Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "УФА"

Год основания: 2000 год
Руководитель: Спивак Всеволод Вячеславович
Штатных сотрудников: 12 человек
Интервьюерская база: 60 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка обоев

Обзор российского рынка обоев

Российский рынок обоев является одним из наиболее динамично развивающихся в мире. По данным Международной ассоциации производителей обоев и стеновых покрытий (IGI), в отличие от Европы, где потребление обоев снижается, и все более популярными становятся современные виды красок и штукатурок, в России объем потребления обоев растет на 10-15% ежегодно (отчасти, в связи с тем, что этот материал дешевле штукатурных и окрасочных работ).

Согласно данным, приводимым агентством Abarus Market Research, объем российского рынка обоев в 2004 году составил порядка 220 – 230 млн. стандартных рулонов в натуральном выражении и 1 млрд. долларов США – в стоимостном выражении.

По оценкам ассоциации «Рособои», объем производства отечественных обоев снизился за 2004 год на 11,8%, а доля импортных обоев на рынке по-прежнему больше отечественных и составляет до 60%. Наиболее крупными российскими производителями обоев являются: ЗАО «Московская обойная фабрика», ОАО «Мосстройпластмасс», ЗАО «Ростовбумага», ООО ПКП «Сыктывкарские бумажные изделия», ОАО «Тулабумпром».

Среди стран-экспортеров обоев в Россию лидирующие позиции занимают Украина, Белоруссия, Германия. По оценкам экспертов ассоциации «Рособои», доли импорта из стран ближнего зарубежья (Белоруссии и Украины) и из стран Евросоюза (Германии, Великобритании, Испании, Франции и др.) в настоящее время примерно равны (см. рисунок 1).

Рисунок 1.
Структура российского рынка обоев по происхождению поставок, %

(по оценкам экспертов ассоциации «Рособои»)

Среди зарубежных производителей обоев, продукция которых широко представлена на российском рынке, выделяются: ОАО «Белорусские обои», ОАО «Гомельобои» (Белоруссия); «Корюковская фабрика технических бумаг» (Украина, ТМ «Славянские обои»); BG, Imperial Decor, Forbo Lancaster (Великобритания); AS Creation, Erismann, Coswig, Marburg, Mohr, Rasch (Германия); Azcoaga (Испания); Emiliana Parati, Limonta, Sirpi (Италия); Essef, Venilia (Франция) (по данным ассоциации «Рособои»).

В связи с привлекательностью российского рынка ряд зарубежных производителей стремится открыть собственное производство на территории Российской Федерации. В частности, по данным экспертов группы «Алаксар», в текущем году в России планируют запустить свое производство немецкий концерн Vitrulan и американский концерн Johns Manville (ТМ Tassoglass, Oskar) 1 . Уже запущено производство обоев немецким концерном Erismann AG в г. Воскресенск Московской области2 . В г. Пенза представители бумажного комбината «Маяк» и немецкой компании Marburg создали совместное предприятие по выпуску обоев на базе российского предприятия и с использованием немецких технологий 3 .

На сегодняшний день европейские производители обоев прочно заняли сегмент «премиум», доля которого на российском рынке пока остается довольно незначительной (10-15%), но перспективы роста этого сегмента очевидны. Одни из наиболее известных производителей, представляющих продукцию «премиум» класса: Rash (Германия); BG, Crown & Shand Kydd (Великобритания); Murella (Италия); Venilia (Франция). Наблюдаются отдельные попытки отечественных производителей вывести собственную продукцию в «премиум» сегмент (например, производство дорогих обоев налажено на новой подмосковной фабрике «Палитра»), но отыграть «верхушку» рынка им пока не удается. Нижний ценовой сегмент, напротив, остается за отечественными, а также, отчасти, белорусскими производителями, однако, как отмечают аналитики, оставаясь массовым, этот сегмент не имеет тенденции к росту, что наиболее заметно в крупных городах.

На рынке обоев представлены следующие их виды:
Бумажные обои – представляют бумажное полотно, экологически наиболее чистые, недорогие, отличаются простотой отделки. В настоящее время лидером на рынке бумажных обоев является дуплекс – обои, состоящие из двух или более слоев бумаги. На бумажное полотно могут быть наклеены нити из натуральных или смешанных волокон хлопка, льна, вискозы или джута, в результате чего текстура обоев создает эффект тканевой поверхности.

Виниловые обои – также состоят из двух или более слоев, при этом нижний слой, изготовленный из ткани или бумаги, покрывается слоем поливинилхлорида. Виниловые обои могут имитировать разнообразные материалы: «венецианскую» штукатурку, окраску грубой кистью, кожу, шелк, гуашь, акварель и др. Они водостойки, не выгорают, однако недостатком виниловых обоев является их воздухонепроницаемость.

Металлические обои – изготавливаются на бумажной основе, покрытой слоем фольги.

Пробковые обои – изготавливаются нанесением на бумажное полотно тонкого слоя натуральной пробки. Стекловолокнистые обои – состоят из стеклопряжи (кварцевый песок, сода, известь, доломит). Могут быть поклеены практически на любую поверхность, после чего их можно покрыть краской.

Фетровые обои – сделаны из волокон акрила, полиэстера и микро фибры. Такие обои интенсивнее «дышат», нежели бумажные и по внешнему виду напоминают ткань.

Согласно экспертным оценкам, в 2004 году среди российских потребителей наиболее востребованными были бумажные обои, их доля в структуре продаж составила порядка 75% (см. рисунок 2). Доля виниловых обоев составила 19%. Стекловолокнистые обои заняли 5% рынка, при этом их продажи значительно возросли, по итогам года – на 25%. Другие виды обоев были востребованы незначительно, их доля составила порядка 1%.

Рисунок 2.
Структура продаж обоев на российском рынке в 2004 году, %

(согласно экспертным оценкам)

Наиболее высокими темпами в 2004 году возросли продажи сегмента стекловолокнистых обоев (на 25%, достигнув 37 млн. долларов США), темпы роста этого сегмента на 10-15% превышали темпы роста рынка обоев в целом. При этом в предшествующие годы (стеклообои европейского производства появились в России в 1999 году) рынок стеклообоев развивался достаточно медленно, поскольку они представляли новый продукт, который потребителю необходимо «распробовать» и оценить. Эксперты полагают, что столь высокие темпы роста рынка стекловолокнистых обоев связаны прежде всего с бумом строительства офисов, где эти обои используются чаще всего. По данным компании Colliers International, в 2005 году на московском рынке предложение офисной недвижимости увеличится с 3,65 млн. кв.м до 4,55 млн. кв.м. Свою роль сыграли и рекламные усилия дистрибуторов обоев. По оценкам некоторых участников рынка, затраты на рекламу крупнейших дистрибуторов ежегодно достигают 1 млн. долларов США. В пятерке лидеров – компании «Алаксар» (50% сегмента), «Торговая площадь» (10%), «Дилл» (10-15%), «МНГ-Поликом» (10-15%), «Спецстрой» (10%).

По прогнозам экспертов, к 2007 году продажи стеклообоев на российском рынке достигнут 60 млн. долларов США. К этому же времени можно ожидать прихода в Россию крупных западных корпораций.

Большинство частных потребителей предпочитает традиционные бумажные обои (70-80% рынка). На потребительском рынке наблюдается смещение потребительских предпочтений в сторону изделий средней и верхней ценовых категорий – дуплексных и виниловых обоев. В настоящее время лидером на рынке бумажных обоев является дуплекс. Дуплексные обои представлены достаточно широко, как отечественными, так и зарубежными производителями: «Московская обойная фабрика»; «Корюковская фабрика технических бумаг» (Украина, ТМ «Славянские обои»); фирмы Azcoaga (Испания); AS Creation, Erismann, Coswig, Marburg, Mohr, Rasch (Германия); Imperial Decor, Forbo Lancaster (Великобритания); Essef, Venilia (Франция).

Потребительские предпочтения россиян по странам-производителям обоев, согласно материалам исследований компании «Комкон-СПб», выглядят следующим образом (см. рисунок 3). Наибольшим спросом пользуются обои немецких и белорусских производителей, эти страны выделили по 30% покупателей, принявших участие в исследовании. Значительным спросом пользуются также обои российского производства, их предпочитают 19,2% потребителей. Доли других стран-производителей довольно незначительны.

Рисунок 3.
Потребительские предпочтения обоев по странам-производителям, % от числа покупателей

(по материалам исследований компании «Комкон-СПб)

В отношении потребительских предпочтений цвета и дизайна обоев эксперты отмечают, что в настоящее время наблюдается тенденция к замене устоявшихся цветочных рисунков и замысловатых орнаментов, абстрактных композиций и «фоновых» обоев имитациями других, нередко более дорогих и трудоемких в нанесении стеновых покрытий – ткани, кожи, дерева и даже различных декоративных штукатурок.

Основные выводы:

• Российский рынок обоев является одним из наиболее динамично развивающихся в мире. В России объем потребления обоев растет на 10-15% ежегодно.

• Наблюдается тенденция к снижению объемов отечественного производства обоев (в 2004 году на 11,8%), доля импортных обоев на рынке превосходит долю отечественной продукции. Эксперты ассоциации «Рособои» весьма обеспокоены ростом импорта обоев, по их мнению, сложившаяся на российском рынке ситуация, когда зарубежным производителям принадлежит уже порядка 60% рынка, требует пристального изучения. Эксперты полагают, что увеличение объемов импорта обоев во многом связано с ввозом значительной части продукции по «серым» схемам, что позволило европейским, китайским и украинским производителям существенно снизить цены на обои.

• Среди российских потребителей наиболее востребованы бумажные обои, их доля в структуре продаж составляет порядка 75%. Однако наиболее высокими темпами растут продажи стекловолокнистых обоев (на 25% в 2004 году). По прогнозам экспертов, к 2007 году продажи стеклообоев на российском рынке по отношению к показателям 2004 года почти удвоятся (и составят 60 млн. долларов США).

• Наибольшим спросом у жителей российских городов пользуются обои немецких, белорусских, а также российских производителей, в совокупности продукцию трех этих стран-производителей предпочитают 79,2% потребителей. Доли потребителей, предпочитающих обои других стран-производителей, незначительны и не превышают 4%.

1По материалам журнала «Бизнес»
2 См. «Ведомости» от 14.12.2004
3См. «Ведомости» от 28.09.2004

ММЦ "Москва"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности