Объем российского фармацевтического рынка демонстрирует положительную динамику. В 2003 году он составил 5,5 млрд. долларов, к 2004 году объем фармрынка увеличился на 15% и составил 6,35 млрд. долларов. В 2005 году темпы роста увеличились на 30% и объем рынка составил 8,25 млрд. долларов, в 2006 году - 9,8 млрд. долларов. Эксперты фармрынка прогнозируют его дальнейший рост. По их оценкам к 2010 году объем увеличится на 70 – 90% и достигнет 16 млрд. долларов источник: http://www.fa-standart.ru/pic/ROSTA_MEMO_29_march.pdf (рис. 1).
Рисунок 1
Объем российского фармацевтического рынка в 2003 – 2005 гг., млрд. долларов
Увеличение темпов роста российского фармацевтического рынка связано с потреблением более дорогих лекарственных препаратов и появления новых сегментов – биологически активных добавок (БАД), косметики и средств гигиены. Что касается некоммерческой стороны фармарынка то здесь основным фактором, влияющим на рост рынка является распространение информации об инновационных лекарственных средствах в рамках программы Дополнительного Лекарственного Обеспечения. Оборот программы составил в 2005 году 1,4 млрд. долларов, в 2006 году он вырос до 2,5 млрд. долларов за счет качественного изменения структуры потребления медикаментов. Источник: http://www.fa-standart.ru/pic/ROSTA_MEMO_29_march.pdf
Доля импортируемых на российский рынок готовых лекарственных средств составляет до 72,5% в стоимостном и 31% в натуральном выражении. Источник: http://www.fa-standart.ru/pic/ROSTA_MEMO_29_march.pdf. Основной страной-поставщиком ЛС в Россию является Германия. Доля препаратов, произведенных в Германии, на российском рынке составляет 15,3%. Доля Франции на российском фармарынке составляет 11,8%, Великобритании - 8,3%, Швейцарии – 8,14%, США – 8,8% Австрии - 6,52%, Венгрии - 6,04%, Словении - 5,33%, Индии – 5,25%, Бельгии - 3,47% (рис. 2).
Рисунок 2
Доля иностранных производителей на российском фармацевтическом рынке в 2005 г., %
Эксперты фармацевтического рынка отмечают, что затраты на лекарственные средства на душу населения наиболее высоки в центральном федеральном округе и составляют в среднем 93 доллара. Наименьшие затраты на лекарственные средства приходятся на южный федеральный округ – 27 долларов (рис. 3). Однако эти цифры пока еще ниже, чем в Европе.
Рисунок 3
Потребление лекарственных средств на душу населения в регионах Российской Федерации в 2005 году, в долларах
На российском фармацевтическом рынке присутствует множество производителей. Основными из них являются: «Новартис», «Санофи-Авентис», «Сервье», «Берлин Хеми», «Пфайзер», «Фармстандарт», «Гедеон Рихтер», «Никомед», «КРКА», «РОШ», «Солвей фарма», «Шерринг АГ», «Янссен-Силаг», «Плива», «Нижфарм», «Ратиофарм», «Актавис», «Софарма».
По объему продаж лидирует «Новартис». Ее доля от общего объема продаж составляет 4,87%. Доля компании «Берлин Хеми» составляет 3,77% от общего объема продаж, доля компании «Пфайзер» - 3%, «Гедеон Рихтер» - 2,49%, «Никомед» - 2,46%, «КРКА» - 2,31%, «РОШ» - 1,64%, «Янссен-Силаг» - 1,27%, «Нижфарм» - 1,17%, «Ратиофарм» - 1,14%, «Актавис» - 1,09%, «Софарма» - 1,05% (рис 4).
Рисунок 4
Компании производители и их доли в общем объеме продаж в 2005 г., %
Помимо производителей, немаловажными игроками на фармацевтическом рынке являются дистрибьюторы. В 2006 году насчитывалось более тысячи дистрибьюторов, работающих на российском фармацевтическом рынке. Первым 10 дистрибьюторским компаниям принадлежит более 90% рынка. Лидером является компания «Протек». Ей принадлежит 22,96% рынка. На втором месте компания «Сиа Интернейшнл» - 22,56%, компания «Роста» -9,89%, «Биотек» - 9,21%, «Катрен» - 7,64%, «Аптека Холдинг» - 5,35%, «Морон» - 4,01%, «Шрея» - 3,47%, «Генезис» - 3,41%, «Интеркэр» - 2,13%, прочие – 9,19% (рис. 5).
Рисунок 5
Структура российского фармацевтического рынка по дистрибьюторам в 2006г., %
За последние несколько лет доля крупнейших дистрибьюторов стабильно растет. Эксперты связывают это с тенденцией концентрации в сегменте дистрибьюторов.
С внедрением новых маркетинговых технологий в 2006 году аптечные сети значительно расширились. Рост продаж по наиболее крупным сетям составил 41%, а количество аптечных точек в сетях в том же году выросло на 23%.
Абсолютный лидер по количеству розничных точек является аптечная сеть “Аптеки 36,6”. В 2005 году в ее управлении находилось 445 аптек. В 2006 году количество аптек увеличилось до 838, что дало возможность причислить эту аптечную сеть в разряд национальных. В аптечную сеть «Имплозия» в 2005 году входило 286 аптек, в 2006 году количество аптек этой сети возросло до 372. Аптечная сеть «Ригла» в 2005 году имела 260 торговых точек. В 2006 году их количество возросло почти в два раза и составило 490 аптек. Аптечная сеть «Биотек» как в 2005 году, так и в 2006 году сохранила свои позиции и насчитывает 238 торговых точек (рис. 6).
Рисунок 6
Динамика увеличения количества торговых точек в крупнейших аптечных сетях в 2005 – 2006 гг.
Необходимо выделить несколько наиболее крупных региональных сетей. В первую очередь к ним относят сеть аптек «Губернские аптеки». В 2006 году в ее состав входили 405 аптек. Сеть аптек «Курганфармация» в том же году насчитывала 230 аптек. Аптечная сеть «Вита» руководит 209 торговыми точками. «Фармакор» насчитывает 196 аптек, «Липецкфармация» - 162 аптеки (рис. 7).
Рисунок 7
Количество аптек в региональных аптечных сетях в 2006 г.
По сегменту аптечных сетей эксперты выделяют тенденцию увеличения доли нелекарственного ассортимента. Эта тенденция характерна как для крупных межрегиональных сетей, так и для игроков региональных рынков.
Основные выводы:
• В 2003 году объем российского фармацевтического рынка составлял 5,5 млрд. долларов, в 2004 году - 6,35 млрд. долларов, в 2005 году - 8,25 млрд. долларов, в 2006 году - 9,8 млрд. долларов. По оценкам экспертов к 2010 году объем увеличится на 70 – 90% и достигнет 16 млрд. долларов
• Причинами увеличения объема российского фармацевтического рынка эксперты считают увеличение нелекарственного сегмента, увеличение потребления более дорогих препаратов и программу дополнительного лекарственного обеспечения
• Доля импортируемых на российский рынок готовых лекарственных средств составляет до 72,5% в стоимостном и 31% в натуральном выражении
• Лидером по количеству импортируемых лекарств на российский рынок готовых лекарственных средств является Германия: ее доля составляет 15,3%, второе место принадлежит Франции - 11,8%, третье - Великобритании - 8,3%
• Среди производителей лекарственных препаратов лидирует компания «Новартис». Ее доля от общего объема продаж составляет 4,87%. Доля компании «Берлин Хеми» составляет 3,77%, «Пфайзер» - 3%
• Среди дистрибьюторов лидером является компания «Протек». Ей принадлежит 22,96% рынка. Компании «Сиа Интернейшнл» принадлежит 22,56% рынка, компании «Роста» - 9,89%
• За последние несколько лет прослеживается активное увеличение торговых точек в сетях аптек. По итогам 2006 года сеть аптек “Аптеки 36,6” причислена к национальным аптекам за самое большое количество подведомственных аптек – 838. Аптечной сети «Имплозия» принадлежит 372 аптеки. «Ригла» - 490 аптек, «Биотек» - 238 торговых точек
• Среди региональных аптек лидирует сеть «Губернские аптеки» - 405 аптек. «Курганфармация» - насчитывала 230 аптек. «Вита» руководит 209 торговыми точками. «Фармакор» насчитывает 196 аптек, «Липецкфармация» - 162 аптеки