Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "КИТАЙ"

Год основания: 2005
Руководитель: Колесов Евгений Викторович
Штатных сотрудников: 2 человека
Интервьюерская база: 200 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка виноградных вин

Обзор российского рынка виноградных вин

В России вино занимает третье место по популярности среди алкогольных напитков, уступая водке и ликероводочным изделиям, а также пиву. По данным официальной статистики, объем российского рынка виноградных и плодово-ягодных вин в 2003 году составил 71,6 млн. декалитров, из которых 42,9 млн. декалитров (около 60%) приходилось на внутреннее производство. В стоимостном выражении только московский рынок виноградных вин оценивается в 300 млн. долларов США ежегодно (по информации РИА «РосБизнесКонсалтинг»). Несмотря на то, что по потреблению виноградных вин Россия существенно отстает от развитых западных стран, российский рынок вин в настоящее время считается весьма перспективным, в частности, в связи с наметившейся тенденцией к сокращению потребления водки и переключения потребителей на менее крепкий алкоголь.

По результатам исследований компании «Бизнес Аналитика», рост продаж вин в 2004 году составил 20% (см. Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2004. №12.). Согласно данным национального союза участников алкогольного рынка (СУАР), в 2003 году продажи выросли на 14,5%. По прогнозам Министерства сельского хозяйства США, к 2009 году объем продаж вина в России может вырасти на 50% и достигнуть 1,5 млрд. долларов (см. газета «Бизнес» от 03.08.2005).

На российском рынке виноградных и плодово-ягодных вин представлена продукция более чем 1200 игроков, а число разновидностей составляет около 15 тысяч. Лидерами рынка являются две компании: ООО «Дионис Клуб» и ОАО «Московский межреспубликанский винодельческий завод» (ММВЗ) (см. таблицу 1). Компания «Дионис Клуб» предлагает широкий ассортимент вин производства Венгрии, Грузии, Молдавии, она является лидером по уровню национальной дистрибьюции. Предприятие ММВЗ в течение ряда лет сохраняет уверенное лидерство в Московском регионе – наиболее емком сегменте российского рынка.

В число лидеров на российском винном рынке входит также компания Gerrus Group (Москва), объединившая несколько отечественных предприятий. Этот производитель активно работает в настоящее время над построением национальной дистрибьюции.

Таблица 1. Рейтинг крупнейших компаний на российском винном рынке по доле в стоимостном выражении, I полугодие 2004 года (по материалам исследований компании «Бизнес Аналитика»)

В целом российский рынок виноградных вин характеризуется невысокой степенью концентрации – на 10 наиболее крупных игроков приходится менее 40% рынка в стоимостном выражении. В связи с тем, что на российском винном рынке наибольшим спросом пользуется недорогая продукция, российские вина в настоящее время являются наиболее востребованными. В первом полугодии 2004 года доля вин отечественного производства составила 46% в общем объеме продаж в натуральном выражении (см. рисунок 1). В то же время из-за низкой цены на российские вина приходится менее трети всех продаж в стоимостном выражении.

Рисунок 1.
Структура российского винного рынка в I полугодии 2004 года, % в натуральном выражении (по материалам исследований компании «Бизнес Аналитика»)

Несмотря на популярность отечественного вина, для российского рынка характерна тенденция к росту объемов импорта. Так, за десять месяцев 2004 года прирост натурального объема внешних поставок вина в Россию составил 52,2%, выручка импортеров возросла на 41,4%. Наиболее крупным поставщиком вина в Россию является Молдавия – молдавским винам принадлежит 35-37% российского рынка. В связи с доступной ценой молдавские вина пользуются хорошим спросом у российских потребителей. Доля продукции из других стран СНГ (преимущественно Грузии и Украины) составляет 9-10%. Таким образом, общая доля импорта вин из стран СНГ – это порядка 45% отечественного рынка в натуральном выражении. Оставшиеся 9-10% приходятся на вина из стран дальнего зарубежья, в основном это продукция, производимая в европейских странах: Болгарии, Германии, Испании, Франции, а также в странах Южной Америки: Чили и Аргентине.

В конце марта текущего года Роспотребнадзор наложил запрет на ввоз вин из Молдавии и Грузии в Россию, поскольку проведенная проверка выявила содержание в молдавских и грузинских винах содержание опасных для жизни россиян пестицидов и других вредных веществ. Запрет ударил не только по молдавским и грузинским производителям, но и по отечественному бизнесу, поскольку 65% винного бизнеса Молдавии и Грузии принадлежит российским предприятиям (см. Петров А. Роспотребнадзор запретил ввозить в Россию вина и виноматериалы из Молдавии и Грузии. // Опт Бизнес Маркет. 2006. №17 (601). 01.05 – 07.05). Как отмечают, в частности, эксперты компании «ВладВнешСервис», большинство российских компаний, направляющих инвестиции в отрасль виноделия, размещают производства за пределами России, преимущественно в Молдавии и Грузии, из-за того, что в России производство вин требует более значительных капиталовложений. По оценкам аналитиков, ущерб дистрибьюторов от введенного запрета может составить 600 млн. долларов, без работы в России могут остаться около 240 тыс. человек, отечественным винзаводам, занимающимся розливом вин, придется искать новых поставщиков виноматериалов – более половины российских производителей используют виноматериалы из Молдавии и Грузии. Со времени введения запрета на ввоз вин из Молдавии и Грузии вино в России подорожало на 10%, эксперты предполагают, что это лишь начало, и уже в ближайшем будущем рост цен может составить до 30%.

Об ущербе, нанесенном запретом молдавским и грузинским виноделам, свидетельствует тот факт, что в Россию поставлялось около 70% винной продукции, производимой в этих странах. В 2005 году экспорт вина в Россию из Молдавии составил 318 млн. долларов США, из Грузии – 320 млн. долларов США. Россия является крупнейшим импортером молдавских вин, их доля составляет 60% от общего объема импорта в нашу страну. В настоящее время производители вин из Молдавии и Грузии энергично ищут новые рынки сбыта, переориентируя часть экспортных потоков с России на Украину, Польшу, Румынию. Также виноделы готовят иск руководителю Роспотребнадзора. В отношении введенного запрета в настоящее время остается ряд неясных моментов. В частности, вице-президент некоммерческой организации «Союз участников алкогольного рынка» (СУАР) Петр Парыгин задается вопросами: какие вина вошли в «черный список»? Какие компании их произвели? По каким признакам и показателям их заблокировали и по каким методикам проводили проверку качества?

Среди различных видов виноградных вин в структуре импорта преимущественную долю составляют полусладкие вина - 49,4%, за ними следуют сухие натуральные вина – 21,3% (см. рисунок 2). Показатели таможенной статистики раскрывают основные тенденции потребительских предпочтений россиян. Примечательно, что, тогда как в России наиболее популярны полусладкие вина, в странах Евросоюза большинство потребителей отдает предпочтение сухим винам. Прослеживается эта тенденция и в структуре импорта – около 30% поставляемых в Россию сухих вин приходится на европейские страны.

Рисунок 2.
Структура импорта виноградных вин по видам в 2003 году, % в натуральном выражении (по данным ФТС РФ*)


* - См. Обзор импорта виноградных вин в РФ, подготовленный информационно-консалтинговой фирмой «ИнфоТехКонсалт-Р» // Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2004. №10.

Характеризуя потребительские предпочтения, необходимо отметить, что по параметру цвета большинство российских потребителей отдает предпочтение красным винам - 50% продаж по объему (согласно результатам исследований компании «Бизнес Аналитика»). Белые вина несколько менее популярны, составляя 44% продаж в натуральном выражении. Розовые вина в России не пользуются спросом, их доля в продажах составляет лишь 5%. Вина других цветов составляют менее 1% продаж. Весьма значимым фактором, оказывающим влияние на выбор вина, для большинства российских потребителей выступает цена. На розничном рынке виноградных вин выделяются три основных ценовых сегмента (по материалам исследований фирмы «ИнфоТехКонсалт-Р»):

  • нижний ценовой сегмент, к которому относятся вина стоимостью до 100 рублей за стандартную бутылку емкостью 0,75 литра;
  • средний ценовой сегмент, включает вина стоимостью 100 – 300 рублей;
  • верхний ценовой сегмент – это вина стоимость свыше 300 рублей за бутылку 0,75 литра.

Эксперты компании «Бизнес Аналитика» помимо верхнего ценового сегмента предлагают выделять также сегмент премиум. По их оценкам, границы среднего ценового сегмента составляют 80-160 рублей за бутылку 0,75 литра. Границы верхнего сегмента – 160-300 рублей. Премиум сегмент включает вина стоимостью более 300 рублей.

Согласно результатам исследований компании «Бизнес Аналитика», более 50% продаж винной продукции на российском рынке (в натуральном выражении) составляет вино нижнего ценового сегмента (см. рисунок 3). Массовый спрос предъявляется и на вина среднего ценового сегмента – 37,2% по объему. Этот сегмент, по оценкам экспертов, в настоящее время наиболее привлекателен для производителей, поскольку является наиболее емким и характеризуется наиболее высокими темпами роста. Объем продаж вин высокой и премиальной ценовых категорий незначителен (5,8 и 1% соответственно), эксперты полагают, что для продукции этих ценовых сегментов время на российском рынке еще не пришло.

По прогнозам экспертов компании «Бизнес Аналитика», одними из основных тенденций потребительского рынка виноградных вин в России в ближайшем будущем будут увеличение общего потребления, а также изменение структуры спроса. Показатель уровня потребления вина на душу населения в России в настоящее время остается довольно низким – 4,3 литра на человека в год, тогда как, к примеру, во Франции он оценивается в 55 литров в год, а в близкой к России по климатическим условиям Финляндии – около 20 литров в году на человека. В отношении динамики потребительских предпочтений уже сегодня заметен устойчивый рост доли продаж импортной продукции, а также увеличение предпочтений винам в упаковках bag-in-box, Tetra Pak.

Рисунок 3.
Структура российского рынка виноградных вин по ценовым сегментам, I полугодие 2004 года, % по объему продаж (по материалам исследований компании «Бизнес Аналитика»)

Основные выводы:

• Хотя по потреблению виноградных вин Россия существенно отстает от развитых западных стран, российский рынок вин в настоящее время является весьма перспективным. Так, в 2004 году рост продаж вин составил 20%.

• Российский рынок виноградных вин характеризуется невысокой степенью концентрации – на 10 наиболее крупных игроков приходится менее 40% рынка в стоимостном выражении. Лидерами рынка являются ООО «Дионис Клуб» (Москва), ОАО «Московский межреспубликанский винодельческий завод» (ММВЗ) (Москва) и Gerrus Group (Москва).

• Наиболее востребованными на российском рынке являются отечественные вина, в объеме реализации за I полугодие 2004 года их доля составила 46%. Крупнейшим поставщиком вин в Россию является Молдавия, в объеме продаж за I полугодие 2004 года доля молдавских вин составила 35-37%.

• В конце марта текущего года Роспотребнадзор наложил запрет на ввоз вин из Молдавии и Грузии в Россию Запрет ударил как по молдавским и грузинским производителям более 70% винной продукции которых поставлялось в Россию, а также по отечественному бизнесу, поскольку 65% винного бизнеса Молдавии и Грузии принадлежит российским компаниям.

• Наибольшим спросом среди российских потребителей пользуются вина нижнего ценового сегмента (56% продаж в I полугодии 2004 года). Также значительная часть потребителей предпочитает вина среднего ценового сегмента (37%). Спрос на вина верхнего ценового сегмента довольно незначителен, в I полугодии 2004 года продажи дорогих вин составили лишь около 7% от совокупного объема.

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности