По подсчетам экспертов рынка, за все время существования сотовой связи в России в розницу было продано 126,1 млн. сотовых телефонов. Так, в первой половине 2004 года доля пользователей мобильной связи в нашей стране достигла 47%, а количество проданных телефонов на рассматриваемый период составило 27 миллионов аппаратов. При этом, доля продаж в Москве по сравнению с регионами составила 35% (по материалам компании «Евросеть» и http://telecom.compulenta.ru/182969).
В середине 2005 года исследовательская компания «ROMIR Monitoring» провела исследование, согласно которому 52% взрослого населения России пользуется мобильными телефонами. Тогда же было установлено, что помимо обычных телефонных разговоров «мобильные» россияне активно пользуются дополнительными услугами связи, обилие которых предлагают операторы и различные провайдеры. Так, например, две трети "мобильных" россиян (67%) пользуются услугой получения и отправки SMS-сообщений, а каждый пятый пользователь мобильным телефоном (21%) скачивает мелодии, доступ в Интернет через GPRS используют 15%. Иными словами, все большей популярностью пользуются высокотехнологичные модели - современные модные и стильные телефоны с расширенным набором функций (по материалам: http://www.atlant.ru/opt/stati_2268.htm и http://www.sostav.ru/news/2005/08/10/r1). Следовательно, наличие как можно большего количества дополнительных функций в телефоне делает его наиболее желаемым для покупателя, а постоянное обновление производителями модельного ряда и расширение функциональных возможностей телефонов является двигателем роста продаж на рассматриваемом рынке.
Существенный рост продаж мобильных телефонов фиксируется на протяжении последних нескольких лет, и объясняется желанием приобретать новые сотовые телефоны взамен старых. Так, например, покупки телефонов на замену в 2004 году составили 38% рынка, в первой половине 2005 года мобильники поменяли 58% россиян, а в 2006 году на обновление моделей пришлось 73% продаж всех телефонов, что говорит о насыщенности рынка (по материалам: http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=733315, http://www.atlant.ru/opt/stati_2268.htm и http://www.astera.ru/reviews/?id=43235).
Аналитики и эксперты рынка склонны считать, что покупательская способность россиян во многом обуславливается услугой "Потребительское кредитование". Так, по данным компании «Евросеть», в 2006 году доля выручки от продаж в кредит составила около 25%, а всего в кредит было продано около 5,3 млн. шт. сотовых телефонов или 18% от всех продаж. Для сравнения: в 2005 году доля выручки от продаж в кредит составила 20%, а всего в кредит было продано около 15% (источник: http://www.advertology.ru/index.php?name=News&file=article&sid=40948).
Рисунок 1.
Объем российского рынка розничных продаж мобильных телефонов в натуральном и денежном выражениях.**
Согласно мнению специалистов компании «Евросеть», потребительское кредитование заметно сдерживает падение спроса, увеличивая число "импульсивных" покупок телефонов одновременно с ростом средней стоимости на них. По оценке розничной сети, если бы не предоставление кредитов, объем продаж сотовых телефонов в 2006 году был бы на 10% меньше, а так общий объём выручки от розничных продаж сотовых телефонов в кредит составил 1,38 млрд. долларов, что на 25% больше выручки от этих продаж 2005 году (по материалам: http://www.astera.ru/reviews/?id=43235 и http://www.advertology.ru/index.php?name=News&file=article&sid=40948).
Характерной чертой российского мобильного рынка при его насыщенности является рост продаж в денежном выражении при снижении продаж в количественном выражении. Так, сотовый ритейлер «Евросеть» отметил, что объем розничных продаж сотовых телефонов в 2006 году снизился на 14% по сравнению с 2005 годом, а средняя розничная цена при этом увеличилась почти на 18% и составила $ 193. Остальные ритейлеры дают схожие оценки рынка: рост объема продаж в денежном выражении при снижении продаж в количественном выражении. Например, в "Цифрограде" считают, что уменьшение числа проданных телефонов оценивается в 9%. В "Связном" подчеркивают, что денежные объемы рынка растут за счет дорогих моделей (см. рис. 2) (по материалам компании «Евросеть» и http://www.astera.ru/reviews/?id=43235).
Рисунок 2.
Распределение долей розничных продаж сотовых телефонов в России в 2006 году по ценовым категориям. ***
Модели до $100 остаются важной составляющей рынка, как в крупных городах, так и в регионах. В то же время, доступность потребительских кредитов и процесс обновления моделей смещают средние сегменты рынка в сторону более высоких ценовых категорий, особенно в Москве. Спрос смещается в сторону более дорогих моделей, наиболее активно увеличивается доля моделей ценового сегмента от $$ 100 до 300 за счет снижения доли моделей бюджетного уровня, причем доля поставок терминалов ценового сегмента $$ 200-300 в 2006 году превзошла все остальные (по материалам: http://www.umity.ru/?rubric=57&id=1802 и http://www.sony-ericsson.ru/index.php?dn=news&re=print&id=77).
Так, в пятерку наиболее продаваемых моделей телефонов на начало 2005 года входили популярные модели низкого и среднего ценовых сегментов: Siemens A52, Samsung X100, Siemens C65, Samsung C200, Motorola C115 (см. табл. 1). По наблюдению «Mobile Research Group», особенной популярностью среди российских потребителей сотовых телефонов на данный момент пользуются модели таких производителей как «Nokia», «Samsung», «Motorola», «BenQ-Siemens» и «Sony Ericsson», обеспечивших в 2006 году 89,5% поставок мобильных телефонов (по материалам: http://www.sostav.ru и http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=458828&fid=0).
Таблица 1.
Самые популярные телефоны в 1 квартале 2005 года.*
Основным игроком рынка в 2006 году являлась компания «Nokia», доля продаж телефонов этого бренда составила 25,4% (см. рис. 3). На втором месте по продажам находилась компания «Samsung», - 22,6% рынка. Далее следовали «Motorola» (15,3%), «BenQ-Siemens» (12,3%) и «Sony Ericsson» (11,9%) (по материалам журнала «Коммерсантъ-Daily», http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=458828&fid=0).
Примечательно, что до 2005 года лидерами рынка являлись только первые четыре компании, поставлявшие в 2004 году 77% терминалов. Причем в рассматриваемый период первенство на рынке принадлежало компании «Motorola» благодаря модели Motorola C20x, а «Samsung» и тогда удерживала вторую позицию. «Sony Ericsson», заняв в 2005 году пятое место, присоединился к лидерам рынка, которые обеспечили 85% объема поставок телефонов. Как отмечают в Mobile Research Group, крупнейшим из поставщиков телефонов в Россию тогда был южнокорейский «Samsung» (доля продаж - 23,58%), на втором месте - финская «Nokia» (доля продаж - 21,79%), на третьем - американская «Motorola» (доля продаж - 19,80%) (по материалам: http://express.kirov.ru/news/?n=17058 , http://www.m-marketing.ru/market/info/news1684.html и http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=458828&fid=0).
Рисунок 3.
Распределение долей продаж сотовых телефонов на рынке России в 2006 году. ****
Выводы:
• Эксперты рынка констатируют насыщение и концентрацию рынка. Среди игроков рынка четко определились как компании – поставщики, занимающие лидирующие позиции («Nokia», «Samsung», «Motorola», «BenQ-Siemens» и «Sony Ericsson»), так и ритейлеры, контролирующие почти 4/5 рынка («Евросеть», «Связной», «Диксис», «Цифроград», «Беталинк»).
• Мобильными телефонами в России пользуется более половины населения страны. Причем, потребители становятся все более требовательными к функциональным характеристикам и дизайну телефонных трубок.
• Основным катализатором покупательской способности является услуга потребительского кредитования, благодаря которой спрос смещается в сторону дорогостоящих моделей телефонов (от $$ 200 до 300), особенно это характерно для жителей Москвы и крупных городов. Поэтому при замедлении роста рынка в количественном выражении рынок растет в долларовом эквиваленте.