Фитнес-индустрия сегодня во всем мире переживает бум. По оценке экспертов, по темпам развития фитнес-индустрия занимает второе место в мире после высоких технологий. Вложения в здоровье и красоту являются сегодня самыми серьезными и окупаемыми. В 2005 году доход мировой фитнес-индустрии достиг 39,1 млрд. долларов, а число приверженцев здорового образа жизни -85 млн. человек. Наиболее активными спортсменами являются американцы, канадцы и норвежцы, в России уровень спортивной активности жителей довольно низок. Так, в США, которые являются мировым лидером в данной области, доля населения, занимающегося физической культурой, составляет 40%, в России - около 15% (по материалам резюме аналитического отчета «Российский рынок фитнес-услуг», http://marketing.rbc.ru/rev_short/1075319.shtml , статьи «Лучшие фитнес-клубы Москвы», http://rating.rbc.ru/article.shtml?2006/11/10/31250561 и «Обзора российского рынка фитнес-услуг» компании Symbol-Marketing для журнала «Les Nouvelles Esthetiques», сентябрь-октябрь, №5 (2006), http://symbol-marketing.ru/pub.php?id=116).
По данным MAGRAM Market Research, на сегодняшний день около 3% москвичей и 1,5% петербуржцев регулярно занимаются фитнесом. В Лондоне количество сторонников фитнеса достигает 26%, в Париже 15% (диаграмма 1).
Диаграмма 1. Доля среди населения крупных городов, регулярно занимающихся фитнесом*
Объем российского рынка фитнес-услуг в 2003 году оценивался специалистами в 300-350$ млн, в 2004 — в 420-500$ млн, на конец 2005 года – в 550-600$ млн (диаграмма 2).
Диаграмма 2. Динамика роста российского рынка фитнес-услуг в 2003-2005 годах, $ млн.**
Несмотря на относительно небольшое число россиян, пользующихся фитнес-услугами, темпы роста отечественного рынка фитнес-индустрии достаточно высоки. Основными факторами роста рынка являются рост платежеспособности населения, а также увеличение числа приверженцев здорового образа жизни. Развитие рынка услуг фитнес-клубов происходит за счет трех основных направлений: улучшение качества технического оснащения фитнес-центра, индивидуализация отношения к клиенту, введение новых эксклюзивных или популярных массовых тренировочных программ.
На данный момент на территории России функционируют, по разным оценкам, от 1200 до 1500 фитнес-клубов, из которых примерно треть расположена в Москве. Разброс в оценках вызван тем, что в некоторых случаях при подсчете учитываются спортивные клубы. По данным компании Symbol-Marketing, в клубах занимается около 2,5% населения, т.е. более 3 миллионов человек. По оценкам Magram Market Research, в целом рынок фитнес-услуг ежегодно растет на 40%, и к 2010 году количество фитнес-клубов в стране достигнет уже 2,5 тыс., то есть станет в два с половиной раза больше, чем сегодня (по материалам статьи «Лучшие фитнес-клубы Москвы», http://rating.rbc.ru/article.shtml?2006/11/10/31250561, «Обзора российского рынка фитнес-услуг» компании Symbol-Marketing для журнала «Les Nouvelles Esthetiques», сентябрь-октябрь, №5 (2006), http://symbol-marketing.ru/pub.php?id=116 и статьи «Рынок фитнес-услуг в РФ ежегодно растет на 40%» из газеты
«Маркетинг и практика предпринимательства», № 26 (197) от 25.12.2006, http://businesspress.ru/newspaper/article_mId_39_aId_404551.html).
По данным исследования, проведенного агентством Amiko, на московском рынке работают 500–600 клубов, однако в исследовании допускается, что их количество может достигать 2 тыс., если считать и заведения площадью менее 100 кв. м. Анализ рынка фитнес-центров Москвы, проведенный агентством Amiko, показал, что почти половина спортивных учреждений позиционируются как фитнес-центры (диаграмма 3), кроме этого, на рынке присутствуют и такие формы, как фитнес-клубы, фитнес-студии, спорт-клубы, спорт-центры, спортивно-развлекательные и спортивно-оздоровительные клубы и другие (по материалам http://www.allbe.ru/2006/10/25/rynok_fitnesuslug.html и исследования агентства Amiko, http://www.bsplan.ru/marketing.phtml?a=researchfull&id=43).
Диаграмма 3. Доли по классам фитнес-учреждений Москвы, %***
Ситуация на рынке фитнес-услуг в крупных городах и в регионах различна. В Москве рынок достаточно хорошо сегментирован – там присутствуют фитнес-клубы от премиум-сегмента до демократичного, в Петербурге рынок пока не прошел период сегментирования по ценовым категориям и по ориентации клубов на того или иного клиента, а в регионах рынок фитнес-услуг остается практически незаполненным. В последнее время новые фитнес-центры premium-класса чаще совмещаются с элитными жилыми комплексами, а клубы эконом-класса включены в крупные торговые центры. Характерно также широкое распространение фитнес-сетей, в том числе по франчайзингу (по материалам статьи «Рынок фитнес-услуг в Петербурге насыщен лишь на треть», http://www.stockmap.ru/news/0210114826/, «Обзора российского рынка фитнес-услуг» компании Symbol-Marketing для журнала «Les Nouvelles Esthetiques», сентябрь-октябрь, №5 (2006), http://symbol-marketing.ru/pub.php?id=116).
На рынке фитнес-услуг можно выделить три сегмента в зависимости от цены услуги за месяц: нижний, средний и премиум (таблица 1).
Таблица 1. Ценовые сегменты рынка фитнес-услуг **
Ценовой сегмент Стоимость занятий в месяц (в у.е.)
Первые фитнес-клубы, которые появлялись в Москве, относились к премиум- сегменту. Так первой была сформирована ниша «премиум», что объясняется более высоким уровнем доходности, чем работа в классе «масс-маркет». В 2006 году на клубы высшей категории, стоимость годовой карты в которых колеблется от $1,5 тыс. и выше, по данным Magram Market Research, приходилось 72% оборота столичного рынка фитнеса, по данным Symbol-Marketing – более 80%. В связи со стремительным развитием, в этом сегменте развернулась жесткая конкуренция, которая стимулирует клубы к использованию различных маркетинговых ходов, таких как, например разработка уникальных программ тренировок или проведение занятий на эксклюзивном оборудовании.
Освоение ниши среднего и эконом-класса началось после насыщения этой части рынка и даже сейчас идет достаточно медленно. Пока сегмент клубов для среднего класса остается незаполненным, и по оценке Reebok-Fitness, степень его насыщения равна 50-60%, а эластичность и емкость сегмента довольно высокая. Сейчас в этом секторе рынка идет основная конкурентная борьба за клиента. Эксперты считают, что наибольшие возможности для расширения бизнеса дает именно средняя ценовая ниша и по прогнозам маркетингового агентства Abarus, рост в ней начнется в 2009–2010 годах
В нижнем сегменте уровень культуры фитнеса и спорта невысок, это так называемые «качалки», однако этот сегмент уже начал расти и его емкость сейчас превысила 70 – 80%. В настоящее время конкуренция здесь гораздо жестче, чем в более высоких ценовых нишах (по материалам http://www.allbe.ru/2006/10/25/rynok_fitnesuslug.html, статьи «Как фитнес-клубы привлекают клиентов», http://www.ko.ru/document.asp?d_no=4541, «Обзора российского рынка фитнес-услуг» компании Symbol-Marketing для журнала «Les Nouvelles Esthetiques», сентябрь-октябрь, №5 (2006), http://symbol-marketing.ru/pub.php?id=116 и статьи «Рынок фитнес-услуг в РФ ежегодно растет на 40%» из газеты «Маркетинг и практика предпринимательства», № 26 (197) от 25.12.2006, http://businesspress.ru/newspaper/article_mId_39_aId_404551.html).
Согласно результатам исследований агентства Magram Market Research, спрос на здоровый и активный образ жизни растет и в регионах. Основной проблемой развития фитнеса в регионах помимо невысокой платежеспособности населения является непонимание потенциальными клиентами важности спорта в их жизни. Однако постепенно фитнес-индустрия приходит в регионы и завоевывает популярность. По оценкам специалистов агентства Amiko, в ближайшие годы основной рост будет обеспечиваться за счет регионов, темпы роста столичного рынка будут невысокими (по материалам http://www.allbe.ru/2006/10/25/rynok_fitnesuslug.html, статей «Рост российского рынка фитнес-услуг составляет 40 % в год», http://www.fitnessunion.ru/?News&ID=39 и «Здоровый бизнес», http://www.ko.ru/document.asp?d_no=10760).
В настоящее время на рынке присутствуют отдельные, самостоятельные клубы и сетевые игроки, причем последних, по оценке компании Symbol-Marketing, меньше. Например, в некоторых районах Москвы нет ни одного сетевого фитнес-клуба, в то время как обычных спортивных заведений достаточно много.
По данным компании Symbol-Marketing, крупнейшими сетевыми игроками рынка являются «Планета Фитнес», World Class (годовой оборот в 2005 году составил 55 млн.долларов), «Р-Фитнес» (годовой оборот в 2005 году - около 15 млн. доллров), Orange Fitness, «Марк Аврелий» и Master Gym.
В последние годы наметилась тенденция выхода московских фитнес-сетей на региональный рынок, в основном, в города-миллионники (таблица 2).
Таблица 2. Фитнес-сети, имеющие клубы в городах-миллионниках **
** по данным компании Symbol-Marketing, http://symbol-marketing.ru/pub.php?id=116
Укомплектованность столичного рынка фитнес-клубами и конкуренция в больших городах заставляет крупных сетевых игроков продумывать новые стратегии продаж клубных карт. В условиях конкуренции они вынуждены уменьшать стоимость услуг, а клиентская база прирастает за счет освоения новых регионов. Фитнес-операторы стараются удержать «старых» клиентов, так как привлечение новых обходится дороже (по материалам статьи «Лучшие фитнес-клубы Москвы», http://rating.rbc.ru/article.shtml?2006/11/10/31250561 и «Обзора российского рынка фитнес-услуг» компании Symbol-Marketing для журнала «Les Nouvelles Esthetiques», сентябрь-октябрь, №5 (2006), http://symbol-marketing.ru/pub.php?id=116).
Исследования, проведенные компанией Symbol-Marketing, свидетельствуют о том, что самой активной группой посетителей являются женщины до 30 лет. Мужчины реже посещают фитнес-центры, и в основном, до 35 лет. После 40 лет спортивная активность населения снижается: только около 11% мужчин и 9% женщин старше 40 лет посещают фитнес-клубы.
Основным мотивом посещения фитнес-клуба для большинства посетителей является стремление поддерживать хорошую форму и снизить вес. В то же время, кроме оздоровительной, фитнес выполняет еще и социальную функцию, так как фитнес-центр - это место общения людей, которые много работают, и у них мало личного времени. Помимо тренировок, клиенты получают удовольствие от общения с приятными людьми, от интересного и с пользой проведенного времени. Немаловажным фактором является и снятие напряжения или стресса, расслабление после тяжелого дня.
Таким образом, если раньше на первом месте среди наиболее значимых факторов выбора фитнес-клуба были цена и удобство расположения, то сейчас эти критерии остаются на предпоследних местах. Теперь при выборе фитнес-клуба 95% потенциальных посетителей хотят, чтобы спортивное учреждение имело как высококачественное оборудование (новые тренажеры, большое количество разнообразных спортивных снарядов), так и прекрасное обслуживание (не только со стороны тренеров, но и со стороны администрации), тогда как известное имя, напротив, не так важно.
По данным администраций клубов, большинство новых клиентов приходят в фитнес-центры по рекомендациям знакомых и друзей, поэтому менеджеры по продажам все чаще говорят о соблюдении жесткого стандарта качества.
Так, например, в каждом клубе сети World Class Fitness работают пять менеджеров по продажам. В их ежедневные задачи входит прозвон 50 потенциальных клиентов, проведение 15 презентаций для пришедших в первый раз посетителей и просьба о рекомендации их еще пятерым потенциальным клиентам. Из рекомендаций формируется база потенциальных клиентов, которая впоследствии обзванивается (по материалам «Обзора российского рынка фитнес-услуг» компании Symbol-Marketing для журнала «Les Nouvelles Esthetiques», сентябрь-октябрь, №5 (2006), http://symbol-marketing.ru/pub.php?id=116 и статьи «Как фитнес-клубы привлекают клиентов», http://www.ko.ru/document.asp?d_no=4541).
В настоящее время специалисты прогнозируют расширение бизнеса фитнес-центров за счет увеличения количества клубов среднего ценового сегмента, бурный рост в котором ожидается в 2009-2010 годах. Наиболее перспективными регионами для строительства демократичных и качественных спортивных учреждений, предлагающих годовой абонемент по цене от 900 до 1600$, являются Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Поволжье и Западная Сибирь.
Для достижения наибольшего коммерческого успеха фитнес-клуба следует делать акцент на удержании постоянных клиентов с одновременным привлечением в клуб клиентов из новых сегментов. Основными стратегиями операторов на рынке фитнес-услуг являются выбор удобного местоположения клуба, поддержание высокого уровня качества, своевременное обновление оборудования, проведение гибкой ценовой политики (по материалам резюме аналитического отчета «Российский рынок фитнес-услуг» http://marketing.rbc.ru/rev_short/1075319.shtml и «Обзора российского рынка фитнес-услуг» компании Symbol-Marketing для журнала «Les Nouvelles Esthetiques», сентябрь-октябрь, №5 (2006), http://symbol-marketing.ru/pub.php?id=116).
Основные выводы:
o Несмотря на то, что по числу граждан, занимающихся спортом, Россия значительно уступает США и европейским странам, темпы роста отечественного рынка фитнес-услуг стремительны.
o Количество сторонников активного образа жизни в России с каждым годом увеличивается, а оборот российского рынка фитнес-услуг растет на 40% в год.
o В первую очередь на рынке фитнес-услуг была сформирована ниша «премиум». Но вести здоровый образ жизни хотят не только состоятельные люди, а также представители среднего класса. Именно они обеспечат в будущем основной прирост рынку, поскольку средний сегмент в настоящее время начал активно развиваться.
o На рынке присутствуют как самостоятельные клубы, так и сетевые игроки. Сетевые участники рынка активно осваивают крупные города, в то время как в регионах развитие рынка фитнеса идет достаточно медленно.
o Активной группой посетителей является молодежь до 30-35 лет, людей старше 40 лет встретить в фитнес-клубе достаточно сложно. Поддержание хорошей физической формы и снижение веса – один из основных мотивов посещения фитнес-клуба.