Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ВАРНА"

Год основания: 2004 год
Руководитель: Герчев Герчо Анастасов

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка сантехники

Обзор российского рынка сантехники

Рынок сантехники в России активно развивается, темпы роста рынка составляют 20-30% в год. Объем российского рынка сантехники оценивается экспертами в 9,5 – 11 млн. изделий в год (по результатам исследования компании Symbol Marketing, материалы исследования представлены «РБК. Исследования рынков»). В стоимостном выражении объем рынка составляет около 2 млрд. евро. Примечательно, что 40-50% от общего объема российского рынка сантехники приходится на рынок Москвы и Московской области.

Преимущественную часть российского рынка сантехнических изделий составляет продукция зарубежных производителей, ее доля в настоящее время около 80% от объема рынка по отношению к 20%, занимаемым продукцией отечественных производителей (см. рисунок 1). Однако, по прогнозам экспертов, в ближайшем будущем отечественная сантехника сможет несколько потеснить импорт и достичь 25-30% рынка.

Рисунок 1.
Доля импорта на российском рынке сантехники, % (по материалам «РБК. Исследования рынков»)

Соотношение долей отечественной и импортной сантехнической продукции на российском рынке иллюстрируют результаты аудита розничной торговли Москвы, проведенного в начале текущего года компанией Symbol Marketing. Согласно результатам исследования, доля отечественных производителей сантехники на московском рынке составляет около 20%, зарубежным производителям принадлежат 77% рынка, оставшиеся 3% приходятся на продукцию совместного производства нескольких стран, например, России и Италии, России и Германии.

Среди наиболее крупных отечественных предприятий, производящих сантехнические изделия, необходимо отметить следующие:

- ОАО «Стройполимеркерамика» (Калужская область). Завод санитарно-керамических изделий, входящий в состав ОАО «Стройполимеркерамика», является один из наиболее молодых и крупных отечественных предприятий по производству санстройфарфора. Строительство завода велось совместно с итальянскими партнерами.

- ЗАО «Кировский стройфарфор» (Калужская область) – одно из старейших предприятий отрасли. В настоящее время на предприятии ведется реконструкция с привлечением иностранных инвесторов.

- ЗАО «Сантек» (Республика Чувашия, г. Чебоксары). Предприятие представляет современный производственный комплекс по выпуску санфарфора, в производстве используется оборудование немецкой фирмы Netzsch Thueringia.

- ООО «Самарский Стройфарфор» (Самарская область) – один из крупнейших и старейших в России производителей сантехнического оборудования. Продукция предприятия поставляется на рынок стран СНГ, а также в страны дальнего зарубежья.

- ЗАО «Завод Стройфарфор» (г. Санкт-Петербург). Предприятие уже более 50-ти лет осуществляет выпуск санитарно-керамических изделий. В 1990 году оно вошло в состав СП «Дженерал Керамикс» как арендное предприятие, а в 1993 году было акционировано.

Отечественные производственные предприятия преимущественно ориентированы на выпуск сантехнических изделий эконом-класса, тогда как за европейскими производителями остается верхний и значительная часть среднего ценовых сегментов российского рынка. Кроме того, сантехника зарубежных производителей – преимущественно Китая, а также Чехии, Польши – составляет конкуренцию отечественным производителям в нижнем и нижней части среднего ценовых сегментов.

Назовем некоторых ведущих производителей, чьи сантехнические изделия представлены на российском рынке. Сантехника верхнего ценового сегмента представлена моделями, производимыми международной компанией Ideal Standard, а также производителями из Германии (Villeroy & Bosch), Франции (Jacob Delafon), Испании (Roca, Gala), Италии (Ceramica Dolomite) и некоторыми другими. Продукция среднего ценового сегмента поставляется преимущественно из Финляндии (IDO, Oras), Швеции (Gustavsberg, IFO), Франции (Porcher), Чехии (Jika). Импорт сантехники нижнего ценового сегмента представлен в основном китайской продукцией.

В последние годы на российском рынке сантехники существенно возросла представленность китайской продукции. В частности, участники первой конференции производителей санитарной керамики России и стран СНГ, прошедшей в ноябре 2004 года в Санкт-Петербурге, отметили, что проникновение на отечественный рынок дешевой китайской сантехники в последние годы стало значительно сказываться на объемах продаж российских компаний. Например, среди дилеров, работающих преимущественно в Сибири и на Урале, наблюдается тенденция к отказу от реализации российских унитазов в связи с ценовыми преимуществами, предлагаемыми китайскими производителями. Для защиты интересов отечественных производителей участники конференции приняли решение основать ассоциацию, деятельность которой направлена на организацию совместного противостояния конкурентам посредством осуществления информационного мониторинга, проведения социологических исследований, выработки рекламной стратегии, лоббирования принятия необходимых государственных мер.

На рынке сантехнических изделий выделяют несколько сегментов по функциональному назначению. Согласно материалам исследования, проведенного компанией Symbol Marketing, наибольшая доля на российском рынке сантехники принадлежит санфаянсу (раковины, унитазы, биде) - 35% в натуральном выражении (см. рисунок 2). Далее следуют смесители и ванны с примерно равными долями рынка (25 и 24% соответственно). Душевые кабины составляют 19% рынка.

Рисунок 2.
Структура российского рынка сантехники по основным товарным группам, % в натуральном выражении (по материалам исследований компании Symbol Marketing)

В отдельных товарных сегментах рынка сантехники различаются подсегменты. В частности, санфаянсовые изделия представлены на российском рынке в соотношении: унитазы – 60%, раковины – 35%, биде, писсуары и прочие наименования – 5% (см. рисунок 3).

Рисунок 3.
Структура российского рынка санфаянсовых изделий в 2003 году, % в натуральном выражении (по материалам исследований компании Symbol Marketing*)


* - см. http://sanitary.com.ru/article4.htm

В сегменте ванн доля чугунных ванн составляет 46%, доля акриловых ванн – 33%, стальных ванн – 21% (см. рисунок 4). Таким образом, чугунные ванны занимают доминирующую позицию на российском рынке, вместе с тем, как отмечают аналитики компании Symbol Marketing, увеличивается спрос на акриловые ванны. Перспективным сегментом отечественного рынка сантехнических изделий эксперты считают рынок душевых кабин, однако в настоящее время в этом сегменте доминируют дешевые уголки (51%) по сравнению с цельными душевыми.

Рисунок 4.
Структура российского рынка ванн в 2005 году, % в натуральном выражении (по материалам исследований компании Symbol Marketing)

В отношении динамики цен на современном российском рынке сантехники эксперты выделяют две основных тенденции: продолжающееся повышение цен на элитную сантехнику и, в то же время, снижение цен на сантехнику эконом-класса. В целом распределение рынка сантехники между ценовыми группами потребителей в настоящее время стабилизировалось и основная борьба происходит между торговыми марками внутри одного сегмента.

В качестве краткой характеристики некоторых основных тенденций, наблюдаемых на современном потребительском рынке сантехники в России, необходимо отметить, что, по результатам исследования, проведенного компанией «Дымшиц и партнеры», почти каждый второй россиянин в 2005 году планировал какие-либо ремонтные работы в ванной комнате. Треть из числа планировавших ремонтные работы намерены были произвести замену ванны и / или всех коммуникаций. В настоящее время в России наблюдается тенденция к уменьшению срока службы ванн и к досрочной замене старых ванн на новые. Доля имеющих ванны старше 15 лет сократилась в 2004 – 2005 годах на 10%.

Наибольшую долю в структуре спроса продолжает занимать продукция нижнего ценового сегмента, хотя сантехника среднего ценового сегмента также пользуется массовым потребительским спросом. В частности, на потребительском рынке ванн доля эконом-сегмента составляет 50%, ванны стандарт-сегмента приобретают 40% потребителей, ванны элит-сегмента предпочитают 10% потребителей (по материалам исследований компании Symbol Marketing).

Продолжает расти спрос на сантехнику китайского производства, которая выступает сегодня основным конкурентом продукции отечественных производителей. Основным фактором предпочтения потребителями китайской сантехники выступает ее сравнительно невысокая цена наряду с хорошим современным дизайном (поскольку китайские производители копируют дизайн сантехнических изделий известных европейских марок).

Представляется интересным выделить основные факторы, оказывающие влияние на выбор потребителей элитной сантехники (в частности, как ориентиры, к которым постепенно движется современный российский рынок). Наиболее важной характеристикой при выборе сантехники выступает дизайн и внешний вид (см. таблицу 1). Второй по значимости фактор – технические возможности и особенности. На третьем месте находится фактор цены. Примечательно, что желание приобрести товар известной марки оказывает довольно незначительное влияние на выбор потребителей, также незначительно влияние «сервисных» факторов: доставка, подключение, срок гарантии.

Сформулируем основные выводы:

 Темпы роста рынка сантехники в России составляют 20-30% в год. Объем российского рынка сантехники оценивается экспертами в 9,5 – 11 млн. изделий.

 Преимущественную часть российского рынка сантехнических изделий составляет продукция зарубежных производителей, ее доля в настоящее время около 80%. Однако эксперты полагают, что в ближайшем будущем отечественная сантехника сможет несколько потеснить импорт.

 В последние годы на российском рынке сантехники существенно возросла представленность китайской продукции. Для защиты собственных интересов отечественными производителями сантехнических изделий принято решение об основании ассоциации, деятельность которой направлена на организацию совместного противостояния конкурентам.

 На рынке сантехнических изделий выделяют несколько сегментов по функциональному назначению. наибольшая доля на российском рынке принадлежит санфаянсу (раковины, унитазы, биде) - 35% в натуральном выражении. Далее следуют смесители и ванны с примерно равными долями рынка (25 и 24% соответственно). Душевые кабины составляют 19% рынка.

 Почти каждый второй россиянин в 2005 году планировал какие-либо ремонтные работы в ванной комнате. Наибольшую долю в структуре спроса продолжает занимать продукция нижнего ценового сегмента, хотя сантехника среднего ценового сегмента также пользуется массовым потребительским спросом.

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности