Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ТАШКЕНТ"

Год основания: 2000
Руководитель: Ким Виктория Эдуардовна
Штатных сотрудников: 7 человек
Интервьюерская база: 40 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка профнастила

Обзор российского рынка профнастила

Профнастил представляет собой тонкий лист металла с выдавленными (профилированными специальными роликами или штамповкой) продольными углублениями в виде прямоугольника, волны или трапеции. В зависимости от толщины листа, высоты и вида профиля материалу можно придать различную степень жесткости, что обусловливает широкую область применения профнастила в различных сферах строительства. Профнастил используется и как кровельный материал, и как стеновой материал, и как фасадный материал, из профнастила изготавливается опалубка для монтажных перекрытий.

Как отмечает, в частности, Президент «Национальной ассоциации производителей стальных гнутых профилей» Ю.Н. Елисеев, определить долю использования стальных гнутых профилей (и профнастила как наиболее распространенного вида этих профилей) в общем объеме российского металлостроительного рынка в настоящее время не представляется возможным 1 . Причина этого – отсутствие в нашей стране какой бы то ни было статистической базы не только по производству строительных металлоконструкций, но даже по суммарному потреблению металла в строительстве. По мнению Ю.Н. Елисеева, потенциальный запас внутреннего рынка профнастила в России по емкости весьма значителен, превышая потенциал рынка стран Евросоюза в 12 – 14 раз. Профнастил, представленный на российском рынке, производится преимущественно отечественными предприятиями, существенной конкуренции со стороны зарубежных производителей пока не наблюдается. Однако, как отмечают эксперты, западные производители скрупулезно изучают российский рынок, заняв выжидательную позицию. К российскому рынку привлечено внимание таких крупных европейских корпораций, как Rautaruukki Group, Arcelor Construction, Tekla и некоторых других. По предположениям экспертов, по мере решения вопроса о вступлении России в ВТО активность Запада на российском рынке будет, наиболее вероятно, возрастать.

Профнастил различается по высоте гофра, которая может варьироваться в широком диапазоне от 8 до 114 мм. В зависимости от высоты профиля различают ряд марок профнастила. «Низкие» и «средние» профили (с высотой 8 – 35 мм) используются преимущественно для стеновых и облицовочных работ, а также для заборов и ограждений. «Средние» и «высокие» профили (20 – 60 мм) применяются в основном для кровельных работ. «Высокие» профили высотой 57 – 114 мм используются в качестве несущих.

Другим параметром, по которому проводится деление рынка профнастила на сегменты, выступает вид защитного покрытия. Это может быть либо полимерное защитное покрытие, включающее гамму различных цветов, либо цинковое покрытие. Контингент потребителей цветного профнастила образуют предприятия, торговые компании, частные покупатели, для которых важное значение имеет внешний вид здания. Для потребителей профнастила без полимерного покрытия преимущественное значение имеет фактор цены профнастила; из неокрашенной оцинковки выпускают почти весь несущий профнастил.

Цены на профнастил с цинковым покрытием и профнастил с полимерным покрытием различаются примерно на треть. Так, по приводимым экспертами данным, по состоянию на 2004 год цены на оцинкованный профнастил составляли 20 500 – 24 500 рублей за тонну, цены на профнастил с полимерным покрытием – 32 000 – 38 000 рублей за тонну 2 . Во многом стоимость профнастила зависит от сырья, из которого он сделан (толщины стали, ее производителя, вида полимерного покрытия).

Использование цветного профнастила позволяет сделать внешний вид здания более привлекательным, в связи с чем, как отмечают эксперты, использование стали с полимерным покрытием расширило рамки применения профнастила в сторону индивидуального и малоэтажного строительства (садовые и дачные домики, коттеджи, торговые павильоны, автозаправочные станции, киоски).

Расширение применения профнастила промышленными предприятиями во многом связано с возможностью оформить фасад предприятия в корпоративных цветах. Описать некоторые основные тенденции, характерные для современного потребительского рынка профнастила, позволяют материалы исследований, проведенных Межрегиональной ассоциацией производителей оцинкованной стали (МАПОС). Исследования, проведенные МАПОС 3 , показывают, что потребительский рынок профнастила условно можно разделить на два больших сегмента. Первый сегмент спроса формируют частные лица, использующие в строительстве «низкие» профили (от 8 до 21 мм). Основным фактором выбора профнастила для «частников» выступает экономичность, а при профилировании невысокой гофры лист меньше сжимается и ширина конечного продукта больше, соответственно цена за квадратный метр ниже. Второй сегмент спроса формируют корпоративные клиенты - строительные компании, использующие весь диапазон профилей (от 8 до 114 мм).

Техники продаж для частных и корпоративных потребителей различны. Для привлечения потенциальных частных клиентов продавцу достаточно давать краткие рекламные объявления в изданиях с большим тиражом. При продажах корпоративным клиентам от продавца требуется большая гибкость и настойчивость, он активно ищет потенциального покупателя и приходит к нему со своими предложениями. По мнению экспертов МАПОС, в связи с различиями техник продаж профнастила для частных и корпоративных клиентов одной компании трудно организовать одинаково эффективные продажи одновременно в двух сегментах рынка.

Спрос на профнастил характеризуется сезонностью. С мая по октябрь продаются как кровельные, так и стеновые профили. Зимой спрос падает, причем темпы снижения спроса на высокие кровельные профили (от 35 до 114 мм) больше, чем на низкие (от 8 до 21 мм), так как кровельные работы и монолитное строительство зимой почти не ведутся. Низкие профили зимой продолжают использовать для ограждения строительных площадок и внутренних облицовочных работ. В ноябре - декабре увеличивается число заказов от государственных организаций, которым необходимо до конца года реализовать бюджетные деньги. Однако в целом в зимние месяцы экспертами рынка отмечается снижение общего объема продаж профнастила примерно на 50%.

Спрос на различные марки профнастила среди потребителей Москвы и Санкт-Петербурга отражают данные диаграмм, представленных на рисунке 1. В Москве наибольшие доли в продажах (по 18%) занимают профили с высотой гофра 8 мм и 21 мм. Если учесть, что 21-й профнастил используется также как и 20-й, то их можно объединить в одну группу, составляющую 35% рынка. По мнению аналитиков МАПОС, популярность 20-го и 21-го профнастила связана с их универсальностью - эти марки используются как на ограждения и облицовку, так и на кровлю. Универсальны также 8-й и 35-й профили. Так, 8-й профиль используется в основном как стеновой, его можно увидеть и на крыше частного гаража. Профнастил НС-35 все чаще используется для заборов, обладая большей жесткостью, чем «низкие» профили, он требует меньшего количества опор на пролет.

В Санкт-Петербурге по объему продаж лидирует 18-й профиль (22% рынка), используемый как на стены, так и на кровлю. Следующим по популярности является профнастил с высотой гофра 13 мм (18%). В отличие от Москвы, где 20-й и 21-й профнастил составляют 35% рынка, в Санкт-Петербурге эти марки представлены значительно меньше (11%). По мнению экспертов, этот факт связан со сложившейся исторически ситуацией – в советский период и в начале 90-х годов производители Санкт-Петербурга не выпускали 20-й и 21-й профнастил, поэтому питерский покупатель «не приучен» к этим маркам.

Рисунок 1. Спрос на различные марки профнастила в Москве, % продаж
(по материалам исследований МАПОС) 4

Среди несущих профилей (от 57 до 114 мм) лидирующее положение в Москве занимают 75-й и 60-й профили (12 и 10% соответственно), что, по мнению экспертов, связано в основном с наличием в столичном регионе большего числа станов для производства этих двух профилей, чем для производства других марок несущих профилей. В Санкт-Петербурге в группе несущих профилей лидируют 57-й и 75-й профнастил (по 5% рынка).

Результаты исследования популярности разных видов защитных покрытий профнастила среди потребителей Москвы и Санкт-Петербурга, проведенного МАПОС, представлены в диаграммах на рисунке 2. Данные диаграмм свидетельствуют о том, что наиболее популярным среди потребителей является оцинкованный профнастил - 58% продаж в Москве и 65% продаж в Санкт-Петербурге.

Рисунок 2.
Спрос на профнастил с различным защитным покрытием в Москве и Санкт-Петербурге, % продаж

(по материалам исследований МАПОС)

Эксперты полагают, что лидирующее положение «оцинковки» достигается за счет высоких профилей, которые в больших объемах заказывают на опалубку межэтажных перекрытий, где не требуется окрашенный металл, на кровлю производственных помещений и ограждение строительных площадок. Недорогая «оцинковка» пользуется популярностью у частных потребителей, особенно для возведения заборов. Следующим по популярности является профнастил из металла с полиэстеровым покрытием (36% продаж в Москве и 33% - в Санкт-Петербурге), используемый в основном на кровлю в частном строительстве, а также для декоративной облицовки крупных построек (торговых павильонов, спортивных комплексов и т.п.).

В отношении наиболее вероятных тенденций потребительского рынка профнастила эксперты ожидают в ближайшие два-три года рост объемов продаж, в особенности профнастила с полимерным покрытием (в связи с улучшением благосостояния населения). Ряд экспертов высказывает предположение о перераспределении рынка профнастила в ближайшем будущем в пользу профнастила с полимерным покрытием за счет оцинкованного профнастила без полимерного покрытия. Ниша, занимаемая оцинкованным профнастилом, во многом рассматривается как резерв для производителей окрашенного профнастила. В Санкт-Петербурге ожидается увеличение числа фирм – производителей профнастила. В Москве же через три-четыре года вероятно существенное сокращение объемов строительства, в связи с чем эксперты предсказывают снижение спроса на профнастил в столице и более перспективными полагают региональные продажи.

Сформулируем основные выводы по итогам обзора:

 Российский внутренний рынок профнастила имеет значительный потенциал по емкости, превышающий потенциал рынка стран Евросоюза в 12 – 14 раз.

 Профнастил, представленный на российском рынке, производится преимущественно отечественными предприятиями, однако, по прогнозам экспертов, активность зарубежных производителей на рынке в ближайшем будущем будет возрастать.

 Потребительский рынок профнастила можно разделить на два основных сегмента: это частные лица, формирующие спрос в основном на «низкие» профили (8 – 21 мм); и корпоративные клиенты, использующие весь спектр профилей и являющиеся единственными потребителями «высоких» профилей (35 – 114 мм).

 В Москве и Санкт-Петербурге преимущественную долю в продажах составляют «универсальные» марки профнастила: 21-й профиль (в Москве 18% рынка) и 18-й профиль (в Санкт-Петербурге 22%).

 Основную долю продаж на российском рынке в настоящее время составляет оцинкованный профнастил (в частности, в Москве – 58% рынка, в Санкт-Петербурге – 65% рынка), однако эксперты прогнозируют в ближайшие два-три года перераспределение рынка профнастила и увеличение объемов продаж профнастила с полимерным покрытием.

1 См. Интервью Президента «Национальной ассоциации производителей стальных гнутых профилей» Елисеева Ю.Н. сайту MetalTorg.ru http://www.metaltorg.ru/interviews/interviews.php?id=198

2См. Толдова И. Современный кровельный материал – профнастил. // Промышленно-строительное обозрение. 2004. №75. (март)

3 В ходе исследований опрашивались менеджеры по продажам крупных специализированных компаний Москвы и Санкт-Петербурга.

4См. Ивановская М. Исследование потребительского спроса на профнастил // http://www.mapos.ru/a_004.html

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности