Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ЧЕБОКСАРЫ"

Год основания: 2005
Руководитель: Красильникова Наталия Андреевна
Штатных сотрудников: 2 человека
Интервьюерская база: 50 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка растительного масла

Обзор российского рынка растительного масла

В 2005 году емкость российского рынка растительного масла составила около 935 млн. литров. Это больше показателей 2004 года на 10%. Соответственно в 2004 году емкость рынка составляла 841,5 млн. литров (рис. 1).

Рисунок 1
Рост емкости рынка растительного масла в 2004 – 2005 гг., млн. литры

Источник: журнал «маркетинговые концепции бизнеса» 2006 г. http://www.zondmarket.ru/?p=997&r=1&t=1&idt=47

В денежном выражении в 2006 г. емкость масложирового рынка оценивается в 2,5 млрд. рублей. В целом рынок растительного масла эксперты оценивают как насыщенный, но существуют наиболее перспективные сегменты, которые практически не сформированы. В первую очередь это сегмент премиум и сегмент частных марок, так как это связано с развитием сетевых розничных структур. Источник: http://www.foodmedia.ru/index.php?space=4&article=484&sym_pos=5491.

Наиболее крупными игроками на российском рынке растительного масла являются Bunge Ltd., ОАО «Валуйский комбинат растительных масел», ОАО «Краснодарский МЖК», ЗАО АПИК «Эфко» и АПГ «Юг Руси». На долю этих производителей приходится 52,5% рынка растительного масла. У каждой из этих кампаний 80-90% объема продаж обеспечивается одной основной маркой. У ОАО «Валуйский комбинат растительных масел» этим брендом является марка «Милора», у ОАО «Краснодарский МЖК» - марка «Аведов», у компании Bunge 2 бренда: «Олейна» и Ideal. Кроме крупных общероссийских кампаний в каждом регионе существуют и занимают не последнее место в объемах продаж местные региональные компании. Например, компания МЭЗ «Рабочий» (марка «Отменное») или в южных регионах компания «Sigma» (бренд «Корона изобилия»). На Урале компания «Aceitera General Dehera» (марка Natura). Источник: обзор аналитика П. Парамонова, компания «Бизнес Аналитика» 06.2006 http://businessanalytica.ru/ru/bin/Oil_06_2006.doc. К крупным производителям растительного масла также относятся: компания «Русская Бакалея» (Россия), «Cereol» (Франция), «AGD» (Аргентина), «WJ» (США). Данные компании имеют свои собственные бренды и развитую дистрибьюторскую сеть. Источник: журнал «Деловой мир» business.dp.ua/cons/data/20061107_2.htm. В сегменте оливкового масла доминируют иностранные кампании. Основными импортерами оливкового масла являются: «Acorsa SCA», «Carbonell de Cordoba», «Aceites Borges Pont», «S.A.», «Olive Line International», «S.L.» (ТМ Maestro De Oliva).
По прогнозам немецкого аналитического агентства «Oil World», импорт пяти видов основных растительных масел к 2008 г. увеличится до 6,23 млн. т. Источник: агентство «INFOLine» 2006 г. http://www.d2d.ru/DIR00/117217.htm.

На рынке отмечается явная активизация организаций оптовой торговли. По этому каналу приобретают товар и перерабатывающие предприятия, и рядовые потребители. Основным источником поступления продукции в оптовую торговлю являются предприятия своего региона, которые формируют до 90% всей покупки продукции оптовыми организациями.
Что же касается мирового рынка подсолнечного масла, то здесь основными конкурирующими странами становятся Украина, Россия и Аргентина.

Российский рынок подсолнечного масла ориентирован по трем направлениям:
1. Продажа населению и потребление в системе общественного питания;
2. Использование в масложировой, консервной и рыбных отраслях;
3. Использование для производства ЛКМ и мыла. Источник: Концепт Центр, http://www.bupr.ru/?mi/index.php?ig=numb&n=1093775

Эксперты прогнозируют дальнейший рост конкуренции на рынке, о чем свидетельствует тенденция роста доли рынка крупных компаний и сокращение доли локальных производителей.
Наибольшим спросом на рынке растительного масла пользуется подсолнечное масло. В 2005 году доля этого сегмента увеличилась на 2,2% и составила 86% рынка. На втором месте по потреблению находится кукурузное масло, занимающее 4,8% рынка. Доля этого вида масла также показывает положительные темпы роста, хотя по цене оно более дорогое, чем подсолнечное. Сегмент оливкового масла по объему занимает 0,6% рынка. Все оливковое масло, представленное на российском рынке, импортируется из-за границы и относится к сегменту премиум (средняя цена за 1 литр составляет 250 - 270 рублей). На долю другого растительного масла (рапсовое, соевое, арахисовое, хлопковое и т.д.) приходится 8,5% рынка (рис. 2).

Рисунок 2
Структура рынка растительного масла в 2005 году, %

Источник: обзор аналитика П. Парамонова, компания «Бизнес Аналитика» 06.2006 http://businessanalytica.ru/ru/bin/Oil_06_2006.doc

Ценовая структура рынка растительного масла выглядит следующим образом. Наиболее дорогим является оливковое масло. Стоимость 1 литра оливкового масла в среднем составляет 266,55 руб. На втором месте находится кукурузное масло. Цена за 1 литр кукурузного масла составляет 46,03 руб. На третьем месте по стоимости находится подсолнечное масло, 1 литр которого стоит 38,79 руб. Стоимость таких масел, как рапсовое, соевое, арахисовое, хлопковое и т.д. составляет 37,52 руб. (рис. 3)

Рисунок 3
Ценовая структура рынка растительного масла

Источник: обзор аналитика П. Парамонова, компания «Бизнес Аналитика» 06.2006 http://businessanalytica.ru/ru/bin/Oil_06_2006.doc.

Уровень потребления растительного масла зависит от региона. Региональная структура рынка растительного масла существенно отличается от общероссийской. На Северо-западе доля кукурузного масла существенно выше среднего по стране и составляет 10,1%. На юге доля кукурузного масла немного ниже и составляет 7,2% рынка. В Московском регионе доля кукурузного масла составляет 6,1% рынка. В уральском регионе – 3,2%, в центральном регионе – 3,1%, в дальневосточном регионе – 2,7%, в Сибири – 1,7% (рис. 3). Анализируя вышеуказанные данные, можно проследить уменьшение доли кукурузного масла в отдаленных северных и дальневосточных регионах. Такую тенденцию эксперты связывают с невозможностью выращивания этой культуры в отдаленных регионах, а также близостью к другим странам (например Китаю), которые импортируют в эти регионы другие растительные масла, тем самым формируя на них спрос.

Уровень потребления кукурузного масла в зависимости от региона, %

Источник: обзор аналитика П. Парамонова, компания «Бизнес Аналитика» 06.2006 http://businessanalytica.ru/ru/bin/Oil_06_2006.doc.

Доля оливкового масла наиболее высока в Москве – 1,4% рынка. Немного меньше в Северо–западном регионе – 1% в основном за счет Санкт – Петербурга. В Дальневосточном регионе доля оливкового масла составляет 0,6% рынка. На Урале и Юге его доля составляет по 0,5%. В центральном регионе – 0,4%. В Сибири – 0,2% (рис.4).
Высокие темпы роста и высокая, по сравнению со средней по стране, доля оливкового масла в Северо-западном и Центральном регионах в целом объясняются более высокими доходами жителей мегаполисов. Для остальных потребителей растительных масел оливковое масло остается несомненно дорогим продуктом.

Рисунок 4
Уровень потребления кукурузного масла в зависимости от региона, %

Источник: обзор аналитика П. Парамонова, компания «Бизнес Аналитика» 06.2006 http://businessanalytica.ru/ru/bin/Oil_06_2006.doc.

Что касается подсолнечного масла, то его потребление равномерно распределено по всем регионам. Эксперты рынка растительного масла объясняют это привычкой россиян к подсолнечному маслу. Однако в некоторых регионах она все же значительно меньше ем в других. Например, на Дальнем востоке доля подсолнечного масла составляет 66,4%, а доля другого растительного масла там же занимает 30,3% (рисунок 5). Эксперты объясняют это тем, что регион удален от основных областей выращивания подсолнечника, а также близостью Китая, поставляющего дешевое сырье для производства именно других видов растительного масла.

Рисунок 5
Уровень потребления подсолнечного и другого масла в зависимости от региона, %

регионы

Подсолнечное масло, %

Другое масло, %

Дальний Восток

66,4

30,3

Москва

88,1

4,3

Северо-Запад

71,7

17,2

Сибирь

86,0

12,1

Урал

89,7

6,7

Центр

92,4

4,1

Юг

88,7

3,5

Источник: по материалам журнала «маркетинговые концепции бизнеса» 2006 г. http://www.zondmarket.ru/?p=997&r=1&t=1&idt=47.

К 2006 году производители растительного масла воспитали в потребителях приверженность к рафинированному подсолнечному маслу. На долю рафинированного масла уже приходится 85% рынка. Объемы продаж также зависят от объема упаковки. Литровые упаковки масла пользуются наибольшим спросом. На их долю приходится 74,5% рынка. Упаковки объемом от 0,5 до 1 литра занимают 16,4%, масло фасовкой 0,5л занимает 2,9% рынка, по 2,3% рынка приходится на тару объемом менее 0,5л и более 5л, 1,6% рынка растительных масел занимает растительное масло расфасованное в тару объемом 1 – 5 л (рис. 6).

Рисунок 6
Распределение объемов продаж растительного масла по объему тары

Источник: журнал «маркетинговые концепции бизнеса» 2006 г. http://www.zondmarket.ru/?p=997&r=1&t=1&idt=47.

Основные выводы:
• В 2004 году емкость российского рынка растительного масла составила 841,5 млн. литров. В 2005 году емкость рынка увеличилась до 935 млн. литров.
• В денежном выражении в 2006 г. емкость масложирового рынка оценивается в 2,5 млрд. рублей.
• Наиболее крупными игроками на российском рынке растительного масла являются «Bunge Ltd», ОАО «Валуйский комбинат растительных масел», ОАО «Краснодарский МЖК», ЗАО АПИК «Эфко» и АПГ «Юг Руси», Русская Бакалея (Россия), «Cereol» (Франция), «AGD» (Аргентина), «WJ» (США).
• К 2008 году импорт пяти видов основных растительных масел увеличится до 6,23 млн. т.
• Основным источником поступления продукции в оптовую торговлю являются предприятия своего региона, которые формируют до 90% всей покупки продукции оптовыми организациями.
• В 2005 году доля сегмента подсолнечного масла составила 86% рынка. Кукурузное масло занимает 4,8% рынка. Оливковое масло занимает 0,6% рынка. Другое растительное масло (рапсовое, соевое, арахисовое, хлопковое и т.д.) занимает 8,5% рынка
• Наиболее дорогим является оливковое масло. Стоимость 1 литра оливкового масла в среднем составляет 266,55 руб. Цена за 1 литр кукурузного масла составляет 46,03 руб. 1 литр подсолнечного масла стоит 38,79 руб. Стоимость таких масел, как рапсовое, соевое, арахисовое, хлопковое и т.д. составляет 37,52 руб.
• Литровые упаковки масла пользуются наибольшим спросом. На их долю приходится 74,5% рынка. Упаковки объемом от 0,5 до 1 литра занимают 16,4%, масло фасовкой 0,5л занимает 2,9% рынка, по 2,3% рынка приходится на тару объемом менее 0,5л и более 5л, 1,6% рынка растительных масел занимает растительное масло расфасованное в тару объемом 1 – 5л.
• Рафинированное масло занимает 85% рынка.

ММЦ "Москва"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности