торговым маркам относятся в первую очередь те, которые были известны потребителям еще с советских времен, в частности такие как «Нарзан», «Ессентуки», «Боржоми» и др. Также пользуются популярностью брэнды, принадлежащие крупным западным компаниям – Aqua Minerale и Bonaqua. Ессентуки - бальнеологический и грязевой курорт федерального значения, расположенный в Ставропольском крае. Входит в группу курортов Кавказских Минеральных Вод.

Под торговой маркой «Ессентуки» выпускается минеральная вода различных типов, сюда входят лечебно-столовые (Ессентуки №4), лечебные (Ессентуки №17, 20) и питьевые воды (в пятилитровых ПЭТ-бутылях). В зависимости от солевого состава и минерализации «Ессентуки» обозначают номерами 2, 4, 17 и 20.

По данным маркетингового агентства GFK в прошлом году на долю «Ессентуков» приходилось около 7% продаж в Москве и Санкт-Петербурге и занимает второе место по объемам продаж после «Нарзана». И при этом торговая марка «Ессентуки» никому не принадлежит. Поскольку это географическое название, то вряд ли кто-нибудь сможет получить эксклюзивные права на эту марку. Такая ситуация приводит к тому, что бренд «Ессентуки» не имея единого хозяина не имеет и единой маркетинговой стратегии продвижения продукции на рынок. Кроме того, многие заводы-изготовители страдают невысоким качеством продукта.

Всего заводов-производителей натуральных Ессентуков шесть: ООО "Альтаир", ООО "Кавминводы розлив", ООО "Кавминводы курорт розлив", ОАО "Ессентукинский комбинат минеральных вод" (Тановский завод), ООО "Октябрь" и пятигорский завод минеральных вод "Горячеводск". Ряд компаний в Москве и Санкт-Петербурге изготавливает искусственные аналоги натуральных «Ессентуков».

«Боржоми» - природная лечебно-столовая гидрокарбонатная натриевая минеральная вода. Общая минерализация 5.9 гр/л (согласно ГОСТ, она может колебаться в пределах 5.5-7.5 гр/л). По своему составу Боржоми схожа с водой из источника Виши-Grandegrffle (Франция) и Силезского источника (Германия). За все годы наблюдения состав воды не претерпел никаких изменений. Боржомский национальный парк минеральных вод (Грузия) расположен на высоте от 850 до 2500м над уровнем моря. В нем находится Боржомское ущелье, с его целебным горным климатом и всемирно известными минеральными водами. Внутри ущелья берет свое начало река Бор-жомка. Торговая марка «Боржоми» принадлежит грузино-ирландская компании Georgian Glass & Mineral Water Co.N.V. (G.G.&M.W.Co N.V), которая в сентябре 1995 года возобновила производство минеральной воды «Боржоми» на обоих существующих еще с советских времен разливочных заводах в городе Боржоми.

Импортной воды на российском рынке немного. Сдерживает ее поступление, во-первых, богатое предложение внутренних производителей, а, во-вторых, таможенная политика России. Правительство установило ввозную пошлину на минеральную воду в размере 15% за 1 л, что переводит любую ввозимую минералку в высший ценовой сегмент. Основным поставщиком элитной минералки на наш рынок выступает компания Nestle Waters (подразделение международной корпорации Nestle), которой принадлежат такие известные бренды, как Perrier, Vittel, San Pellegrino, а также недавно появившаяся на российском рынке итальянская негазированная вода "Аква Панна". Некоторые из импортных марок разливаются на российских заводах, например, Santal разливает подмосковное ЗАО "Дубки-П". Экспорт минеральной воды не превышает 1,5% от совокупного производства ее в России.

Наиболее перспективным направлением развития считается производство воды, которая имеет минерализацию не более 1 г/л. Такая вода полностью отвечает европейским стандартам качества и может быть интересно с точки зрения экспорта.

Ермошкина П., e-mail: Stark@bk.ru

Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности