|
ММЦ "ОМСК"
Год основания: 2000 Руководитель: Климанова Евгения Геннадьевна Штатных сотрудников: 6 человек Интервьюерская база: 100 человек
|
|
| |
| Наши аналитические статьи и обзоры |
Анализ промышленности Тверской области Речь идет о предприяти-ях в своем роде уникальных — не только в области, но и в стране. Конкурентов у Тверского вагоностроитель-ного завода и Торжокского вагоностроительного в Цен-тральной России нет. Пред-приятия ОАО «Пожтехника», ОАО «Бежецкий завод «Автоспецоборудование», ОАО «Тверской экскаватор» также производят уникальную про-дукцию. Это представители так называемой вынужден-ной структурной монополии. По данным Тверского терри-ториального управления Ми-нистерства РФ по антимоно-польной политике, деятель-ность 87 хозяйственных субъектов области относится к сферам естественных мо-нополий. Если до 1998 года пред-приятиям региона, как и всей страны, серьезную кон-куренцию составляли инос-транные производители, то после девальвации рубля и проведения правительством политики импортозамещения российские предприятия стали выигрывать у западных в первую очередь в ценовой конкуренции. За счет курсо-вой разницы валют цены на их продукцию до сих пор ос-таются в несколько раз ниже. Тенденцией последнего времени стало преобладание конкурентной борьбы между российскими предприятия-ми, в основном также по це-новым параметрам. На вто-ром месте борьба между рос-сийскими и западными по качеству и цене. На третьем — конкуренция между рос-сийскими предприятиями и предприятиями ближнего за-рубежья, продукция которых. зачастую не отличается ни качеством, ни дешевизной. В Тверской области в от-дельных отраслях ситуация складывается следующая. К сильно монополизиро-ванным можно отнести жилищно-коммунальное хозяй-ство. По словам руководите-ля антимонопольного управ-ления Германа Лукьянова, сама специфика отрасли пока не позволяет создать здесь полноценную конку-рентную среду. Конкуренция возможна лишь в части обслуживания и ремонта жилья, но не пре-доставления таких комму-нальных услуг, как вода, теп-ло, свет. Положение усугуб-ляется тем, что примерно 99% населения привязано к своему жилью и не имеет возможности (в первую оче-редь финансовой) свободно покупать ту квартиру и в том городе, где бы хотелось. К вынужденной монопо-лии можно отнести банковс-кую сферу. Доля Тверского отделения Сберегательного банка РФ на рынке частных вкладов — 95%, в обслужи-вании юридических лиц — более 65%. Удельный вес СБ в совокупном кредитном портфеле коммерческих бан-ков, сформированном в Тверской области, — более 70%, Дело здесь не в неразвитости банковской системы — в регионе работает восемь самостоятельных и шесть филиалов иногородних бан-ков (хотя некоторые пробле-мы с кредитными ресурсами существуют), а в том кредите доверия, который в 1998 году оказало Сбербанку прави-тельство (только у СБ оно выкупило весь пакет ГКО и перевело сюда счета физи-ческих лиц из других ком-мерческих банков). Благода-ря этому в его стабильность вынуждены были поверить потенциальные клиенты. На сегодняшний день в области нет ни одного достаточно сильного кредитного учреж-дения, способного потеснить позиции Сберегательного банка. Возможно, это удаст-ся Башкредитбанку, который в последнее время ведет ак-тивную кредитную политику. В легкой промышленности очень сильная конкуренция со стороны иностранных то-варопроизводителей, так как доля поставок из-за рубежа товаров легкой и текстиль-ной промышленности со-ставляет около 70%. Мукомольно-крупяная промышленность представле-на тремя предприятиями. Среди них Тверской мель-комбинат, который является монополистом на рынке Твери. В 1997 году на предприя-тии прошли полная реконст-рукция и замена оборудова-ния, что в несколько раз по-высило конкурентоспособ-ность его продукции по ка-честву, но не по ценам. Цены на мелькомбинате довольно высоки. Но это не монополь-ное повышение цен. Тверс-кие хлебопекарные предпри-ятия имеют возможность вы-бирать между качественной тверской мукой и привоз-ным сырьем — пусть не такого качества, но более де-шевым. Монополизированы услуги телефонной связи. Здесь рынок полностью контроли-рует АО «Электросвязь». В области существуют еще около 100 небольших альтерна-тивных телефонных сетей, находящихся в районах, не охваченных «Электросвя-зью», и конкуренцию ей не составляют. В основном это мелкие корпоративные стан-ции, оказывающие услуги связи населению. Наиболее крупные из них — ЗАО «АТС» и ЗАО «Телефонные компьютерные системы». Население обеспечено телефонами только на 37% в городах и на 20% в сельской местности. Потенциал дан-ного рынка огромен, и для создания на нем настоящей конкуренции необходима как минимум еще одна или две крупные фирмы. Пока обычной связи небольшую конкуренцию составляет лишь сотовая связь. Это тверские фирмы — предста-вители московских операто-ров: Тверская сотовая связь, МТС-Т, БиЛайн-ТВ. По не-которым данным, явное или скрытое присутствие в управлении нескольких со-товых компаний принадлежит «Электросвязи». По сло-вам Германа Лукьянова, ан-тимонопольное управление тоже интересуется этим фак-том, и сейчас его ведомство ведет проверку обоснованно-сти таких утверждений. Хороший уровень конку-ренции достигнут в следующих отраслях: — Пищевая. В хлебной подотрасли конкуренция ос-нована на ассортименте и ка-честве товара. Хорошее каче-ство тверского хлеба давно признано специалистами. АО «Волжский пекарь» и ЗАО «Хлеб» активно вывозят свою продукцию за пределы города и области. Цены на этот продукт одни из самых низких в Центральной Рос-сии. И, судя по всему, дело не только в том, что цены сдерживаются исполнитель-ной властью путем предос-тавления налоговых льгот и так далее, но и в наличии конкуренции. Недавно, не выдержав конкурентной борьбы с час-тными хлебопеками, пре-кратил свое существование хлебокомбинат в Рамешках, входивший в «Тверьхлебп-ром». Кстати, из-за непроду-манной стратегии управле-ния это предприятие уже по-теряло в различных районах области три хлебокомбината. Хорошая конкуренция сложилась между молокоза-водами (которых 34), между мясокомбинатами (их 8). Их продукция не уступает по качеству и может конкуриро-вать с товарами московских гигантов. Из-за технологи-ческой неразвитости они вынуждены использовать только натуральное сырье, что лишь увеличивает их конкурентоспособность на рынке продуктов питания. Сильная конкуренция наблюдается между тверски-ми производителями алко-гольных изделий. В ценовой конкуренции за счет низких местных налогов тверские предприятия выигрывают. Качество их продукции оста-ется на высоком уровне. Практически в каждом рай-онном центре есть предпри-ятия по производству пива и безалкогольных напитков. Наиболее показателен в этом отношении опыт ОАО «Афа-насий-пиво». Достаточно удачно действуя в конкурен-тной борьбе за российский рынок, оно потеряло пози-ции внутри области и сейчас по продажам находится на третьем месте, уступив пер-венство московским и санкт-петербургским производите-лям. — Туризм, риэлторские услуги, общепит, сфера быто-вых услуг, образование. Здесь давно развилась свободная конкуренция. На рынке множество продавцов, и компании уже вынуждены использовать маркетинговые ухищрения. Идет жесткая ценовая конкуренция и борьба за улучшение каче-ства обслуживания потреби-теля. В сфере риэлторских и оценочных услуг существуют объединения, устанавливаю-щие цены на услуги, но в их разработке принимают учас-тие все представители. В об-ласти действует около 100 учебных заведений, предла-гающих свои услуги в сфере высшего и профессиональ-ного образования. — Торговля. Интересен опыт фирмы АНТЭК по вне-дрению дисконтных пласти-ковых карт. Сейчас супер-маркеты «АНТЭК» находят-ся в самых оживленных мес-тах Твери, на этом основа-нии можно было бы обви-нить фирму в монопольном захвате рынка, но ни по од-ному товару компания не контролирует его более чем на 35%. Также центр города насыщен сетью хлебных ма-газинов «Волжский пекарь». Однако это не является эко-номическим признаком мо-нополизированное™ рынка. В целом в отрасли отмечает-ся высокий уровень конку-ренции. — Розничная реализация нефтепродуктов. В Твери со-здана довольно обширная сеть автозаправочных стан-ций. По мнению многих спе-циалистов, их количество уже сейчас избыточно. В от-расли присутствует жесткая конкурентная борьба. В не-которых районах через доро-гу находятся заправки конку-рирующих фирм. Мощны и лоббистские политические позиции бензиновых коро-лей. С другой стороны, лю-бопытно, что ценовая конку-ренция здесь практически отсутствует. Интересны и способы борьбы за клиента — «пластиковая» программа компании «Ратмир» и прода-жа бензина по твердым фик-сированным ценам компа-нией «Европа». Конкуренция стала не-отъемлемой частью россий-ского рынка. Но и здесь есть проблемы. Сказывается на-следие командно-админист-ративной системы. Ослабля-ют конкурентные позиции разговоры о пересмотре ито-гов приватизации и разук-рупнения предприятий. Влияет неразвитость в обла-сти транспорта, складских помещений и информаци-онной инфраструктуры. Только 3% жителей области имеют доступ в Интернет. Отсутствие достоверной ин-формации ограничивает воз-можность реального выбора для потребителя, что нару-шает баланс между спросом и предложением. Положе-ние усугубляется нерешенностью судьбы естественных монополий и постоянным противостоянием менедж-мента компаний и местных органов власти. Феномен сегодняшней конкуренции состоит в том, что цена на товары форми-руется не за счет соотноше-ния спроса и предложения, а за счет затрат на производ-ство продукции. А если цена не зависит от спроса, то сти-мулов к ее понижению нет.
|
|
|
|