Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ОРЕНБУРГ"

Год основания: 1999
Руководитель: Склонюк Вячеслав Иванович
Штатных сотрудников: 7 человек
Интервьюерская база: 30 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка моторных масел

Обзор российского рынка моторных масел

Российский рынок автомобильных масел характеризуется выраженной конкуренцией, в настоящее время на рынке представлены более 500 марок масел, которые соперничают за право быть избранными покупателем.

Объем российского рынка автомобильных масел (моторных, трансмиссионных, гидравлических, индустриальных, базовых и др.), по предварительным оценкам, составил в 2005 году 1 520,2 тыс. тонн. В динамике объема российского рынка смазочных материалов в период с 2002 по 2005 год наблюдалась смена тенденций – в период 2002 – 2003 год объем рынка увеличивался, в последующие годы, напротив, сокращался (см. рисунок 1).

Рисунок 1.
Динамика объема российского рынка автомобильных масел, 2002 – 2005 гг., тыс. тонн (по данным компании «ИнфоТЭК-Консалт»)*

* - См. Воробьева И. Сэр в масле // Прямые инвестиции. 2006. №2 (46).

Наблюдаемая тенденция к снижению объемов внутреннего рынка автомобильных масел связана главным образом с уменьшением производства масел отечественными предприятиями, и ростом объемов экспортных поставок. При этом объемы импорта масел, хотя и составляют относительно небольшую часть объема российского рынка, в последние годы стабильно возрастают (см. рисунок 2).

Сходная ситуация характерна и для российского рынка моторных масел, как сегмента рынка автомасел – в период с 2002 по 2004 год производство моторных масел в России характеризовалось тенденцией к снижению, при этом, в отличие от рынка автомасел в целом, в 2003 году не наблюдалось увеличения объема производства по отношению к 2002 году (см. рисунок 3). Тенденция снижения объемов производства наблюдалась во всех сегментах рынка моторных масел (масел для бензиновых двигателей, для дизельных двигателей, авиационных масел) с той разницей, что в сегменте масел для бензиновых двигателей в 2004 году объемы производства несколько возросли по отношению к показателю 2003 года.

Рисунок 2.
Динамика российского производства, экспорта и импорта автомобильных масел в 2002- 2005 гг., тыс. тонн (по данным компании «ИнфоТЭК-Консалт»)

Рисунок 3.
Динамика производства моторных масел в России в 2002 – 2004 гг., тыс. тонн (по данным компании «ИнфоТЭК-Консалт»)

Сокращение объемов производства моторных масел носит во многом вынужденный характер и, по мнению экспертов, связано со взятым производителями автомобилей курсом на резкое увеличение межсервисных интервалов. Так, если раньше моторное масло было принято менять через 10-15 тысяч километров пробега, то в настоящее время пробег до смены масла составляет 20-30 тысяч километров и более. Вместе с тем, эксперты отмечают, что далее срок службы моторных масел, скорее всего, существенно увеличиваться не будет – этого не допустят нефтехимические концерны, хотя уже существуют и успешно прошли испытания масла, срок службы которых составляет 300-500 тысяч километров (по материалам «Авторевю» 2006. №17 (364) / http://autoreview.ru/archive/2006/17/total_oil/).

Для современного российского рынка моторных масел характерна устойчивая тенденция роста импорта, что соответствует тенденции увеличения импортных поставок на рынке автомобильных масел в России в целом.

Примечательно, что около 70% импорта составляют масла для бензиновых и дизельных двигателей автомобилей зарубежного производства. Крупнейшими поставщиками автомобильных масел в Россию являются международные нефтяные корпорации: ExxonMobil, Shell, BP. Большая часть зарубежных производителей моторных масел, представленных на российском рынке, ориентируется на средний ценовой сегмент, отечественные производители позиционируют свои масла в более низкой ценовой категории.

Среди российских производителей моторных масел лидером по объему производства является ОАО «НК «Лукойл». По информации агентства «Прайм-Тасс», в 2005 году объем российского производства масел «Лукойл» составил 1,12 млн. тонн, это более 40% от общего объема производства масел группой «Лукойл» (см. http://www.autoexpert.com.ua/body_news.php?news=824). Доля «Лукойл» на российском рынке моторных масел составляет 46% от общего объема производства в натуральном выражении (по данным ИнфоТЭК-Консалт»). По оценкам специалистов самого «Лукойл», доля компании в объеме производства моторных масел несколько скромнее и составляет 35%. Далее следуют «Юкос» с долей в 14%, «Сибнефть» – 12%, «Славнефть» – 11%, «ТНК-ВР» (5%) (см. рисунок 4).

В целом отечественные предприятия в 2004 году выпустили 933,1 тыс. тонн моторных масел, что на 6% меньше, чем в 2003 году. На фоне тенденции к снижению объемов отечественного производства моторных масел примечательно, что в настоящее время есть примеры успешного выхода российских производителей за рубеж для продажи конечного продукта. В частности, компания «Лукойл» приобрела финские компании Oy Teboil Ab и Suomen Petrooli Oy, владеющих сетью почти из трехсот АЗС, колонками по продаже дизельного топлива, занимающихся оптовой продажей нефтепродуктов и реализацией масел. Главной целью сделки для «Лукойл» явилось получение прямого доступа на финский рынок нефтепродуктов.

Рисунок 4.
Рыночные доли основных российских производителей моторных масел, % от объема производства в натуральном выражении (по данным «ИнфоТЭК-Консалт»)**

** - См. Воробьева И. Сэр в масле // Прямые инвестиции. 2006. №2 (46).

В настоящее время на российском рынке наблюдается тенденция роста цен на моторные масла. По информации «ИнфоТЭК-Консалтинг», за 2005 год цены на моторные масла возросли на 10 – 20% в зависимости от сорта, при этом стоимость гостовских масел, которые относятся к низкому ценовому сегменту, выросла почти на 30%. Повышение розничных цен на моторные масла обусловлено ростом отпускных цен заводов-производителей, что в свою очередь вызвано увеличением расценок на исходное сырье и материалы.

По мнению экспертов, несмотря на то, что моторные масла каждого производителя варьируются по цене, а также по потребительским свойствам, представленную на российском рынке продукцию можно разделить на четыре основных ценовых категории. Марки масел, распределенные по ценовым сегментам, представлены в таблице 1. В настоящее время наибольшей популярностью пользуются минеральные масла экономичного и среднего ценовых сегментов, однако все чаще потребители отдают предпочтение и дорогим маркам. По данным компании «Лукойл», наиболее динамично сегодня растут продажи полусинтетических моторных масел.


*** - См. Журнал «Автоопт», ноябрь 2003. / http://aopt.kais.ru/arc/37/01.html

Потребление моторных масел в России во многом специфично по отношению к странам Евросоюза. Так, если в Европе 70-80% смазочных материалов реализуется через сервисные станции, где масла заливают в автомобили из 200- или 50-литровых бочек, то на отечественном рынке лишь 10-20% масел реализуется через сервисы, тогда как основная масса потребителей приобретает масло в канистрах, предпочитая делать его замену самостоятельно, однако в последнее время доля потребителей, самостоятельно осуществляющих замену масла, стабильно снижается (по материалам «Авторевю» 2006. №17 (364) / http://autoreview.ru/archive/2006/17/total_oil/).

Отличительной чертой российских потребителей моторных масел является высокая лояльность бренду. В частности, генеральный директор компании «ОйлСити» - крупного оптового и розничного продавца масел и автохимии, Виктор Ефремов полагает, что в России, в отличие от стран Европы, покупатель с вероятностью 90% точно знает марку масла, которое он использует – название бренда, тип масла (синтетика, полусинтетика, минеральное) и вязкость. Европейский же потребитель зачастую просто доверяет тому, что ему залили в автосервисе. Аналогична и точка зрения менеджера по маркетингу московского представительства компании Shell Тараса Игнатюка – ссылаясь на результаты маркетинговых исследований, проведенных компанией, он отмечает, что российские потребители моторных масел проявляют приверженность бренду. Если покупатель не обнаружит «свое» масло в торговой точке, с высокой долей вероятности он пойдет в другой магазин, либо отложит покупку (см. «Эксперт Северо-Запад» 2006. №15 (268).).

Эксперты различают корпоративных потребителей моторных масел, владеющих парком автомобилей, и потребителей, приобретающих масло для своей собственной машины. Внутри второй категории потребителей различаются три основных группы:
- владельцы дорогих новых иномарок;
- владельцы новых иномарок среднего класса, иномарок, возраст которых превышает 10 лет, и российских автомобилей последнего поколения;
- обладатели «древнего» парка отечественных и импортных автомобилей.

Наиболее активными розничными потребителями среднего «брендированного» масла являются владельцы подержанных иномарок и относительно новых отечественных автомобилей. Именно за эту группу потребителей преимущественно идет борьба производителей и продавцов моторных масел (см. Журнал «Автоопт», ноябрь 2003. / http://aopt.kais.ru/arc/37/01.html).

Основные выводы:

 В период с 2002 по 2004 год производство моторных масел в России характеризовалось тенденцией к снижению, так в 2004 году отечественные предприятия выпустили 933,1 тыс. тонн моторных масел, что на 6% меньше, чем в 2003 году.

 В период с 2002 по 2004 год тенденция снижения объемов производства наблюдалась во всех сегментах российского рынка моторных масел (масел для бензиновых двигателей, для дизельных двигателей, авиационных масел), однако в сегменте масел для бензиновых двигателей в 2004 году объемы производства несколько возросли по отношению к показателю 2003 года.

 Для современного российского рынка моторных масел характерна устойчивая тенденция роста импорта, что соответствует тенденции увеличения импортных поставок на рынке автомобильных масел в России в целом. Около 70% импорта составляют масла для бензиновых и дизельных двигателей автомобилей зарубежного производства. Крупнейшими поставщиками автомобильных масел в Россию являются международные нефтяные корпорации: ExxonMobil, Shell, BP.

 Среди российских производителей моторных масел лидером по объему производства является ОАО «НК «Лукойл». В 2005 году объем российского производства масел «Лукойл» составил 1,12 млн. тонн, доля компании на рынке оценивается в 46%.

 В настоящее время на российском рынке наблюдается тенденция роста цен на моторные масла. В 2005 году цены на моторные масла возросли на 10 – 20% в зависимости от сорта, при этом стоимость гостовских масел, которые относятся к низкому ценовому сегменту, выросла почти на 30%.

 Российские потребители предпочитают приобретать моторное масло в канистрах, осуществляя его заливку самостоятельно, либо приезжая со «своим» маслом в автосервис, лишь 10-20% масел реализуется через сервисы. Отличительной чертой российских потребителей моторных масел является высокая лояльность бренду.

ММЦ "Москва"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности