Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "БРЯНСК"

Год основания: 2007 год
Руководитель: Зевацкий Алексей Александрович
Штатных сотрудников: 3 человека
Интервьюерская база: 50 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка онлайновой рекламы

Обзор российского рынка онлайновой рекламы

Рынок онлайновой рекламы в России в настоящее время динамично развивается, опережая по темпам роста все другие сегменты рекламного рынка. Согласно данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем рынка онлайновой рекламы в первом полугодии текущего года составил 45 млн. долларов США, показав более чем двукратный прирост по сравнению с аналогичным периодом 2005 года, когда объем рынка составил 20 млн. долларов США (по CNews.ru 03.08.2006 / http://www.novoemnenie.ru/lenta/776p.html). В первом квартале текущего года объем рынка онлайновой рекламы в России составил 22 млн. долларов США, что на 75% выше показателя за аналогичный период 2005 года. В 2005 году объем российского рынка онлайновой рекламы составил 60 млн. долларов США, а его прирост за год - 71% (по материалам CNews.ru 11.05.2006 / http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2006/05/10/200948).

По оценкам «Яндекса», в 2005 году российский рынок онлайновой рекламы, с учетом контекстной рекламы, составил 100 млн. долларов США. Основными сегментами рынка являются баннерная реклама и контекстная реклама. Доля баннерной рекламы составила в 2005 году 60% объема рынка онлайновой рекламы в России (или 60 млн. долларов США), доля контекстной рекламы – 40% (или 40 млн. долларов США) (см. рисунок 1). По сравнению с 2004 годом сегмент баннерной рекламы увеличился на 71%, сегмент контекстной рекламы вырос на 120%.

Рисунок 1.
Доли баннерной и контекстной рекламы на российском рынке онлайновой рекламы в 2005 году, % (по данным «Яндекс»*)

* - См. http://www.news.by/335/2006-03-24/12670/

На сегодняшний день рынок онлайновой рекламы занимает довольно скромную долю российского рекламного рынка. По данным сайта Cnews.ru, интернет-реклама занимает 1,8% рынка рекламы в России, по данным АКАР, приведенным в докладе руководителя ФАПМК Михаила Сеславинского, на межотраслевой конференции «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2005 года и перспективы развития», доля интернет-рекламы на российском рекламном рынке в 2005 году составила лишь 1% (см. рисунок 2).

Рисунок 2.
Структура российского рынка рекламы по средствам ее распространения в 2005 году, % от общего объема в стоимостном выражении (по данным АКАР*)

* - По материалам доклада руководителя ФАПМК Михаила Сеславинского на межотраслевой конференции: «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2005 года и перспективы развития», Москва 1 марта 2006 г.

Относительно малая доля сегмента онлайновой рекламы на российском рекламном рынке, а также высокие темпы роста этого сегмента позволяют экспертам полагать, что рынок онлайновой рекламы в России имеет значительный потенциал для развития и в скором будущем может сравняться по объемам с другими, более традиционными сегментами рынка рекламы, в частности – с сегментом радиорекламы. По данным исследования компании IMHO VI, в среднем по миру на интернет-рекламу тратится 4,3% совокупных бюджетов, в США — 6%, а в самой продвинутой с точки зрения доли «сетевой» рекламы Швеции — 8,7%. По прогнозам АКАР, в России к 2010 году доля интернет-рекламы должна составить 4,9% рекламного рынка (по материалам журнала «Бизнес» 12.05.2006 / http://www.mediaatlas.ru/news/?id=19887).

Развитию онлайновой рекламы будет способствовать новый закон «О рекламе», вступивший в силу 1 июля текущего года. Существенные ограничения на распространение информации о табачной, алкогольной продукции, игорном бизнесе и других видах продукции и услуг в традиционных средствах массовой информации побуждают рекламодателей обращаться к интернету, который во многом по-прежнему остается «вне поля зрения» российских законов.

Хотя принятие нового закона «О рекламе» выступает важным фактором, способствующим развитию российского рынка онлайновой рекламы, основным стимулом развития этого рынка является постоянное увеличение числа пользователей сети Интернет в России (см. рисунок 3). Так, в 2005 году количество россиян, пользующихся интернетом, достигло 22 млн. человек, что на 19% больше, чем в 2004 году. По прогнозам, число российских пользователей интернета в текущем году увеличится на 4 млн. человек. В настоящее время в Рунете (российском сегменте сети Интернет) действуют более 180 тысяч сайтов.

Рисунок 3.
Динамика количества пользователей сети Интернет в России в 2004 – 2006 гг., млн. чел.**

** - По материалам доклада руководителя ФАПМК Михаила Сеславинского на межотраслевой конференции: «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2005 года и перспективы развития», Москва 1 марта 2006 г.

По прогнозу Министерства информационных технологий и связи, к 2010 году в России будет насчитываться 83 миллиона пользователей сети Интернет, при этом перелом, после которого темпы роста числа пользователей интернета резко возрастут, наступит в 2007 году. По результатам исследований, проведенных компанией ROMIR Monitoring, в настоящее время 70% российских интернет-пользователей уже перешли на высокоскоростной доступ к сети, хотя в начале 2005 года низкоскоростной интернет был у 43% российских пользователей Сетью (по материалам Lenta.ru / http://www.forextimes.ru/news/hnews61706p.htm).

Ситуацию на современном российском рынке онлайновой рекламы генеральный директор компании Promo Interactive Елена Молчанова комментирует, в частности, следующим образом: «Такие темпы роста стали уже традиционными для сегмента интернет-рекламы, растет приток новых рекламодателей и новых бизнесов. Среди них, например, компании из FMCG-сектора (товары широкого потребления). Четыре года назад они осторожно «пробовали» интернет как рекламную площадку, это был новый рынок, о возможностях которого никто не всерьез не задумывался. Однако из-за постоянного увеличения числа пользователей Сети в России, реклама в глобальной Сети быстро доказала свою эффективность и компании стали наращивать свои рекламные бюджеты, продвигая сейчас даже самые дешевые товары» (по материалам CNews.ru 01.06.2006 / http://www.sostav.ru/news/2006/06/01/13).

Необходимо отметить, что и в странах, где онлайновая реклама уже является развитым сегментом рекламного рынка, она продолжает активное развитие. В частности, в США в первом квартале текущего года расходы на онлайновую рекламу возросли на 38% до рекордной отметки в 3,9 млрд. долларов. В период с 1997 года по 2005 год объем рекламного рынка в США увеличился с 1 млрд. долларов до 12,5 млрд. долларов. Одни из крупнейших игроков интернет-рынка Yahoo и Google отмечают в настоящее время существенный рост расходов рекламодателей в Сети. Мнение зарубежных экспертов может быть проиллюстрировано, в частности, оценкой рынка онлайновой рекламы, данной Дэвидом Сильверманом, партнером PricewaterhouseCoopers. «Рынок интернет-рекламы продолжает набирать обороты», - отмечает эксперт, - «все больше рекламодателей видят эффективность этой площадки» (по материалам CNews.ru 01.06.2006 / http://www.sostav.ru/news/2006/06/01/13).

Одними из крупнейших игроков российского рынка онлайновой рекламы являются компании Mail.ru, Rambler, «РБК», «Яндекс». По оценке директора по специальным проектам компании «Яндекс» Андрея Себранта, в 2004 году около 17 млн. долларов США от оборота российского рынка онлайновой рекламы приходилось на «Яндекс». Компания преимущественно специализируется на контекстной рекламе, так в 2004 году она обеспечила порядка 13 млн. долларов США от совокупного оборота российского рынка контекстной рекламы, составившего 18 млн. долларов США (по материалам www.gazeta.etatar.ru 12.07.2005 / http://www.reklama-mama.ru/articles/other5681.html).

Медиа-группа Rambler Media владеет и управляет рядом компаний, среди которых поисковый интернет-портал Rambler, интернет-сервис провайдер Rambler Телеком, агентство интерактивной рекламы Index20, компания мобильных сервисов SMXCOM, телевещательная корпорация Rambler ТелеСеть и новостной сайт Lenta.ru. В 2004 году Rambler Media стала членом международной Ассоциации интернет-рекламы (IAB – Interactive Advertising Bureau), объединяющей ведущих игроков мирового рынка интерактивной рекламы. С начала 2005 года медиа-группа Rambler Media являются официальными представителями ICQ на территории, обеспечивая обслуживание всех клиентов, а также продажу и размещение рекламы в продуктах компании ICQ (см. http://lenta.ru/economy/2005/02/02/ramblmed).

В заключение обзора выделим некоторые основные тенденции, прогнозируемые экспертами для российского интернет-бизнеса и рынка онлайновой рекламы, в частности, в ближайшем будущем. Эксперты рынка полагают, что Рунет ждет увеличение численности аудитории и финансовых инвестиций. В этой связи, с одной стороны, российские интернет-компании могут чувствовать уверенность за свое будущее и ожидать лишь увеличения прибыли. Однако с другой стороны, стремительное развитие российского интернет-рынка способствует повышению его привлекательности для иностранных компаний, начинающих проявлять к российскому рынку неподдельный интерес, и приход которых может стать серьезным ударом по отечественному интернет-бизнесу. Крупнейшие игроки российского интернет-бизнеса, адекватно оценивая современную ситуацию, создали Ассоциацию, в которую вошли ведущие российские интернет-компании: Mail.ru, Rambler, «РБК» и «Яндекс» (по материалам Lenta.ru / http://www.forextimes.ru/news/hnews61706p.htm).

В настоящее время крупнейшие зарубежные игроки рынка онлайновой рекламы уже расширяют экспансию на российский рынок – в мае текущего года на рынок пришла компания Google, через неделю «Майкрософт Рус» объявила о начале работы в структуре компании подразделения MSN, занимающегося разработкой и продвижением интернет-сервисов. Как полагают эксперты, в частности Алена Кутикова, эксперт инвестиционной компании «Финам», вероятно, что между Google и MSN развернется основная борьба за крупных клиентов – прежде всего, западные компании, продвигающие свои возможности в России. Также вероятно, что одним из актуальных направлений развития MSN в России станет внедрение системы AdCenter, которая может сформировать новую нишу в сегменте интернет-рекламы – контекстная реклама в сервисах MSN (по материалам CNews.ru 17.05.2006 / www.softrum.com/internet/id_42262).

Таким образом, российский рынок онлайновой рекламы, как неотъемлемая составляющая интернет-бизнеса в нашей стране, в ближайшей перспективе будет все более востребованным среди пользователей Рунета, привлекательным для инвестиций. В частности, генеральный директор компании «РБК-Информационные системы» Юрий Ровенский в интервью Cnews выразил уверенность в том, что благополучное будущее рекламы в российской сети Интренет обеспечено. «В ближайшие годы доля рынка интернет-рекламы будет расти. Так, если на телевидении расходы на рекламу в течение следующих пяти лет возрастут в 2,5 раза, то в интернете – в 10 раз», - отметил эксперт (по материалам Cnews.ru 03.08.2006 / http://www.novoemnenie.ru/lenta/776p.html). Однако для российских игроков актуальна задача удержать рынок онлайновой рекламы в своих руках, не отдать под контроль зарубежных компаний.

Основные выводы:

 Объем рынка онлайновой рекламы в России в первом полугодии текущего года составил 45 млн. долларов США, показав более чем двукратный прирост по сравнению с аналогичным периодом 2005 года.

 Основными сегментами рынка онлайновой рекламы являются баннерная реклама и контекстная реклама. Доля баннерной рекламы на российском рынке составила в 2005 году 60% (или 60 млн. долларов США), доля контекстной рекламы – 40% (или 40 млн. долларов США).

 На сегодняшний день рынок онлайновой рекламы занимает довольно скромную долю российского рекламного рынка (по данным сайта Cnews.ru - 1,8%). Однако рынок онлайновой рекламы динамично развивается, опережая по темпам роста все другие сегменты рекламного рынка. По прогнозам АКАР, в России к 2010 году доля онлайновой рекламы должна составить 4,9% рекламного рынка.

 Одними из крупнейших игроков российского рынка онлайновой рекламы являются компании: Mail.ru, Rambler, «РБК», «Яндекс». В 2004 году около 17 млн. долларов США от оборота российского рынка онлайновой рекламы приходилось на «Яндекс». В 2004 году Rambler Media стала членом международной Ассоциации интернет-рекламы (IAB – Interactive Advertising Bureau), объединяющей ведущих игроков мирового рынка интерактивной рекламы.

 В ближайшем будущем рынок онлайновой рекламы будет все более востребованным среди пользователей Рунета, привлекательным для инвестиций. Однако для российских игроков актуальна задача удержать рынок онлайновой рекламы в своих руках, не отдать под контроль зарубежных компаний.

ММЦ "Москва"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности