Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "КРАСНОДАР"

Год основания: 2006
Руководитель: Горохова Ксения Владимировна
Штатных сотрудников: 2 человека
Интервьюерская база: 80 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка кровельных материалов

Обзор российского рынка кровельных материалов

Рынок кровельных материалов в России в настоящее время активно развивается. Основным фактором, стимулирующим рост рынка, выступает развитие строительной отрасли, увеличение объемов строительных и ремонтных работ.

На рынке кровельных материалов эксперты выделяют два основных сегмента по функциональному назначению: материалы для плоских кровель и материалы для скатных кровель. Для плоских кровель, как правило, применяются только мягкие материалы, для скатных крыш – и мягкие (рулонные), и жесткие (штучные) материалы. Соотношение долей двух сегментов на российском рынке отражает диаграмма на рисунке 1.

Рисунок 1.
Соотношение кровельных материалов для плоских и скатных кровель на российском рынке, % от площади кроющей поверхности (по материалам агентства Symbol-Marketing1 и оценок экспертов корпорации «Ситех»2 )

Как свидетельствуют данные диаграммы, доли кровельных материалов для плоских и для скатных крыш в натуральном выражении примерно равны, лишь незначительно по отношению к материалам для скатных крыш преобладают материалы для плоских крыш. Как отмечают в частности аналитики агентства Symbol-Marketing, более 90% новых строений в России имеют скатные крыши, кроме того, преимущественную часть скатных кровель (85%) составляет старый кровельный фонд. Эти факты позволяют полагать наличие существенного потенциала для роста рынка кровельных материалов для скатных крыш. Вместе с тем, эксперты отрасли (в частности, директор отдела продаж корпорации «Ситех» Александр Самоуков) высказывают мнение о наличии весьма благоприятных перспектив у кровельных материалов для плоских крыш в России. Эта группа материалов сегодня лидирует по объемам продаж, они наиболее востребованы на рынке, и маловероятно, что ситуация изменится в ближайшие годы.

Среди мягких кровельных материалов по ценовому критерию выделяются три товарные группы: материалы, соотносимые по параметрам с рубероидом на основе окисленного битума (бикрост, линокорм и др.); полимерно-битумные материалы среднего класса (унифлекс и др.); полимерно-битумные материалы высокого качества (техноэласт, изопласт и др.) и полимерные мембраны (ЭПДМ, ТПО). Рынок битумных и битумно-полимерных кровельных материалов ежегодно растет незначительными темпами (до 5% в год). Ежегодный прирост рынка полимерных мембран в последние четыре года составляет не менее 100%. Однако, в силу незначительной доли, занимаемой полимерными мембранами на рынке, высокие показатели роста этого сегмента пока не оказывают существенного влияния на рынок материалов для плоских кровель.

В сегменте материалов для скатной кровли по критерию стоимости также различаются три группы. К первой группе относятся шифер, гладкий оцинкованный лист и еврошифер. Эти материалы характеризуются сравнительно невысокой стоимостью, при этом, как правило, они используются при изготовлении кровли для нежилых построек (сараи, небольшие склады), гражданского строительства (многоквартирные дома).

Вторую группу составляют фальцевая кровля, металлочерепица, битумная черепица, цементно-песчаная черепица. Эти материалы имеют наиболее широкую область применения и доступны по цене покупателю среднего класса. Чаще всего используются для кровель жилых, офисных зданий и торговых площадей.

Третья группа включает дорогие материалы - керамическая черепица, медная черепица, натуральный шифер (сланец) и т.п. Эти материалы, ввиду их дороговизны, применяются в основном при монтаже кровель частных домов.

Особняком стоят кровельные сэндвич-панели и кровельный профилированный лист, применяемые при строительстве крупных промышленных объектов (производственные здания, ангары, крупные базы и склады).

Средняя стоимость различных видов материалов для скатных крыш, а также средний вес материалов из расчета на квадратный метр по результатам исследований Межрегиональной ассоциации потребителей оцинкованной стали (МАПОС) 3 приведены в таблице 1. По представленным данным можно наблюдать, что стоимость кровельных материалов различается весьма значительно.

В скатных кровлях широко используется шифер, хотя его доля в объеме производства в последние годы уменьшается, она сохраняется на уровне, превышающем 50%. Снижение спроса на шифер связано главным образом с относительно низкой долговечностью этого материала и его невыразительными архитектурными качествами, существенно уступающими современным кровельным материалам (металлочерепице, натуральной черепице).

На втором месте после шифера по массовости производства и потребления находится кровельное железо, доля которого в объеме производства кровельных материалов для скатных крыш по разным оценкам составляет до 20%. Аналогично шиферу, основными недостатками кровельного железа выступают его недолговечность и невыразительные эстетические качества.

По мнению экспертов, перспективными кровельными материалами для скатных крыш являются металлочерепица и профильный лист (профнастил) с полимерным покрытием, поскольку недостатки, присущие кровельному железу, шиферу здесь проявляются в минимальной мере. Как полагают в частности аналитики МАПОС, наибольший потенциал на потребительском рынке в настоящее время имеют кровельные материалы для скатных крыш средней ценовой категории, поскольку кровельные материалы нижней ценовой группы значительно уступают им в качестве и внешнем виде, а материалы верхней группы дороги и зачастую недоступны для «среднестатистического покупателя». В среднем ценовом сегменте прямыми конкурентами являются металлочерепица, битумная и цементно-песчаная черепица, в редких случаях также фальцевая кровля. Соотношение продукции отечественных и зарубежных производителей в основных сегментах рынка кровельных материалов различно. Динамика импорта в Россию некоторых видов кровельных материалов для скатных крыш, согласно данным, приводимым аналитиками ИТКОР, представлена в диаграмме на рисунке 2.

Рисунок 2.
Динамика импорта кровельных материалов для скатных крыш, 2001 – 2004 гг., тыс. м² (по материалам ИТКОР)4

Можно наблюдать, что объемы импорта шифера (асбоцементных листов) и кровельного проката с 2002 года повышаются, так в 2004 году импортные поставки шифера выросли на 30%, кровельного проката – на 12%. Доля импортной продукции в объеме рынка значительно различается для кровельного проката и шифера. Так, в 2003 году импорт кровельного проката составил 37% от объема российского рынка; импорт шифера составил лишь 0,5%. Основная часть импортных поставок шифера осуществляется из Китая.

В сегменте материалов для плоских кровель зарубежные игроки рынка на сегодняшний день в значительной мере вытеснены отечественными производителями. По мнению экспертов, негативная сторона вытеснения зарубежной продукции связана с определенным дефицитом качественных материалов на рынке, поскольку качество отечественных кровельных материалов уступает импортным аналогам.

Спрос на кровельные материалы на российском рынке значительно превышает предложение. В настоящее время производители оказываются не способны обеспечить потребность в кровельных материалах (по экспертным оценкам, ежегодный спрос на кровельные материалы в России превышает 1 млрд. кв. метров). Наращивание производственных мощностей многих производителей, а также увеличение импорта кровельных материалов пока не вносят существенных изменений в сложившуюся ситуацию. Особенно остро недостаток предложения ощущается в разгар строительного сезона.

Рассмотрим некоторые основные тенденции потребления кровельных материалов средней ценовой категории, характерные в настоящее время для российского рынка. Доли металлочерепицы и ее ближайших конкурентов на рынках Москвы и Санкт-Петербурга, представленные по результатам исследований МАПОС, отражены в диаграмме на рисунке 3.

Рисунок 3.
Доли кровельных материалов средней ценовой группы на рынках Москвы и Санкт-Петербурга, % (по материалам исследований МАПОС)

Материалы исследований, проведенных МАПОС, свидетельствуют о росте спроса на стеновые кровельные материалы в столичном регионе. При этом в средней ценовой категории темпы роста спроса на битумную и цементно-песчаную черепицу выше темпов роста спроса на металлочерепицу.

Эксперты МАПОС полагают, что наблюдаемый факт свидетельствует о перераспределении структуры спроса на кровельные материалы в столичном регионе в ущерб металлочерепице. По их мнению, наиболее вероятно, что рост популярности битумной и цементно-песчаной черепицы связан с возросшим числом сложных крыш и активной маркетинговой политикой производителей этих кровельных материалов. Скорее всего, тенденция роста популярности битумной черепицы носит временный характер, и в ближайшее время перераспределение структуры спроса прекратится.

Результаты, полученные по Санкт-Петербургу, в целом сходны с результатами по Москве. Некоторым отличием выступает более значимый приоритет металлочерепицы по отношению к битумной и цементно-песчаной черепице, а также незначительная доля цементно-песчаной черепицы.

Одной из наиболее актуальных для современного российского рынка кровельных материалов проблем, по мнению ряда экспертов, является низкая информированность потребителя о качестве кровельных материалов.

Основные выводы:

 Рынок кровельных материалов в России в настоящее время активно развивается, что во многом связано с увеличением объемов строительных и ремонтных работ.

 На рынке кровельных материалов по их функциональному назначению выделяются два основных сегмента: материалы для плоских кровель и материалы для скатных кровель. Доли кровельных материалов для плоских и для скатных крыш в натуральном выражении примерно равны (52 и 48% соответственно), лишь незначительно по отношению к материалам для скатных крыш преобладают материалы для плоских крыш.

 В скатных кровлях широко используется шифер, его доля в объеме производства превышает 50%, однако в последние годы характеризуется тенденцией к снижению. Вторую по величине долю в объеме производства занимает кровельное железо - до 20%.

 Спрос на кровельные материалы на российском рынке значительно превышает предложение. По оценкам экспертов, ежегодный спрос на кровельные материалы составляет около 1 млрд. кв. метров, тогда как объем российского рынка - лишь 400 – 450 млн. кв. метров в год.

1 См. СтройПрофиль. 2005. №2.

2См. Ежедневная деловая газета Findaily. 20.03.2006.

3 http://www.mapos.ru/a_003.html

4См. Конъюнктура товарных рынков. 2004. №3-4.

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности