Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "КУРСК"

Год основания: 1999
Руководитель: Гребнев Евгений Николаевич
Штатных сотрудников: 8 человек
Интервьюерская база: 60 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка соли

Обзор российского рынка соли

Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы. По оценкам специалистов, в современных условиях соль имеет свыше 14 тысяч областей применения, участвует в 1500 видах производств. В том или ином объеме каждая страна мира ведет добычу какого-либо вида соли. В 2004 году мировая добыча соли составила 215 млн. тонн (по данным Геологической службы США). Мировой рынок соли растет на 1% в год и, по предварительным оценкам, в 2005 году составил 6,9 млрд. долларов США. Основными центрами соледобычи в настоящее время являются США, Китай и Германия, в то время как Япония является ведущим импортером этого продукта. Россия занимает тринадцатое место по объему выпуска соли.

В России добыча соли является одним из старейших промыслов. В настоящее время в нашей стране производятся следующие виды соли: соль в растворах, выпаренная соль (озерная и морская), каменная соль, высококачественная вакуумная соль. Объем выпуска последнего вида соли незначителен.

В 2005 году объем российского рынка соли составил 3,6 млн. тонн (см. Трутнев О., Желобанова Е. Солевые спекуляции заинтересовали ФАС. / Материалы сайта www.rbcdaily.ru 26.02.2006 ). Российскими предприятиями было произведено 2,7-2,8 млн. тонн соли (см. рисунок 1). При этом производственные мощности отечественных предприятий позволяют ежегодно производить более 7 млн. тонн соли.

Рисунок 1.
Структура российского рынка соли в 2005 году (по материалам RBCdaily)

Производство пищевой соли на территории России осуществляют семь предприятий: ОАО «Бассоль», ОАО «Илецксоль», ОАО «Сильвинит», ФГУП «Тыретский солерудник», ГУП «Бурлинский солепромысел», ОАО «Михайловский завод химических реактивов», ФГУП «Комбинат Сибсоль». Наиболее крупным предприятием по выпуску пищевой соли является астраханское ОАО «Бассоль», в 2005 году предприятие выпустило 2 млн. тонн соли (70% от объема российского рынка). Второе по величине предприятие – ОАО «Илецксоль» (г. Оренбург), объем производства пищевой соли предприятием в 2005 году составил 600 тыс. тонн (см. рисунок 2).

Крупнейшими отечественными производителями калийной соли являются компании «Уралкалий» и «Сильвинит», в 2004 году они произвели 392 тыс. тонн соли.

Рисунок 2.
Доли основных российских производителей соли на внутреннем рынке в 2005 году, %

По мнению экспертов отрасли, инвестиционная привлекательность развития производства соли в России весьма велика: российские соляные месторождения уникальны, спрос растет как на внешних, так и на внутренних рынках. Определенной гарантией сбыта выступает стабильное развитие солепотребляющих отраслей, в частности – пищевой отрасли. Модернизация производственных мощностей отечественных соледобывающих заводов способствовала бы повышению качества продукции, обеспечению необходимой загрузки производственных мощностей, повышению рентабельности производства и конкурентоспособности продукции, как на внутреннем, так и на мировом рынках.

Россия осуществляет как экспорт, так и импорт соли, однако преимущественно является солевым импортером, поскольку объемы импорта превосходят экспорт в десятки раз. Как экспорт, так и импорт соли ориентированы в основном на страны СНГ: Украину, Белоруссию, Казахстан. По информации RBCdaily, украинские и белорусские предприятия в настоящее время обеспечивают почти треть российского солевого рынка. Преобладающая часть импорта соли в Россию приходится на двух производителей: государственное предприятие «Объединение «Артемсоль» (Украина) и предприятие «Мозырьсоль» (Белоруссия).

Предприятие «Артемсоль» в 2005 году поставило в Россию 0,87 млн. тонн соли. Среди стран дальнего зарубежья наиболее значительны поставки соли в Россию из Турции. С фактом сокращения поставок соли в Россию предприятием «Артемсоль» или повышения отпускных цен на соль этим поставщиком первоначально связывался резкий скачок цен на соль в ряде российских регионов, произошедший зимой текущего года. В ходе «соляной лихорадки» потребители начали скупать соль с прилавков магазинов, опасаясь дальнейшего роста цен и исчезновения этого продукта из продажи. В Вологде розничная цена на соль достигла 80 руб. за килограмм, в Воронеже – 50 руб. за килограмм, в Сыктывкаре – 20 руб. за килограмм.

Однако удвоение поставок соли «Артемсолью» на российский рынок по поручению министра аграрной политики Украины Александра Боровицкого в связи с возникшим в России ажиотажным спросом, а также проверка деятельности производителей и поставщиков соли, проведенная Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России, показали, что основные факторы резкого повышения цен на соль не связаны или лишь незначительно связаны с деятельностью украинского поставщика, имея иную природу.

В настоящее время «Артемсоль» поставляет в Россию до 35 вагонов соли ежедневно, тогда как до увеличения поставок ежедневно отгружалось 16-17 вагонов соли. Проведенная ФАС проверка выявила, что крупнейшие производители соли в период «соляной лихорадки» или незадолго перед ним поднимали отпускные цены на 10-20 копеек за килограмм, однако в целом цены оставались на сопоставимом уровне по сравнению к 2005 году в диапазоне 1,5-2 руб. за килограмм.

Таким образом, расследование ФАС к настоящему моменту не выявило виновников подорожания соли, но, согласно информации RBCdaily, заявления российских и украинских производителей навели специалистов ФАС на мысль о том, что повышение цены на соль в российских регионах искусственно завышают либо оптовики, либо розничные продавцы. В пресс-службе антимонопольного ведомства ход проверки комментируют следующим образом: «Действия, направленные на спекулятивное повышение цены на соль, могут совершаться на уровне розничного звена. При этом не исключены злоупотребления на оптовом уровне».

По мнению экспертов, цены на соль снизятся на 30-40% , но уже не вернутся на прежний уровень. Высказываются различные версии о возможных причинах «соляной лихорадки». Одной из версий выступает предположение, что основной фактор, ответственный за появление «соляной лихорадки» - это слишком низкая цена на соль, являющаяся одной из главных проблем для отечественных производителей. В значительной мере именно низкая цена на соль позволила украинским и белорусским производителям занять в настоящее время около 30% российского потребительского рынка, поскольку отечественная соль обходится дороже украинской и белорусской. Чтобы поднять рентабельность производства и увеличить прибыль отечественными производителями был выбран (или спровоцирован) удачный момент.

Потребление соли на внутреннем рынке в России составляет в среднем 4,5 млн. тонн в год. Около 10% от объема потребления приходится на домохозяйства, остальные 90% - на промышленные нужды. Основным потребителем соли в России, как и в мире в целом, является химическая промышленность, другим крупным потребителем выступает пищевая промышленность (см. рисунок 3).

Рисунок 3.
Структура мирового потребления соли, %

По оценкам экспертов, в 2005 году структура потребления соли характеризовалась следующими показателями: потребление соли на пищевые расходы составило 0,56 млн. тонн, еще 4 млн. тонн соли использовалось в промышленных целях, в основном для нужд химической промышленности (см. Моисеева Г. Операция «Соль». Материалы сайта www.versii.com 20.02.2006.) (см. рисунок 4).

Рисунок 4.
Структура потребления соли в России в 2005 году, %

Основной солепотребляющий регион России - промышленноразвитая и густонаселенная европейская часть. На Москву и Московскую область, а также Санкт-Петербург и Ленинградскую область приходится более 10% всего потребления соли в России (здесь имеется в виду личное потребление соли). По словам руководителя департамента продовольственных ресурсов Москвы Александра Бабурина, московский потребительский рынок соли формируется на 10% за счет российских поставщиков, 20% составляют поставки из Украины и 70% - поставки из Белоруссии.

Во время ажиотажного всплеска спроса на соль суточное потребление этого продукта выросло почти в 10 раз. В ближайшем будущем эксперты прогнозируют снижение потребительского спроса на соль, поскольку многие домохозяйства в российских регионах во время «соляной лихорадки» запаслись солью впрок. Принимая во внимание тот факт, что ежегодное потребление соли составляет около 3,5 кг, а запасы в ряде семей исчисляются мешком в 20 кг, наиболее запасливым российским потребителям закупленной соли хватит на несколько лет.

Материалы обзора позволяют сделать следующие выводы:

 Мировой рынок соли по предварительным оценкам в 2005 году составил 6,9 млрд. долларов США. Наиболее крупными производителями соли являются США, Китай и Германия. Россия занимает тринадцатое место по объему выпуска соли.

 В 2005 году объем российского рынка соли составил 3,6 млн. тонн. Российскими предприятиями было произведено 2,7-2,8 млн. тонн соли.

 Наиболее крупным отечественным предприятием по выпуску пищевой соли является астраханское ОАО «Бассоль», обеспечивающее около 70% от объема российского рынка. Второе по величине предприятие – ОАО «Илецксоль» (г. Оренбург).

 Почти треть российского солевого рынка в настоящее время обеспечивают украинские и белорусские производители. Преобладающая часть импорта соли в Россию приходится на двух производителей: государственное предприятие «Объединение «Артемсоль» (Украина) и предприятие «Мозырьсоль» (Белоруссия).

 Зимой текущего года в российских регионах наблюдался резкий скачок розничных цен на соль. Проводимая специалистами ФАС проверка свидетельствует о том, что рост розничных цен лишь в незначительной мере связан с повышением отпускных цен производителями и главным образом спровоцирован действиями розничных торговых операторов и паникой потребителей.

 Потребление соли на внутреннем рынке в России составляет в среднем 4,5 млн. тонн в год. Около 10% от объема потребления приходится на домохозяйства, основную же долю потребления - 90%, составляют промышленные нужды.

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности