Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "АЛТАЙ"

Год основания: 1998 год
Руководитель: Буглакова Евгения Владимировна
Штатных сотрудников: 6 человек
Интервьюерская база: 80 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Гадание на кофейной гуще. Часть 2

Гадание на кофейной гуще. Часть 2

В одном из прошлых обзоров была описана ситуация, касающаяся ввоза кофе в Россию, сегодня будет рассмотрено потребление этого продукта.

Потребление кофе в стране стабильно растет, хотя в последние пару лет его темпы несколько снизились и теперь составляют 5 – 7% в год. Доля кофе в российской корзине горячих напитков в натуральном выражении составляет 37%, а в денежном выражении - более 50% (по итогам 2003 года). В целом по России потребление кофе составляет порядка 100 - 120 тысяч тонн.

На кофейном рынке можно выделить на следующие сегменты:

1. Кофе натуральный. Может быть молотым и в зернах.
Потребление натурального кофе в стране не столь велико, по сравнению с растворимым. На жареные зерна и молотый кофе приходится только 7% рынка по количеству и 4% по стоимости. Однако в последнее время доля натурального кофе потребления растет гораздо более быстрыми темпами, чем доля растворимого, особенно в сегменте молотого кофе.

По данным маркетингового исследования компании TNS MIC кофе натуральный (молотый и в зернах) покупают 38,7% россиян. В Санкт-Петербурге и Москве картина несколько иная, потребителей такого вида кофе значительно больше - 56,7% и 50% соответственно.

Больше всего натурального кофе, по данным того же исследования, потребляют в Северо-Западном (51,5%), Южном (39,6%) и Центральном (44%) регионах.

2. Кофе растворимый. Растворимый кофе в свою очередь также делится на несколько типов: порошковый (эмульгированный, powder), гранулированный (агломерированный, agglo) и сублимированный (freeze-dry).

В России именно этот сегмент рынка развит лучше всего. Подавляющее число россиян (около 80%) потребляют растворимый кофе. Ни в одной стране мира нет столь высоких показателей.

На диаграмме 1 можно увидеть соотношение потребления различных видов растворимого кофе. Порошковый кофе самый дешевый и его доля в общем объеме потребления растворимого кофе в России в последние годы стабильно уменьшается.

Наибольшим спросом пользуется гранулированный кофе. Технология его изготовления позволяет получать продукт с более лучшим вкусом и более ароматный, чем порошковый кофе. Сублимированный кофе самый дорогой из всех видов растворимого кофе, однако и самый лучший по своим вкусовым характеристикам. Именно этот сегмент рынка растет наиболее динамично и наиболее быстрыми темпами.

Диаграмма 1. Соотношение различных видов растворимого кофе.

3. Кофейные смеси (смеси кофе растворимого с сахаром, сливками, молоком, пищевкусовыми добавками). Кофейные смеси занимают значительное место на рынке. Их доля, примерно, равна 20 % по количеству и 10% по стоимости. Этот сегмент рынка также очень перспективен и растет довольно большими темпами (порядка 25 -30% в год).

4. Кофейные напитки (кофе растворимый с наполнителем (желуди, цикорий, женьшень и т.д.), кофе суррогатный).

Одна из проблем кофейного рынка – это качество продукции. Введение нового ГОСТа на натуральный жареный кофе (ГОСТ Р 52088-2003) в июле 2004 года – это еще один шаг направленный на снижение доли некачественного товара в магазинах. По новому ГОСТу производители обязаны теперь указывать на упаковке разновидность и степень обжарки кофе, классификация которой в новом стандарте близка к общепринятой в мире. Также помимо первого, второго и высшего сортов вводится понятие класса «премиум», что позволяет расширить шкалу оценки качества продукции.

Эксперты прогнозируют следующие изменения структуры потребления на российском кофейном рынке:
• Увеличение доли сегмента натурального кофе, хотя существующие тенденции преобладания растворимого кофе по-прежнему останутся.
• Дальнейшее сокращение потребления порошкового кофе и за счет этого увеличение сегментов agglo и freeze-dry.

В конце прошлого года (2004 года) стоимость кофе на Нью-Йоркской бирже выросла почти на 40% за три месяца и достигла своего максимального значения за последние четыре года. Причиной этому аналитики называют ожидаемое в 2005 году уменьшение объемов производства кофе крупнейшими странами-производителями, такими как Бразилия и Колумбия. В связи с этим в России прогнозируется рост цен на натуральный кофе.

Ермошкина П., e-mail: mmmc@marketcenter.ru

Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности