Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "КАЛУГА"

Год основания: 1997 год
Руководитель: Крохина Марина Николаевна
Штатных сотрудников: 4 человека
Интервьюерская база: 50 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Не грусти, - похрусти!

Не грусти, - похрусти!

В последние годы активное развитие российского пивного рынка способствовало появлению продуктов, которые изначально позиционировались как легкая закуска к пиву. К ним можно отнести фасованные соленые орешки, чипсы, вяленые морепродукты. Сравнительно недавно на рынке появились и мелко нарезанные фасованные сухарики. Собственно, этот продукт на Руси известен давно и считается исконно русской едой, поэтому «новые» сухарики легко завоевали популярность у потребителей и очень быстро заняли свое место среди легких закусок, относящихся к снэковой продукции.

История производства сухариков в России насчитывает всего около четырех лет. Первыми сухарики выпустили питерские производители ПФ «Эпсилон» под торговой маркой «Чапсы» получили от легендарного героя В.И. Чапаева, который и изображен на пакетиках.

С момента начала производства сухариков в России и до сегодняшнего дня рынок претерпел существенные изменения: появились новые производители и множество торговых марок. Региональные рынки существенно отличаются друг от друга как по производителям, так и по брендам. В 2003г., например, присутствовало более 30 марок сухариков, среди них родоначальники этого сегмента «Чапсы», «Три корочки» (Бриджтаун), «Емеля» (К.П.Ф. «Емеля»), марки «Кириешки», «Компашки», «Хрусташки», «Русские», «Бабаевские», «Богатырские», «Трофи», «Столичные» и пр. Однако за время существования этого рынка более 20 торговых марок уже исчезли с прилавков. Этот говорит о том, что без анализа потребительского рынка и тщательно продуманной маркетинговой стратегии производителям становится сложно выжить в новых экономических условиях.

По оценке компании «Сибирский берег», объем российского рынка фасованных сухариков составляет 341 млн. долл. По данным опроса исследовательской компании «Комкон», проведенного в первом полугодии 2003 года, большинство потребителей сухариков в России предпочитали продукцию «Сибирского берега» (марку «Кириешки» назвали 63% респондентов, марку «Компашки» – 20%). На втором месте – продукция «Бриджтаун Фудс» (марка «Три корочки» – 41%), на третьем – К.П.Ф. «Емеля» (марка «Емеля» – 28%). Что касается московского рынка сухариков, то на нем лидерами являются эти же три производителя, только первое место занимает «Бриджтаун Фудс». По данным на 2005г., самую большую долю московского рынка сухариков – 38% - занимают компании, специализацией которых является производство легких закусок к слабоалкогольной продукции. В основном это производители закусок к пиву, однако, компания «Хэпппилэнд» выпустила на рынок сухарики с экзотическими многокомпонентными вкусами под торговой маркой «Трофи», одноименной с серией известных сейчас слабоалкогольных коктейлей. В равной степени сухариками занимаются производители снэковой и ореховой продукции – их доли составляют по 21%. По 10% рынка занимают производители хлебно продукции и предприятия, выпускающие продукты быстрого приготовления и/или сухие завтраки:

Ведущую роль в приготовлении сухарной продукции играет сырье, то есть хлебные заготовки. Компании, выпускающие сухарики, используют специальный хлеб собственной выпечки, заказывают специальных хлеб для сухарей, покупают готовый хлеб и, наконец, покупают обрез и возвратный хлеб на хлебопекарных производствах. От используемого сырья зависит качество, вкус, а также цена предлагаемой на рынок готовой продукции. Как правило, дл изготовления сухариков используется хлеб высокой пористости. Мелкопористый хлеб (собственно сухарный) в настоящее время производит только пекарня «Боско-Л», благодаря чему продукция этой компании входит в самый высокий ценовой диапазон в данном сегменте рынка. В основном, выпускаются сухарики из хлеба на основе смеси ржаной и пшеничной муки, соотношение которых и придает основной вкус. Сухариков на основе хлеба только из ржаной муки на рынке нет, поскольку такой продукт было бы невозможно есть из-за жесткости. А сухарики из пшеничного хлеба предлагают только пять компаний-производителей: «Сибирский берег», К.П.Ф. «Емеля», «Боско-Л», ФК «Финком» и «Бриджтаун». Следует отметить и появление сладких сухарей, выпуск которых наладила компания «Емеля» совместно с хлебопекарной компанией «Консенсус». Осенью 2005г., как сообщает «Коммерсантъ», производство сухариков в России развернула компания PepsiCo. Продукция под маркой «Twistos» уже представлена в магазинах Петербурга и Екатеринбурга. Сухарики от PepsiCo несколько дешевле продукции конкурентов, и компания надеется в течение двух лет наладить продажи на всей территории России и завоевать 20% местного рынка. Но, в целом, сухарный рынок России является привлекательным для большинства больше для российских производителей, а наличие в продаже тех или иных торговых марок во многом зависит от сбытовой политики компании-производителя. Появятся ли эти бренды напрямую зависит от оптовых продавцов.

Примерно четвертая часть названий сухариков рассчитана на детскую аудиторию. К ним можно отнести торговые марки, например, «Емеля» и др. около 15% рынка занимают торговые марки с названиями, которые рассчитаны на молодежь («Компашки», «Посиделки» и т.д.). благодаря франчайзингу, сухарики приобрели названия известных брендов – «Клинское», «Бочкарев» и пр. Ряд торговых марок не носит позиционной направленности и рассчитан просто на любителей сухариков, которых становится все больше.

Выпуск сухарной продукции производится в пакетированной упаковке весом от 35 до 70 грамм. Производители считают оптимальной 50-граммовую упаковку, объясняя это тем, что вес напрямую зависит от заполняемости пакетика. Цены на «демократические» торговые марки существенно отличаются от продукции класса «Премиум». Например, отпускная цена на самую дешевую продукцию составляет 2,2 рубля за 50-граммовую упаковку, а на самую дорогую – 4,5 рубля за упаковку 55г. В рознице цена возрастает в 2-2,5 раза. Для сравнения - в 2003 году оптовая цена на сухарики колебалась от 2 до 3 руб. за упаковку. Розничная цена - от 4 до 8 руб. в зависимости от марки, веса упаковки, типа и месторасположения розничной точки.

Самые широкие ассортиментные линейки сухариков представлены следующими компаниями:
«Сибирский берег» и «Сытинские заводы» - по 15 позиций, «Бриджтаун» и К.П.Ф. «Емеля» - по 13 позиций, «Трорлль» - 12 позиций, «Меридиан Плюс» - 10 позиций. Производители обычно сами выбирают вкусовые добавки, на их взгляд, наиболее популярные среди потребителей. Особенно это относится компаниям, которые выпускают небольшой ассортимент сухариков. Только на московском рынке представлено 45 вкусовых видов данной продукции. В пятерку наиболее популярных вкусов, используемых большинством производителей, вошли сухарики с солью, чесноком, беконом, сыром, а также копченые:

Но многие компании наряду с традиционными производят и оригинальные вкусовые виды продукта – всего насчитывается 19 эксклюзивных позиций. Еще 7 позиций также пока не имеют аналогов и приходятся на производство сладких сухариков. Например, самым неожиданным успехом у покупателей начали пользоваться сухарики «Компашки» со вкусом икры. Брэнд «Компашки» сейчас занимает 3% российского рынка. «Вкус икры – натуральная и очень дорогая добавка, - говорят в компании, - но мы не экономим на ингредиентах. Чтобы оставаться лидерами, нужно делать продукт на дорогих добавках, иначе его будут копировать недобросовестные конкуренты». Добавки «Сибирский берег» закупает у мировых поставщиков. Но вкусы компания разрабатывает сама в своих лабораториях. Сейчас, например, в разработке вкус баранина с мятой. Придумали вкус хот-дога, ветчины с сыром. В планах переход к сладким снекам - уже есть первая разработка сладкие сухарики «Кантучини» (закуска к чаю, кофе, вину).

В долевом соотношении на сухарики с одной вкусовой добавкой приходится 74,5% производства всего ассортиментного ряда. При этом пятерка популярных видов сухариков занимает 53%. На эксклюзивные ассортиментные позиции, которые предлагаются лишь одним производителем, приходится 10,5%. К последним можно отнести, например, вкусы сухариков «креветки с лимоном» («Сытинские заводы»), «салями» («Сибирский берег»), «жульен» («Хэппилэнд») и т.д. Новые эксклюзивные вкусы добавились к ассортименту компании «Бриджтаун»: «холодец с хреном» и «курица карри». На сладкие сухарики приходится лишь «ветчина с сыром», «оливки и чеснок», составляет 8%.

Спрос на сухарики, равно как и число участников данного рынка, продолжает увеличиваться. Как показали проведенные исследования, на сегодняшний день производители сухариков уделяют большое внимание ассортиментному ряду, нежели качеству выпускаемой продукции. Однако для успешного продвижения на рынке продукция должна отвечать все более высоким требованиям, предъявляемым со стороны потребителей.

ВЫВОДЫ:

1. Практически весь рынок сухарного производства составляют отечественные компании. Основными участниками рынка являются такие компании, как новосибирская компания «Сибирский берег», московские компании «Бриджтаун», П.К.Ф. «Емеля», а также совместное производство Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска «Сытинские заводы».

2. Наиболее популярными торговыми марками являются – «Три корочки», «Компашки», «Кириешки», «Сытин» и др.

3. Розничная цена на сухарики колеблется от 4 до 9 руб. за упаковку в зависимости от марки, веса упаковки, типа и месторасположения торговой точки.

4. Традиционными вкусами сухариков являются – «соль», «чеснок», «бекон», «сыр», «копченые», «зелень». Также разнообразен выбор эксклюзивных («специфических») разработанных собственно самими производителями вкусов – «салями», «курица», креветки с лимоном» и т.п. Наиболее широко представлен ассортиментный рад вкусов у компаний «Сибирский берег», «Сытинские заводы», «Бриджтаун», К.П.Ф. «Емеля».

5. Основной целевой группой потребителей являются дети и молодежь. Предпосылками этому служит история идеи производства пакетированных сухариков. Также данная продукция рассчитана на любителя, которого в России вполне достаточно.

6. В целом объем рынка сухариков, также как и рынка снэков увеличивается, популярность этой продукции растет, ожесточается конкуренция, что должно привести к росту маркетинговой активности производителей.

ММЦ "Москва"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности