Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"

Год основания: 1997 год
Руководитель: Коновалова Елена Борисовна
Интервьюерская база: 10 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка бумаги

Обзор российского рынка бумаги

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, уровень производства бумаги предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности (ЦБП) России в 2005 году лишь незначительно превысил показатели 2004 года – на 1,7%, составив 3 968,7 тыс. тонн (см. таблицу 1). При этом на фоне общей тенденции к росту производства выпуск некоторых видов бумаги сократился. Так, производство офсетной бумаги уменьшилось на 3,5%; производство писчей и тетрадной бумаги - на 13,2%; производство мелованной бумаги – на 28,6%; производство типографской бумаги – на 42%. Увеличилось производство газетной бумаги – на 1,5% и текстурной бумаги – на 10,1%.

По отношению к другим видам бумаги объем производства газетной бумаги наиболее значителен, так, в 2005 году он составил 2007,5 тыс. тонн или 51% от общего объема производства бумаги в России, с этим фактом связана положительная динамика производства на фоне сокращения выпуска большинства видов бумаги.


* - По материалам РАО «Бумпром» 26.01.2006 / http://www.bumprom.ru/index.php?ids=290&sub_id=9154

Как отмечают аналитики РАО «Бумпром», в настоящее время на российском рынке крайне востребованными являются высококачественные виды бумаги – писчепечатные сорта, мелованные, ламинированные, декоративные, санитарно-гигиеническая продукция и другие. Однако российские предприятия пока не в состоянии удовлетворить потребности потребителей в связи с отсутствием необходимых мощностей, спрос преимущественно удовлетворяется за счет импортной продукции. В частности, в России практически полностью отсутствуют мощности по выпуску высококачественной мелованной и ламинированной бумаги, которая является крайне востребованной на российском рынке (о чем свидетельствует постоянный рост импорта в течение последних 6-7 лет). По предварительным данным, объем импорта мелованной и ламинированной бумаги составил в 2005 году около 820 млн. долларов США или порядка 46% от общего объема импорта целлюлозно-бумажной продукции в Россию в стоимостном выражении. Сложность положения отечественной промышленности в значительной мере связана с тем, что российские предприятия зачастую работают на пределе своих возможностей - исчерпаны ресурсы для наращивания действующих мощностей, основное оборудование целлюлозно-бумажных предприятий имеет высокую степень износа, а новые производственные мощности отсутствуют (по материалам РАО «Бумпром» 23.12.2005 / http://www.bumprom.ru/index.php?ids=290&sub_id=9032).

Для России наиболее массовым видом экспорта продукции глубокой переработки древесины является газетная бумага. Доля газетной бумаги составляет 8% от объема экспорта продукции ЛПК. В 2004 году из произведенных 1 978 тыс. тонн газетной бумаги на экспорт было направлено около 1 260 тыс. тонн (64%) на сумму 500 млн. долларов США. Ведущими импортерами российской газетной бумаги выступают предприятия Индии (244 тыс. тонн), Германии и Турции (по 150 тыс. тонн), Соединенного Королевства (90 тыс. тонн), Украины (77 тыс. тонн). Импорт газетной бумаги в Россию на протяжении последних 6-7 лет не превышает 2-4 тыс. тонн, основными потребителями являются Stora Enso Publication Papers (Москва), Holmen Paper (Санкт-Петербург), типографии Калининградской области (по материалам РАО «Бумпром» 28.12.2005 /http://www.bumprom.ru/index.php?ids=290&sub_id=9050).

В России работает около 60 производителей бумаги. Как правило, эти предприятия входят в состав крупных лесопромышленных холдингов, в которых присутствует полная технологическая цепочка – от вырубки леса до производства конечного продукта. Семь крупнейших предприятий обеспечивают около 70% от объема производства, а пять крупнейших производителей – около 60%. Наиболее крупными отечественными производителями бумаги являются (по состоянию на 2003 год): ОАО «Кондопога» (Республика Карелия), ОАО «Волга» (Нижегородская область), ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» (Республика Коми), ОАО «Соликамскбумпром» (Пермская область), ОАО «Светогорск» (Ленинградская область) (см. таблицу 2). Наиболее велика концентрация крупных производителей бумаги в Северо-Западном федеральном округе, здесь находятся шесть из десяти крупнейших производителей.

Многие крупные производители бумаги являются членами Российской Ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО «Бумпром») – некоммерческой организации, созданной в 1999 году с целью оказания поддержки компаниям, являющимся ее членами, посредством продвижения инициатив в законодательной, регулирующей, административной и торговой сферах, способствующих оптимизации работы отрасли. В 2005 году предприятиями-членами РАО «Бумпром» было произведено 2 938,8 тыс. тонн бумаги, что составило 74% от общего объема производства бумаги отечественной целлюлозно-бумажной промышленностью (см. рисунок 1). По сравнению с показателем 2004 года объем производства бумаги компаниями-членами РАО «Бумпром» вырос на 3,47%.

Среди наиболее крупных производителей бумаги, являющихся членами РАО «Бумпром», необходимо отметить (приведены в порядке уменьшения объема производства в 2005 году): ОАО «Кондопога», ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК», ОАО «Соликамскбумпром», ОАО «Котласский ЦБК», ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «Архангельский ЦБК». Показатели объемов производства бумаги обозначенными предприятиями в 2004, 2005 годах приведены в таблице 3. Можно наблюдать, что для большинства производителей динамика объемов производства бумаги положительна, наиболее значительный прирост объема производства показало ОАО «Сегежский ЦБК» (на 40,33%). Незначительно снизился объем производства лишь у ОАО «Архангельский ЦБК» (на 0,97%).

Рисунок 1.
Доля предприятий-членов РАО «Бумпром» в общем объеме производства бумаги российской целлюлозно-бумажной промышленностью в 2004, 2005 гг. (по данным РАО «Бумпром»)


По мнению экспертов РАО «Бумпром», производство целлюлозно-бумажной продукции в России по-прежнему остается недостаточно привлекательным в инвестиционном отношении, главным условием развития целлюлозно-бумажной промышленности является создание для отрасли привлекательного инвестиционного климата. Проводимая работа по модернизации основного оборудования и ввод новых производств на промплощадках предприятий сегодня осуществляются преимущественно за счет собственных средств предприятий. Ввод в действие новых мощностей в основном связан с выпуском продукции конечных переделов бумаги и картона, создание которых требует сравнительно небольших инвестиций. Однако для динамичного развития целлюлозно-бумажной промышленности необходима коренная модернизация действующего оборудования и строительство новых предприятий, что требует значительных инвестиций (по материалам РАО «Бумпром» 23.03.2005 / http://www.bumprom.ru/index.php?ids=290&sub_id=7208).

Одной из актуальных проблем российского рынка бумаги является кризисная ситуация, сложившаяся на рынке газетной бумаги в конце 2005 года. В четвертом квартале 2005 года целлюлозно-бумажные комбинаты России не смогли обеспечить российских издателей и полиграфистов газетной бумагой в соответствии с договорными обязательствами. В текущем году по прогнозам экспертов ситуация, вероятно, еще более ухудшится. Как отметил президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Леонид Макарон на заседании «круглого стола», посвященного кризисной ситуации на рынке газетной бумаги, проведенного 14 декабря 2005 года, подобная ситуация с бумагой сложилась в России впервые с середины 1990-х годов. Кризисная ситуация связана с двумя основными факторами: массовым переходом периодических изданий на цветную печать, увеличением количества изданий и их объемов; а также приоритетом экспорта бумаги для производителей перед реализацией на внутреннем рынке.

Вице-президент РАО «Бумпром» Анатолий Черновол в дополнение к отмеченным факторам выделил также факт недостаточности производственных мощностей в России, невысокого качества производимой газетной бумаги – модернизация отрасли не успевает за издателями и полиграфическим бизнесом. Единственным решением кризисной ситуации, по мнению экспертов бумажного рынка, выступает скорейшая отмена пошлин на ввоз бумаги для печати газет, журналов и книг, что позволит решить проблему дефицита бумаги и будет способствовать установлению на внутреннем рынке условий здоровой конкуренции (по материалам ГИПП 19.12.2005).

Сформулируем основные выводы по итогам обзора:

 Объем производства бумаги предприятиями ЦБП России в 2005 году лишь незначительно превысил показатель 2004 года – на 1,7%, составив 3 968,7 тыс. тонн.

 Крайне востребованными на российском рынке в настоящее время являются высококачественные виды бумаги – писчепечатная, мелованная, ламинированная, декоративная бумага, санитарно-гигиеническая продукция и другие. Однако российские предприятия пока не в состоянии удовлетворить потребности потребителей в связи с отсутствием необходимых мощностей, спрос преимущественно удовлетворяется за счет импортной продукции.

 Основным видом экспортируемой бумаги для России является газетная бумага, которая на сегодняшний день представляет также и наиболее массовый вид российского экспорта продукции глубокой переработки древесины. Доля газетной бумаги составляет 8% от объема экспорта продукции ЛПК.

 Российский рынок бумаги в значительной мере консолидирован. Семь крупнейших предприятий обеспечивают около 70% от объема производства. Наиболее крупными отечественными производителями бумаги являются (по состоянию на 2003 год, приведены в порядке уменьшения объема производства): ОАО «Кондопога», ОАО «Волга», ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК», ОАО «Соликамскбумпром», ОАО «Светогорск».

 Одна из актуальных проблем развития производства целлюлозно-бумажной продукции в России связана с недостатком производственных мощностей, высокой степенью изношенности оборудования, низкими темпами модернизации производств. Другая проблема связана с кризисной ситуацией, сложившейся на рынке газетной бумаги в конце 2005 года. Для решения обозначенных проблем, по мнению экспертов рынка, в первую очередь необходимо создание привлекательного инвестиционного климата для развития целлюлозно-бумажной отрасли, а также отмена пошлин на ввоз бумаги для печати газет, журналов и книг.

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности