Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ОРЕЛ"

Год основания: 2004
Руководитель: Толченкова Оксана Андреевна
Штатных сотрудников: 4 человека
Интервьюерская база: 30

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка детских товаров

Обзор российского рынка детских товаров

Появления на свет малыша ждут не только его родители и близкие. Этого события с нетерпением ожидают производители детских товаров, готовые предложить самые разнообразные предметы для ухода за новорожденными, детское питание и косметику, коляски, кроватки, одежду, игрушки и подгузники, ведь во всем мире продажа товаров для детей – один из самых прибыльных видов бизнеса.

Россия переживает так называемый «беби-бум». Рождаемость растет, а каждый ребенок, начиная с момента своего рождения, нуждается в огромном количестве вещей, которые по мере его роста и развития постоянно должны заменяться другими. По официальной статистике, в нашей стране проживает около 28,5 млн. детей до 16 лет (около 20% населения), из них в столице - около 1,3 млн. (чуть меньше 10% москвичей). Общую емкость российского рынка детских товаров специалисты агентства Symbol-Marketing оценивают в $4,5-7,5 млрд., при этом из них на Москву приходится порядка $1–1,5 млрд. Прирост рынка каждый год составляет 20 – 25%, а по некоторым направлениям, например по игрушкам, рынок растет на 30% в год (см. Индустрия маркетинга 2006. №10, 15-31 мая).

Сегодня рынок детских товаров в России — это один из самых насыщенных сегментов розничной торговли. По данным агентства Step by Step, оборот рынка детских товаров с 2002 по 2005 год вырос на $2 млрд. (рис. 1).

Один из самых значительных и перспективных сегментов - вещи для новорожденных. Потенциальная емкость этого сегмента в столице составляет около $100 млн. в год, а по всей России превышает 1 млрд.

Ежегодно только в Москве появляется на свет около 70 тыс. детей. К появлению ребенка будущие родители тщательно готовятся, и, как правило, мало кто считает каждую копейку. В Москве, чтобы купить стандартный набор для новорожденного (коляска, кроватка, ползунки, пеленки, бутылочки, памперсы и т.д.) необходимо потратить 1000-1500$.

Возросший спрос на детские товары подтолкнул и рост предложения - на отечественном рынке детских товаров помимо игроков мирового масштаба, появляются европейские компании, активизировались и отечественные производители. Российские производители начали обращать больше внимания на внешний вид своей продукции, что тоже сыграло немаловажную роль. Тем не менее, в большинстве секторов по-прежнему доминируют импортные товары, которые при одинаковом уровне качества дороже на 20%.

Продолжают появляться специализированные магазины детских товаров, предлагающие в широчайшем ассортименте всевозможные товары начиная от питания и игрушек и заканчивая детской мебелью и автокреслами. Разные группы родителей, в зависимости от уровня доходов и менталитета, тратят на своих детей разные суммы денег. По статистике, в среднем московские мамы тратят на ребенка порядка $500 в год, в других крупных городах – в два раза меньше. Одни родители считают, что приобретать дорогие вещи не имеет смысла, рассуждая примерно так: «зачем тратить деньги, все равно ребенок скоро вырастет». А другие руководствуются принципом «все лучшее – детям» и покупают своему ребенку даже больше, чем это реально необходимо.

Расходы на детей зависят от уровня дохода семьи, особенно у очень бедных и богатых семей. Чем беднее семья, тем больше денег в процентном отношении она тратит на ребенка. В некоторых семьях эта статья расходов превышает расходы на питание, а в ряде семей на ребенка уходит более 70% всех доходов. Структура расходов такова: 34% тратится на одежду, 12% - на обувь, 18% - на игрушки и 36% на все остальное, включая памперсы и детское питание (рис.2).

Источник: http://www.rnta.ru/mark/mark.php?mark_id=36

Более обеспеченные родители предпочитают покупать более дорогие и качественные товары. Пока их доля невелика и составляет 40% в денежном и 5% в натуральном выражении. Однако эта доля постоянно растет и будет, по прогнозам аналитиков, расти и дальше.

Ассортимент детских товаров на сегодняшний день просто огромен. Помимо традиционных игрушек и питания, современные детские магазины одновременно предлагают самую разнообразную одежду, обувь, мебель, технику и косметику. Рынок растет и за счет расширения товарной линейки. Появляются новые, еще в недавнем прошлом «экзотические» товары для детей, такие, как, например, маникюрные ножницы для младенцев, специальные приспособления для кормления, пеленальные столы, детские автомобильные кресла. По мнению экспертов агентства рыночных исследований и консалтинга «Маркет», сейчас в России начинает формироваться культура потребления подобных новинок, и родители начали покупать аксессуары, которые еще несколько лет назад не находили своего покупателя. Данная тенденция особенно хорошо проявляется в крупных городах, поскольку там доходы населения выше и родители могут позволить покупать больше различных видов товаров для своих детей.

Основная масса детских товаров в России продается на рынках (рис. 3). И именно на их долю приходится наибольшее количество покупок, совершаемых москвичами – это порядка 50-60%. В регионах этот показатель еще выше и составляет 80 - 90%. Результаты опросов покупателей говорят о том, что причина популярности рынков не только в низкой цене. Многих родителей они подкупают широтой ассортимента и возможностью выбора. Например, такое количество колясок, которое можно найти на рынке, может разместить только магазин, располагающий очень большими площадями, а таких магазинов пока немного.

Источник: oms.ram.ru/files/reviews/oms-reviews-00082.doc

Около 30% продаж приходится на "цивилизованную розницу": "старые" розничные магазины и недавно появившиеся небольшие узкоспециализированные сети, работающие преимущественно в дорогом сегменте. Специализированных детских магазинов в столице около ста. Из наиболее крупных и известных можно назвать следующие: входящий в АФК «Система холдинг» «Детский мир» (8 магазинов, включая торговый дом на Лубянке), «Розничная сеть «Торговый Дом Детский Мир» (15 магазинов), сеть «Кенгуру» (7 магазинов), «Кораблик» (5 магазинов), «Маугли» (4 магазина), Motherсare (4 магазина), «Кроха», «Confetti», «Вырастай-ка», «Маленький гений» (3 магазина).

У специализированного магазина тоже есть свои конкурентные преимущества по сравнению с рынком. В нем покупки можно совершать вместе с ребенком. Тогда как совершать многочасовой пробег по людному рынку с малышом весьма затруднительно, а спокойно примерить понравившуюся вещь здесь и вовсе невозможно. Еще 10% торговли детскими товарами приходится на мелкую розницу - павильоны, киоски и т. д.

Между тем, по мнению экспертов и участников рынка, ни один из представленных форматов не удовлетворяет полностью покупательский спрос. Детские рынки не отвечают потребностям покупателя из-за низкого уровня сервиса и не всегда гарантированного качества продаваемой продукции. Что касается "цивилизованной" торговли, то качественный товар встречается и в "старых", и в "новых" магазинах, но и там, и там стоит достаточно дорого. В "советских" магазинах высокие цены обусловлены большими издержками на поддержание широкого ассортимента. Цены же в современных сетях, предлагающих достойный сервис и качественный товар, объясняются прежде всего возможностью устанавливать высокие, до 400%, наценки - из-за отсутствия конкуренции на рынке.

В последнее время российский рынок детских товаров начинает активизироваться в связи с появлением новых магазинов среднего ценового уровня, совмещающих торговлю с развлечениями. Посетителям детского магазина (а обычно покупки делаются всей семьей) нужен не только товар, но и возможность чем-то занять ребенка, поэтому торговцы вынуждены создавать детские уголки и придумывать всякие развлечения, которые требуют дополнительных площадей, а прибыли не приносят. Трудность организации торговли в данном сегменте рынка состоит еще и в том, что «детская» розница требует большого ассортимента, поскольку каждой возрастной группе нужны совершенно разные товары, это, в свою очередь, обусловливает необходимость в больших торговых площадях и сложной логистике.

Эксперты прогнозируют рост рынка на 20-25% ежегодно еще несколько лет. Этот тренд заставляет производителей расширять ассортимент «взрослых» товаров продуктами для детей. Изменятся предпочтения и стиль покупок детских товаров, уже сейчас при выборе товара все более важными становятся известность бренда и места продаж.

Соотношение мест покупок детских товаров изменится в пользу цивилизованной розничной торговли. По прогнозам специалистов, спрос на товары и услуги цивилизованной "детской" розницы в ближайшие годы увеличится в 2-3 раза.

Подводя итог, можно сказать, что рынок детских товаров – один из самых насыщенных и в то же время перспективных. Дети растут, требуя ежегодного обновления гардероба и обеспечивая оборот рынка. На фоне этой тенденции, а также острой конкуренции в других сегментах, вложения в детскую индустрию могут быть очень выгодны.

ММЦ "Москва"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности