Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ПЕРМЬ"

Год основания: 2003
Руководитель: Ощепкова Евгения Георгиевна
Интервьюерская база: 64 человека

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка пива

Обзор российского рынка пива

Согласно данным, приводимым Союзом российских пивоваров, по итогам 2004 года производство пива в России возросло, аналогично тенденции последних шести лет (см. рисунок 1). Увеличение объемов производства пива в 2004 году по отношению к показателям 2003 года составило 12,5%. За период с 1999 года в 2004 году темпы роста производства в пивной отрасли впервые внесли положительные изменения в динамику показателя прироста объемов производства. С 1999 года темп роста производства в отрасли неуклонно снижался, составив в 2003 году 7,8%. Однако 2004 год, несмотря на беспрецедентное давление на пивоваров со стороны государственных органов власти, стал для пивоваренной отрасли наиболее успешным за последние пять лет.

Рисунок 1.
Динамика производства пива в 1999 - 2004 гг. (по данным российского союза пивоваров)1

Объем производства

Рост производства

Для российских пивоваров 2004 год был весьма непростым: произошло увеличение акцизной ставки на 25%; принят закон об ограничениях розничной продажи и потребления пива в общественных местах. В январе текущего года вступило в силу ограничение на использование в рекламе пива образов людей и животных. Как отмечает ряд экспертов, наряду с позитивным социальным значением предпринятых мер, они, несомненно, оказали и негативное воздействие на развитие российской пивной отрасли. Так, в конце 2004 года появились сообщения, что некоторые российские региональные инвесторы отказываются от планов вывода на рынок новых марок – принятие «антипивных» законов затруднило выход на рынок новых игроков. По мнению вице-президента российского отделения компании Sun Interbrew И. Кибиной, предпринимаемые ограничительные меры для производителей, не являющихся глобальными лидерами рынка, закрывают все пути – как для создания и продвижения новых марок пива, так и для репозиционирования небольших региональных брэндов в более крупные.

В настоящее время на российском пивном рынке присутствует несколько основных игроков, доли этих игроков (по результатам исследований компании «Бизнес Аналитика») представлены в диаграмме на рисунке 2.

Рисунок 2.
Доли основных игроков на российском пивном рынке в 2004 году (в стоимостном выражении), % )2

Крупнейшим производителем на российском пивном рынке является шведская компания Baltic Beverages Holding AB (BBH). По итогам 2004 года доля этого производителя составила 32,7%. Ведущим пивоваренным заводом BBH является ОАО «Балтика», которое владеет производственными мощностями в Санкт-Петербурге, Туле, Ростове-на-Дону (ТМ «Балтика», «Арсенальное», «Парнас», «Дон»). Кроме того, Baltic Beverages Holding владеет контрольным пакетом акций ОАО «Вена» (ТМ «Невское», Tuborg и др.), контролирует ОАО «Пикра» (г. Красноярск), ОАО «Золотой Урал» (г. Челябинск), ОАО «Ярпиво» (г. Ярославль).

Вторую позицию по величине доли на российском рынке занимает индийско-бельгийский холдинг SUN Interbrew Ltd, контролирующий 16,4% рынка. SUN Interbrew является владельцем заводов: ОАО «ОПЗ» (г. Клин), ОАО «Бавария» (г. Санкт-Петербург), ЗАО «Ивановская пивоваренная компания», ОАО «Курская пивоваренная компания», ОАО «Пермская пивоваренная компания», ОАО «Поволжье» (Волгоградская область), ЗАО «Росар» (г. Омск).

С существенным отставанием от лидеров третью и четвертую позиции занимают компании Heineken Russia и South African Breweries (SAB) (8,7 и 8,4% соответственно). На пятом месте Efes Beverages Group (7,4%).

Представленную на российском рынке продукцию пива в соответствии с принадлежностью к определенному ценовому сегменту относят к четырем группам: экономичный сегмент; средний сегмент; локальное премиум; импортное и лицензионное. Большая часть розничного оборота пива в России приходится на средний и экономичный ценовые сегменты. Так, по итогам первого полугодия 2004 года суммарная доля продукции этих двух сегментов составила около 80% от натурального товарооборота (см. рисунок 3) и порядка 70% от стоимостного товарооборота. Однако за период с 2002 по 2004 год доли экономичного и среднего ценовых сегментов на российском рынке снижались за счет увеличения продаж локального премиального и лицензионного пива. В первом полугодии 2004 года суммарная доля продаж локального премиального пива, а также импортного и лицензионного пива составила 20,1% в натуральном выражении и 30,5% в стоимостном выражении (для сравнения, в 2002 году эти показатели составили 17 и 24,1% соответственно).

По мнению экспертов компании AC Nielsen, наиболее конкурентным сегментом российского пивного рынка на сегодняшний день является экономичный, где на девять лидирующих брэндов приходится лишь 54,5% розничного оборота в натуральном выражении и 57,4% - в стоимостном выражении. В других ценовых сегментах на десять ведущих торговых марок приходится порядка 80-85% розничных продаж по соответствующей ценовой категории, лидирующие позиции принадлежат национальным производителям в отличие от экономичного сегмента, где сильно присутствие региональных игроков.

Рисунок 3.
Динамика структуры розничных продаж пива по ценовым сегментам, доли от натурального оборота, % (по результатам исследований компании AC Nielsen))3

В отношении упаковки пива, согласно результатам исследований компании «Бизнес Аналитика», в последние 2-3 года наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению доли стеклянной бутылки за счет увеличения популярности ПЭТ-тары. С начала 2003 года по октябрь-ноябрь 2003 года доля пива в стеклотаре снизилась с 55,8 до 46,6%, а доля продаж в ПЭТ-бутылках возросли с 32,7 до 39,5% (см. рисунок 4). Особой популярностью пиво в ПЭТ пользуется на Юге России и на Дальнем Востоке, где доля данного типа упаковки составляет более 50% розничных продаж. Продукция в ПЭТ-таре традиционно позиционировалась в экономичном ценовом сегменте, хотя в последнее время делаются попытки изменить потребительское восприятие и разливать в ПЭТ пиво среднего и даже премиального ценового сегмента. Удельный вес продукции в алюминиевых банках за рассматриваемый период времени вырос с 11,4 до 13,9%. Производители алюминиевой банки прогнозируют увеличение доли этого сегмента в среднесрочной перспективе до 20-25%.

Рисунок 4.
Рыночные доли пива в различной упаковке, в натуральном выражении, % (по материалам исследований компании «Бизнес Аналитика») )4

Характеризуя потребление пива россиянами, необходимо отметить, что, по результатам проведенного компанией «Левада-Центр» опроса 1600 респондентов в возрасте от 18 лет, проживающих в 40 российских регионах, более половины жителей России с разной частотой потребляют пиво )5 . К числу активных потребителей, то есть тех, кто пьет пиво не менее одного раза в неделю, принадлежит 47% россиян, участвовавших в опросе. Примечательно, что среди мужчин пиво потребляют 70% респондентов. Женщины потребляют пиво реже, однако около 40% россиянок хотя бы время от времени потребляют пиво. С точки зрения возрастных характеристик, наиболее активными потребителями пива являются молодежь в возрасте 18 – 24 лет, а также более старшая группа потребителей 25-39 лет.

Предпочтения российских потребителей по маркам пива распределяются следующим образом (см. рисунок 5). Лидирующие позиции занимают марки «Балтика» и «Жигулевское». К этим «основным» российским маркам подбираются и другие брэнды, в числе которых «Клинское» (11%), «Сибирская корона» (9%), «Толстяк» (9%), «Арсенальное» (8%), «Красный Восток» (7%). Вместе с тем, доли некоторых марок пива (например: «Очаково», «Старый мельник», «Ярпиво»), в 1999 году входивших в число наиболее потребляемых, постепенно уменьшаются. Эту тенденцию эксперты связывают с недостаточно интенсивным развитием ассортимента - линейки сортов (по ТМ «Очаково», «Старый мельник»), а также с недостаточно динамичной рекламной кампанией (в отношении ТМ «Ярпиво»).

Рисунок 5.
Потребительские предпочтения пива по маркам (по результатам исследования компании «Левада-Центр»), %

По итогам проведенного обзора современного российского пивного рынка сформулируем основные выводы:

 Объемы производства пива в России на протяжении последних шести лет характеризуются тенденцией к увеличению. В 2004 году по отношению к показателям 2003 года рост объема производства составил 12,5%, несмотря на давление на пивоваров со стороны государственных органов власти.

 Наиболее крупными производителями пива на российском рынке в настоящее время являются Baltic Beverages Holding AB (BBH) и SUN Interbrew Ltd. По итогам 2004 года совокупная доля этих двух производителей составила 49,1% от общего объема производства пива в России.

 Основная часть розничного оборота пива в России приходится на средний и экономичный ценовые сегменты, однако доли этих сегментов снижаются за счет усиления позиций локального премиального и лицензионного пива.

 Пиво с различной частотой потребляет более половины жителей России. Для россиян характерен скорее «уличный» стиль потребления пива, в отличие от «барно-ресторанного» стиля, более предпочитаемого в странах Запада. Российский потребитель достаточно консервативен в выборе марок пива (о чем, в частности, свидетельствует высокий процент потребления пива «Жигулевское»).

1 См. Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2005. №4.

2 По результатам исследований компании «Бизнес Аналитика», см. «Коммерсант». 2005. №84 (3168).

3 См. Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2004. №9.

4 См. Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2005. №4.

5 См. Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2004. №7.

ММЦ «Москва»

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности