Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ВОЛОГДА"

Год основания: 2005 год
Штатных сотрудников: 2 человека
Интервьюерская база: 20 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка автокредитования

Обзор российского рынка автокредитования



Рынок автокредитования в России динамично развивается, представляя в настоящее время один из наиболее востребованных продуктов банковской розницы. По данным, приводимым агентством «Росбизнесконсалтинг», объем российского рынка автокредитования по итогам первого полугодия 2006 года составил 5,4 млрд. долларов США, по отношению к аналогичному периоду 2005 года рынок вырос на 20%. Всего за первые шесть месяцев 2006 года было выдано около 274 тыс. кредитов на покупку автомобилей против 127 тыс. в первом полугодии 2005 года (см. Обзор «Российский рынок автокредитования», подготовленный МА ABARUS Market Research, февраль 2007 г.).

В целом в 2006 году объем российского рынка автокредитования в стоимостном выражении составил 7,8 млрд. долларов США, в 2005 году было выдано автокредитов на сумму 4,6 млрд. долларов США (см. рисунок 1). Рост рынка автокредитования в 2006 году составил 70%, в 2005 году – 30%. По прогнозам, в текущем году объем рынка автокредитования увеличится почти вдвое и достигнет 14 млрд. долларов США. На автокредиты на сегодняшний день приходится 27% общего портфеля розничного кредитования России (по данным экспертов Альфа-банка») (см. http://www.burocrats.ru/681/070419111453.html).



Рисунок 1.

Объем российского рынка автокредитования в 2005-2007 гг., млрд. долл. США (по данным, приводимым агентством ABARUS Market Research)





Источник: http://www.autosphere.ru/2007-03-12/12



Динамику увеличения доли продаж автомобилей в кредит от общего объема продаж автомобилей на российском рынке в 2002-2006 годах отражают данные диаграммы на рисунке 2. В 2006 году доля «кредитных» автомобилей составила 35-40% от общего объема продаж. Динамика роста доли продаж в кредит иностранных автомобилей от общего объема продаж иномарок в 2002-2006 годах представлена в диаграмме на рисунке 3. В 2006 году доля «кредитных» иномарок достигла 45% в общем объеме продаж (см. http://www.autosphere.ru/2007-03-12/12). При сохранении существующих темпов роста рынка автокредитования можно предположить, что в текущем году уже каждый второй автомобиль на российском рынке будет продаваться с использованием кредитных схем.



Рисунок 2.

Динамика доли «кредитных» автомобилей в общем объеме продаж на российском рынке в 2002-2006 гг., %





Источник: Обзор «Российский рынок автокредитования», подготовленный МА ABARUS Market Research, февраль 2007 г.



Рисунок 3.

Динамика доли «кредитных» автомобилей зарубежных марок в общем объеме продаж иномарок в 2002-2006 гг., %





Источник: Обзор «Российский рынок автокредитования», подготовленный МА ABARUS Market Research февраль 2007 г.



Наблюдаемая в настоящее время тенденция стабильного роста рынка автокредитования берет начало в 2003 году. Так, если в начале 2002 года услугу автокредитования в России предоставляло лишь около 10 банков, то в 2003 году в этом сегменте рынка банковских услуг только в Москве действовало уже более 30 игроков. К началу 2004 года ставки по рублевым кредитам снизились до 18-20%, а по валютным кредитам - до 10-12%. Сроки кредитования увеличились до двух-трех лет.

Согласно данным «Автостата», в 2002 году с использованием кредитных схем было продано лишь около 70 тысяч автомобилей, а рынок автокредитов оценивался в 650 млн. долларов США. В 2003 году прирост рынка составил около 100 тысяч автомобилей в натуральном выражении и около 1 млрд. долларов США – в денежном выражении. В 2004 году по кредитным схемам уже было продано порядка 350 тысяч автомобилей, а объем рынка в денежном выражении составил порядка 3,6 млрд. долларов США. Следующий – 2005 год показал более чем 40-процентный рост рынка автокредитования, по кредитным схемам было продано порядка 500 тысяч легковых автомобилей на сумму в 5,5 млрд. долларов США. В 2006 году автокредитование охватило более 40% рынка легковых автомобилей, объем рынка автокредитования составил порядка 750 тысяч автомобилей или около 9 млрд. долларов США (см. http://www.gzt.ru/wallet/2007/03/26/220009.html ).

В настоящее время кредитные ставки по автокредитам находятся в диапазоне 9-14% годовых по кредитам в валюте и 12-19% по кредитам в рублях (см. http://banks.inthepress.ru/v/21476.html ). Величина кредитной ставки напрямую связана с видом автокредита. На сегодняшний день на российском рынке представлены следующие основные виды автокредитования (см. http://www.bank-klient.ru/stat/avtostat/2007/02/21/avtostat_129.html):

– Классический кредит - это договор между покупателем и банком, между банком и автосалоном. Для оформления классического кредита необходимо представить пакет документов: справки о доходах, копии всевозможных заключенных клиентом договоров, документы из налоговой инспекции и военкомата и др. С этим пакетом покупатель приходит в банк, имея на руках определенную сумму денег для минимального первоначального взноса (10-20%), заполняет подробную анкету и сдает документы. Решение принимается банком в течение нескольких дней.

– Экспресс-кредит - это договор между покупателем и банком, где автосалон выступает посредником. Экспресс-кредит оптимален для клиентов, испытывающих затруднения в предоставлении банку официальных документов о доходах, или для людей, не желающих тратить время на сбор документов. Оформление экспресс-кредита очень просто - клиент заполняет заявку прямо в автосалоне, предъявляет паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, после чего ждет около часа ответа из банка. Стоимость таких кредитов выше стоимости классических кредитов - порядка 13-15% годовых в валюте против 7-10% годовых соответственно.

– Беспроцентный кредит – представляет совместное изобретение автосалонов и банков, когда первые передают автомобиль клиенту в рассрочку и уступают вторым долг клиента со скидкой. Как правило, если клиент оплачивает единовременно 30% от стоимости; автомобиля, он получает рассрочку на год, оплачивая 40% получает рассрочку на два года, 50% - на три года. Для оформления беспроцентного кредита в автосалоне необходимы: копия паспорта и паспорта супруги/супруга, копия трудовой книжки, заверенная печатью работодателя, копия водительского удостоверения клиента и водительских удостоверений лиц, допущенных к управлению автомобилем.

– Кредит BuyBack - это договор между автосалоном и банком, при котором часть суммы замораживается до конца срока кредитования для единовременной выплаты. Особенность кредита BuyBack в том, что вместо выплаты замороженной части суммы клиент может вернуть автомобиль. Общая стоимость автомобиля делится приблизительно на три равные части. Первая вносится сразу, вторая распределяется на ежемесячные выплаты, а третья часть «замораживается». Когда срок кредитования подходит к концу, клиент должен принять решение, что делать с машиной - он может продать машину обратно в тот же салон, где и покупал, либо продать автомобиль куда угодно и кому угодно, а салону вернуть ссуду, либо перезаключить договор, что позволит оставить машину у себя, а «замороженную» сумму выплачивать в течение еще двух-трех лет. Также можно поменять автомобиль на новый, тогда старый станет одновременно и первоначальным взносом.


Сегодня требования к заемщикам по предоставлению автокредитов характеризуются тенденцией к смягчению, банки стремятся предоставить все более выгодные условия по оформлению кредитов и кредитным ставкам. Именно благодаря этому рынок автокредитования стал мощным фактором развития российского рынка легковых автомобилей в целом. Банки с энтузиазмом относятся к автокредитованию, этот вид кредитования считается наиболее надежным. По сравнению с потребительскими кредитами и кредитными картами, автокредиты в силу наличия высоколиквидного залога более обеспечены, соответственно, риски по этому виду кредитования - ниже. Резервы на возможные потери у банков по автокредитованию находятся в диапазоне 2-5%.
Ведущими банками на рынке автокредитования в настоящее время являются следующие (по данным РБК, исследования рынков. 26.07.2006): «Росбанк», «МДМ-Банк», «Международный московский банк», «Русский стандарт», «Раффайзенбанк», «Русфинанс Банк», «Уралсиб», Национальный банк «Траст», «Газпромбанк», Импэксбанк».

По результатам работы банков в первом полугодии 2006 года наибольший объем выданных автокредитов показали «Росбанк» и «МДМ-Банк» (занимавший лидирующие положение в 2005 году). Примечательно, что наиболее ощутимый скачок по объему выданных автокредитов был отмечен у Национального Банка «Траст» и банка «Русский Стандарт». В целом по итогам 2006 года лидером по объему автокредитования стал «Росбанк», объем кредитования составил более 1074 млн. долларов США. По числу выданных автокредитов лидировал банк «Русский Стандарт», выдавший свыше 163,5 тыс. заявок (см. http://bankir.ru/news/newsline/24.04.2007/82105).

Одной из наиболее актуальных задач для банков, действующих на российском рынке автокредитования, в настоящее время является выход в регионы. Согласно оценкам экспертов и игроков рынка, сегодня банки удовлетворяют спрос на автокредиты в регионах не более чем на 50%. Во многом именно с этим обстоятельством связано стремление многих столичных банков к выходу и расширению представленности в нестоличных регионах, упор в стратегии развития на расширение сети филиалов и отделений (см. http://www.credits.ru/news/10475 ).

Наряду с тенденцией к развитию межрегиональных филиальных сетей банками, действующими на рынке автокредитования в России, на рассматриваемом рынке также набирает силу тенденция к выходу финансовых подразделений западных автоконцернов. В частности, открытие в России собственных банков рассматривают BMW, DaimlerChrysler, Toyota Motor Corporation (см. http://www.rbc.ru/digest/index.shtml?business/2006/09/19/31141855 ).
Недавно японский автогигант Toyota объявил о том, что откроет в России собственный банк, который под низкий процент станет кредитовать покупателей автомобилей Toyota и Lexus, а также дилеров этих марок. Известно, что Toyota Bank предложит российским клиентам более привлекательные условия кредитования по сравнению с условиями универсальных розничных банков (см. http://fingames.com.ua/ru/publications/1772 ).

Германо-американский автоконцерн DaimlerChrysler и баварская BMW объявили о намерении создать в России свои финансовые подразделения, которые будут специализироваться на рынке услуг автокредитования. По мнению экспертов, данное событие станет серьезным испытанием на прочность для отечественных банков, работающих в сфере автокредитования (см. http://www.dni.com.ua/news31448.html ).

Финансовые подразделения западных автоконцернов могут предложить российскому потребителю более выгодные условия автокредитования, предлагая кредиты «напрямую», и соответственно имея возможность снижения ставок кредитования по сравнению с российскими банками. Открытие в России собственных банков ведущими западными автоконцернами, очевидно, будет способствовать увеличению конкуренции в сегменте автокредитования, а также формированию более привлекательных клиентских предложений. В данном контексте примечательна мысль, высказываемая некоторыми экспертами рынка относительно того, что российские банки и в будущем сохранят за собой значительную долю рынка автокредитования за счет работы с отечественными производителями автомобилей.
Помимо намерений западных автоконцернов относительно открытия в России собственных финансовых представительств, необходимо отметить, что уже сегодня ведущие европейские производители внедряют на российском рынке автокредитования программы поддержки собственной продукции. В частности, концерном Ford введены ставки 4,9% годовых на покупку в кредит своих автомобилей, для автомобилей Audi действует ставка 5% годовых, субсидируемая самим производителем.
Среди потребителей услуг автокредитования эксперты и представители игроков российского рынка выделяют три основные группы (см. http://www.autonews.ru/ag/article.shtml?r=24/988524&a=3/988503 ):

1. Потребители со средним месячным доходом 1000-2000 долларов США. Это, как правило, менеджер младшего или среднего звена, работающий в известной международной компании, с семьей, имеющий одного или двух детей. Кредиты для таких заемщиков обычно рассчитаны на два года, стоимость приобретаемого в кредит автомобиля составляет 15-20 тыс. долларов США. Часто представители рассматриваемой группы предпочитают воспользоваться спецпрограммами, позволяющими получить кредит без первоначального взноса. Покупатели этой группы составляют до 30% всех клиентов автокредитования (см. рисунок 4).

2. Потребители со средним месячным доходом свыше 3000 долларов США. Типичным представителем этой группы является бизнесмен, имеющий собственное дело в России. Уровень дохода потребителя позволяет профинансировать покупку любого автомобиля стоимостью 20-30 тыс. долларов США. Зачастую у таких заемщиков уже есть автомобиль иностранного производства, который они сдают по системе trade-in и используют вырученные деньги в качестве первоначального взноса. На долю представителей рассматриваемой группы приходится примерно 40% от всех покупок автомобилей в кредит.

3. Потребители со средним месячным доходом менее 1000 долларов США. Это в большинстве случаев автолюбители, не прибегавшие ранее к банковским кредитам. Такие клиенты зачастую незнакомы с банковскими правилами, к тому же не полностью доверяют банкам. На эту категорию приходится до 30% клиентов.


Рисунок 4.

Доли основных групп потребителей на российском рынке автокредитования, % от общего числа кредитов





Источник: http://www.autonews.ru/ag/article.shtml?r=24/988524&a=3/988503



В настоящее время предпочтения потребителей услуг автокредитования все более смещаются в сторону иномарок средней ценовой категории. Если ранее популярностью пользовались кредиты на недорогие иномарки стоимостью 15-20 тыс. долларов США (марки и модели: Hyundai Accent, Mitsubishi Lancer, Toyota Corolla, Suzuki Liana, Ford Focus, Peugeot 206, Nissan Almera и др.), то сегодня спрос плавно смещается в сегмент автомобилей стоимостью 20-40 тыс. долларов США (марки и модели: Mazda 3, Mazda 6, Toyota Avensis, Nissan Primera и др.).

Примечательно, что, наряду с отмеченной тенденцией динамики потребительских предпочтений, основная часть автокредитов по-прежнему берется на приобретение автомобилей эконом-класса. Так, в 2005 году около 50% всех автокредитов было взято на покупку российских машин стоимостью от 5 до 10 тыс. долларов США. На иномарки стоимостью 10-20 тыс. долларов США пришлось чуть менее 20% всех покупаемых в кредит автомобилей. Почти пятая часть кредитов была выдана на покупку более дорогих автомобилей (см. http://fingames.com.ua/ru/publications/1772 ).

В заключение обзора, основываясь на оценках ряда экспертов, представим некоторые основные прогнозы относительно тенденций развития российского рынка автокредитования в ближайшем будущем. Прежде всего, следует ожидать сохранения тенденции роста рынка, поскольку российский парк автомобилей и уровень проникновения автокредитования пока далеки от насыщения. Сегодня в России в среднем на 1000 человек приходится 200 автомобилей, тогда как в странах Европы - 400 автомобилей, в США – 750 автомобилей. Также в пользу развития рынка автокредитования свидетельствуют факты увеличения продаж автомобилей зарубежного производства – в 2006 году число проданных иномарок превысило число проданных отечественных автомобилей, и смещения предпочтений российских автовладельцев в сторону более дорогих иномарок - в 2006 году на автомобили сегмента 10-20 тыс. долларов США пришлось 23% покупок против 18% в 2005 году.
Помимо общего роста рынка автокредитования, одними из основных тенденций ближайшего будущего, вероятно, станут снижение требований к заемщикам и увеличение срока кредитования. Упрощение процедуры выдачи автокредита, дальнейшее расширение ассортимента дополнительных банковских услуг выступят одними из важнейших предпосылок увеличения объемов продаж автокредитов. Смягчение условий по кредитам позволит привлечь на рынок автокредитования более широкие слои населения, в частности, менее обеспеченные слои, которые до сих пор не могли себе позволить покупку автомобиля в кредит.

Также важной тенденцией ближайшего будущего на рынке автокредитования станет активный выход столичных банков в российские регионы.

Одними из основных проблем на российском рынке автокредитования, увеличивающих банковские риски, выступают мошенничество и чрезмерное увлечение некоторых игроков экспресс-кредитованием. Факт мошенничества остается распространенным на российском рынке автокредитов, в настоящее время в среднем 10% заявок на автокредит отклоняются банками по причине мошенничества. Экспресс-кредит представляет на сегодняшний день наиболее рискованный продукт в сфере автокредитования. При этом у некоторых банков в общем объеме кредитов, выданных в 2006 году, доля экспресс-кредитов составила около 60%. По мнению экспертов, при бурном росте банковского сектора в целом и потребительского кредитования в частности разбухание «кармана» экспресс-кредитования в портфелях банков может усилить банковские риски, уже начиная с 2007 года.



Основные выводы по итогам обзора:



 Рынок автокредитования в России динамично развивается, в 2006 году объем рынка в стоимостном выражении составил 7,8 млрд. долларов США. По прогнозам, в текущем году объем рынка автокредитования увеличится почти вдвое и достигнет 14 млрд. долларов США. При сохранении существующих темпов роста рынка можно предположить, что в текущем году уже каждый второй автомобиль на российском рынке будет продаваться с использованием кредитных схем.



 В настоящее время ставки по автокредитам находятся в диапазоне 9-14% годовых по кредитам в валюте и 12-19% по кредитам в рублях Величина кредитной ставки напрямую связана с видом автокредита. На сегодняшний день на российском рынке представлены следующие основные виды автокредитования: классический кредит, экспресс-кредит, беспроцентный кредит, кредит Buy-Back.



 Банки с энтузиазмом относятся к автокредитованию, этот вид кредитования считается наиболее надежным. По результатам работы банков в первом полугодии 2006 года наибольший объем выданных автокредитов показали «Росбанк» и «МДМ-Банк». Наиболее ощутимый скачок по объему выданных автокредитов был отмечен у Национального Банка «Траст» и банка «Русский Стандарт».



 Одной из наиболее актуальных задач для банков, действующих на российском рынке автокредитования, в настоящее время является выход в регионы. Параллельно развитию российских банков набирает силу тенденция к выходу финансовых подразделений западных автоконцернов. Открытие в России собственных банков планируют BMW, DaimlerChrysler, Toyota Motor Corporation. Финансовые подразделения западных автоконцернов могут предложить российскому потребителю более выгодные условия автокредитования, имея возможность снижения ставок кредитования по сравнению с российскими банками.



 Динамика предпочтений потребителей услуг автокредитования в России характеризуется постепенным смещением в сторону иномарок средней ценовой категории. Однако основная часть автокредитов по-прежнему берется на приобретение автомобилей эконом-класса. Так, в 2005 году около 50% всех автокредитов было взято на покупку российских машин стоимостью от 5 до 10 тыс. долларов США.



 В ближайшей и средней временных перспективах следует ожидать сохранения тенденции роста российского рынка автокредитования, поскольку российский парк автомобилей и уровень проникновения автокредитов пока далеки от насыщения. Также одними из основных тенденций развития рынка автокредитования в ближайшем будущем станут проявляющиеся уже сегодня тенденции снижения требований к заемщикам, увеличения срока кредитования, появления новых кредитных продуктов. При этом ценовой аспект конкуренции между банками на рынке автокредитования будет отходить на второй план в связи со схожестью ценовых условий кредитования.



ММЦ "Москва"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности