Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "КАЗАНЬ"

Год основания: 2004
Руководитель: Гадуцевич Ольга Зигфридовна
Штатных сотрудников: 2 человека
Интервьюерская база: 10 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка лакокрасочных материалов

Обзор российского рынка лакокрасочных материалов

В настоящее время в России производится около двух тысяч наименований лакокрасочных материалов. В 2004 году емкость российского рынка составила 1 млн. тонн в натуральном выражении и 1,5 млн. долларов США – в стоимостном выражении. Для рынка лакокрасочных материалов характерна тенденция к росту, который составляет 12% в год. По данным агентства «РосБизнесКонсалтинг», доля России в мировом производстве лакокрасочных материалов составляет около 2,5%, а общий объем мирового производства лакокрасочной продукции оценивается в 23 млн. тонн.

В России в отрасли лакокрасочных материалов работает около 100 производственных предприятий суммарной мощностью более 2,5 млн. тонн материалов в год. При этом около 60% производимой продукции выпускают 12 крупных предприятий. В первом полугодии 2005 года российские предприятия выпустили 352,8 тыс. тонн лакокрасочных материалов. Одними из основных тенденций, наблюдаемых в российском производстве в 2004 – 2005 годах, выступают существенный рост производства водно-дисперсионных красок и грунтовок, а также жидкотертых масляных красок и, вместе с тем, спад производства густотертых масляных красок (по материалам исследований агентства «РосБизнесКонсалтинг»).

Наиболее крупными производителями лакокрасочных материалов в России на сегодняшний день являются следующие предприятия:

ОАО «Лакокраска», входящее в холдинг «Ярославские краски» (г.Ярославль). Предприятие создано в 1999 году, производит пять видов продукции: лаки, смолы, эмали и красители, пигменты, порошковые краски. Существенную долю в его продукции составляют автомобильные краски.

ООО «Текс» (г. Санкт-Петербург). Предприятие создано в 1994 году, производит водоэмульсионные краски, шпаклевки, эмали, лаки, антисептики, красители, грунтовки, клеи, масляные краски. В настоящее время ООО «Текс» принадлежит около 10% российского рынка лакокрасочных материалов строительного назначения. Торговая марка «Текс» является лидирующей в Северо-Западном регионе России по группе лакокрасочных материалов строительно-бытового назначения.

ЗАО «Эмпилс» (г. Ростов-на-Дону), входит в промышленную группу «Новое содружество». Продукция предприятия выпускается под марками «Ореол», «Эмпилс» и «Расцвет», ассортимент насчитывает 29 наименований. Одно из основных направлений деятельности компании – производство эмалей для сельскохозяйственной техники. ЗАО «Эмпилс» – единственное предприятие отрасли, производственные мощности которого загружены на сто процентов.

Согласно материалам исследований агентства «РосБизнесКонсалтинг», на долю каждого из трех отмеченных производителей приходится порядка 8% объема российского производства лакокрасочных материалов. По оценке компании «Строительная информация», ООО «Текс» в настоящее время является лидирующим производителем лакокрасочных материалов в России, поскольку в продукции двух других лидеров рынка довольно значительную долю составляют различные полуфабрикаты, которые компании продают ООО «Текс». Согласно данным, приводимым Ассоциацией производителей строительных материалов, по состоянию на 2003 год в пятерку крупнейших производителей лакокрасочных материалов в России входили следующие компании (см. рисунок 1): ЗАО «Эмпилс» (16,2% от общего производства), ООО «Текс» (12,7%), Черкесское ХПО (8%), ОАО «Лакокраска» (7,3%), ОАО «Русские краски», Ярославль (7,2%).

Рисунок 1.
Структура российского рынка лакокрасочных материалов по производителям, %

Импортная продукция составляет 25-30% объема российского рынка лакокрасочных материалов. Для рынка характерен высокий уровень конкуренции, борьбы за сбыт между отечественными и зарубежными производителями. Большинство импортируемых в Россию лакокрасочных материалов относится к верхнему ценовому сегменту. Основными странами-экспортерами лакокрасочных материалов в Россию выступают: Германия (14% от объема импорта), Финляндия (11%), Белоруссия (9,7%), Эстония (9%), Литва (7%), США (7%), Корея (7%) (см. рисунок 2).

Рисунок 2.
Доли основных стран-экспортеров лакокрасочных материалов в Россию, % (по материалам исследований агентства «РосБизнесКонсалтинг»)

Согласно данным, приводимым агентством Symbol Marketing, среди предприятий-производителей лакокрасочные материалы которых поставляются в Россию, лидируют следующие (см. таблицу 1).

Таблица 1.
Крупнейшие компании – экспортеры лакокрасочных материалов на российский рынок

В связи с ростом российского рынка лакокрасочных материалов, наблюдаемым в последние годы, а также прогнозируемым в ближайшем будущем, лакокрасочная отрасль в России является привлекательной для инвестиций. Крупные западные производители стремятся открыть собственные производства в России. В частности, финская компания Tikkurila открыла завод, выпускающий лакокрасочные материалы под маркой Tikkolor в г. Раменское; голландский концерн Akzo Nobel запустил завод в подмосковной Балашихе; немецкий концерн Caparol организовал собственное производство в Твери, продукция выпускается под маркой Diamant.

Как сообщает «Коммерсантъ» ) * , в конце 2005 года транснациональная группа Kemira, одним из подразделений которой является Tikkurila, объявила о намерении приобрести петербургское предприятие «Текс» с целью укрепления собственных позиций на российском рынке. По мнению экспертов, в случае успешной реализации этого намерения финны получат контроль над 20% российского рынка лакокрасочных материалов. Кроме того, появление в наиболее массовых среднем и низком ценовых сегментах такого сильного игрока, как Tikkurila, приведет к обострению ценовой конкуренции в той части российского рынка лаков и красок, где до настоящего времени ведущую роль играли отечественные производители.

Экспорт лакокрасочных материалов в 2004 году составил 13,8% от общего объема российского производства, достигнув 90,7 тыс. тонн. Основные объемы экспортных поставок приходятся на страны СНГ – Казахстан (31%), Белоруссию (26%), Узбекистан (17%), а также на страны Балтии. Экспортная доля органоразбавляемых лакокрасочных материалов на основе синтетических полимеров составила 75%, водоразбавляемых лакокрасочных материалов – 10,3%.

Лакокрасочная продукция относится к числу наиболее востребованных в строительстве материалов. Спрос на лакокрасочные материалы в последние годы характеризуется стабильной тенденцией к увеличению, при этом не только со стороны строителей, но и среди представителей других отраслей - производителей мебели, машиностроителей и других. В 2004 году потребление лакокрасочных материалов на душу населения в России составило 6,5 - 7,4 кг (по данным, приводимым агентством «РосБизнесКонсалтинг»).

Результаты исследований, проведенных агентством Symbol-Marketing, свидетельствуют о том, что наиболее востребованными среди потребителей являются такие виды лакокрасочных материалов, как водоэмульсионные краски, грунтовки, водно-дисперсионные краски, эмали. Эти материалы используют более 90% организаций, занимающихся ремонтно-строительными работами. Среди потребителей-профессионалов (специалистов строительных, архитектурных и торговых организаций) наиболее популярна торговая марка Tikkurila, ее назвали 19,7% участников исследования. Второе и третье места по известности среди профессиональных потребителей занимают отечественные марки «Ярославские краски» (11,7%) и «Ореол» (7,3%). На четвертой позиции оказалась немецкая Dufa.

Изучение приверженности профессиональных потребителей лаков и красок отечественной / зарубежной продукции показало, что большинство потребителей (54,8%) не имеет в этом плане выраженных предпочтений (см. рисунок 3). Лакокрасочные материалы импортного производства предпочитают 27,9% потребителей, участвовавших в исследовании. Материалам отечественного производства отдают предпочтение 17,3% потребителей.

Предпочтения потребителями-профессионалами лакокрасочных материалов отечественного / зарубежного производства, % (по материалам исследований агентства Symbol Marketing)

Наиболее качественными, по мнению потребителей, являются лакокрасочные материалы, выпускаемые под марками Tikkolor, Beckers, Crown & Jobi. При этом потребители-профессионалы в целом удовлетворены качеством большинства марок лакокрасочных материалов, представленных на российском рынке.

Сформулируем основные выводы по итогам проведенного обзора:

• Российский рынок лакокрасочных материалов характеризуется тенденцией к росту, составляющему порядка 12% в год. В значительной мере рост рынка лакокрасочных материалов связан с активным развитием строительной отрасли в России, которое продолжится в ближайшем будущем.

• Благоприятная ситуация, сложившаяся на российском рынке лакокрасочных материалов, привлекает внимание зарубежных производителей, активно стремящихся инвестировать средства для открытия собственных производств в России. В настоящее время лакокрасочные материалы зарубежного производства представлены почти исключительно внутри верхнего ценового сегмента. Однако уже есть примеры (компания Tikkurila) продвижения западных компаний в наиболее востребованные нижний и средний ценовые сегменты. Подобные шаги способствуют обострению ценовой конкуренции в той части рынка лакокрасочных материалов, которая до сих пор оставалась за отечественными производителями.

• Потребление лакокрасочных материалов в России в последние годы стабильно увеличивается. Эксперты акцентируют тот факт, что в связи с существенной разницей в уровне доходов, которая сохранится еще довольно длительное время, ценовая структура ассортимента лакокрасочных материалов в нашей стране должна быть дифференцированной. Тот факт, что большинство потребителей в настоящее время не имеет определенных предпочтений в отношении отечественных / зарубежных лакокрасочных материалов, наряду с активностью западных производителей на российском рынке, свидетельствует об актуальности для российских производителей разработки и принятия комплекса мер, направленных на то, чтобы лицо рынка не приобрело «чужеземный профиль».

*См. «Коммерсантъ» от 22.11.2005

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности