Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "АСТРАХАНЬ"

Год основания: 2002 год
Руководитель: Реуцкий Алексей Анатольевич
Штатных сотрудников: 8 человек
Интервьюерская база: 70 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка МР3-плееров

Обзор российского рынка МР3-плееров

Еще несколько лет назад такие устройства, как MP3-плееры, считались редкими и дорогими игрушками, а сегодня они стали неотъемлемым атрибутом современного молодого человека, впрочем, и не только молодого. На рынке MP3-плееров успешно работают десятки и даже сотни компаний. Четко выделяются только три сегмента: MP3-плееры на базе жесткого диска, на основе флэш-памяти, а также CD/MP3-плееры. MP3-CD - это плееры, которые читают музыкальные файлы с компакт-дисков. MP3-Flash - самый компактный тип плееров. MP3-HDD проигрывают музыкальные файлы с жесткого диска (6-40 Гб).

По данным компании Alion - фокусного дистрибьютора HDD/MP3/флэш-плееров - проведенные маркетинговые исследования российского рынка этих устройств показали: общий рост рынка MP3-плееров в России в 2005 и 2006 гг. составит ежегодно не менее 134% (c 857 тыс. до 1,55 млн. штук в следующем году). По оценкам экспертов компании, в ближайшие два-три года Россия станет крупнейшим рынком MP3-плееров в Европе (по материалам http://www.businessprojects.com.ua/press18502.htm).
Одна из основных тенденций российского рынка заключается в том, что отечественные покупатели все еще активно приобретают CD/MP3-плееры, которые уже давно исчезли с полок магазинов в Европе, США и Юго-восточной Азии. Это объясняется тем, что наш рынок на несколько лет моложе американского и азиатского. Если там MP3-плееры начали продаваться с конца девяностых годов прошлого века, то в России они получили широкое распространение примерно в 2001-2002 годах. И сегодня этот рынок в нашей стране далек от насыщения. Так, по оценкам KPAC (Корейской ассоциации производителей MP3-плееров), в 2005 году на долю MP3-устройств приходилось не более 40% всего российского рынка портативных аудиосистем. Однако, уже в 2006 году объем продаж цифровых плееров составил не менее 60% (по материалам http://www.businessprojects.com.ua/press18502.html).
Объяснение столь стремительного роста заключается в растущем уровне доходов населения и повышении технической грамотности российских пользователей. В России сейчас также идет перераспределение покупательских предпочтений. Причины стремительных темпов роста те же, что и на мировом рынке: снижение стоимости флэш-памяти и переход этого класса устройств в доступный широкому кругу пользователей сегмент. Если еще по состоянию на 2005 год CDMP3-плееры безраздельно преобладали, продолжая контролировать не менее 80% рынка, то, по данным экспертов компании Alion, в 2006 году рынок плееров на базе флэш-памяти сравнялся по объему с этим сегментом и доля каждого типа на рынке составила 45% (по материалам http://www.businessprojects.com.ua/press18502.html).
Вместе с флэш-сегментом растет доля устройств на безе HDD. Если раньше они были очень мало распространены, то сейчас, в немалой степени благодаря усилиям компании Apple, выпустившей легендарный iPod, ставший хорошим стимулом для развития отрасли в целом, этот сегмент также стремительно растет. Кроме того, активному росту способствует и распространение микродрайвов, представляющих оптимальное соотношение объема памяти, размеров и стоимости.
По данным исследования, по итогам 2003 года сегмент HDD-плееров вырос в 12 раз, а по итогам 2004 года - в три раза. Все это говорит о том, что не за горами начало серьезной и ожесточенной конкуренции между производителями HDD- и флэш-плееров. Последние, кстати, тоже не стоят на месте. Как показали результаты продаж компании Alion, предпочтения отечественных покупателей постепенно смещаются от моделей с объемом памяти 128-256 Мб к устройствам вместимостью в 512 Мб. Кроме того, многие производители все чаще выводят на рынок MP3- и флэш-плееры с объемом памяти в 2-4 Гб. А это уже прямая конкуренция сегменту HDD-устройств. Суммарно сегменты флэш и HDD российского рынка МР3-плееров по итогам 2004 года оценивались экспертами компании Alion примерно в 157 тыс. штук. В 2005-м году произошло увеличение объема в 2,5 раза (до 400 тыс. штук) и вдвое - по итогам 2006 года (до 950 тыс. штук). При этом сегмент CD/MP3 вырастет в этом году не более чем на 10% и затем подойдет к стагнации (по материалам http://www.businessprojects.com.ua/press18502.html).
Что касается ценового диапазона продающихся в России MP3-плееров, то здесь наблюдается следующая тенденция. Совсем недавно на прилавках магазинов преобладали устройства средней и высшей ценовой категории. Однако в 2005 году на рынке появилось множество вендоров, которые представили бюджетные модели стоимостью до 120 долларов США. На сегодняшний день они пользуются спросом у большинства покупателей (порядка 42%). Чуть менее популярны модели среднего ценового диапазона (120-250 долларов), а в то время как плееры стоимостью свыше 250 долларов занимают не более 20% рынка. Тем не менее, дальнейшего снижения цен не предвидится, так как конкуренция постепенно смещается из технологической плоскости в дизайнерскую. Ведь для большинства покупателей MP3-плееры являются не только устройством для прослушивания музыки, но также стильным аксессуаром и украшением, а за стиль, как известно, тоже приходится платить.

По данным www.ABC.ru составлены рейтинги популярности mp3 плееров по:
1. по типу памяти
2. по производителям
Рейтинги составлены на основе обращаемости посетителей сайта АВС.ru к моделям плеера. Анализ проведен за одинаковый трехмесячный период двух лет: август, сентябрь, октябрь 2005 и 2006 года, а так же за январь-март 2007 года.
Все MP3-плееры можно разделить на 3 вида: MP3 плееры с флэш- памятью, MP3 CD-плееры, проигрывающие компакт-диски с mp3-файлами, MP3 плееры на базе жестких дисков. MP3 плееры со встроенной и вставляющейся флэш-памятью - это первые изобретенные mp3-плееры и они в настоящее время наиболее распространены. Благодаря тому, что в них используются компактные флэш-карты памяти, эти mp3-плееры - самые компактные из всех плееров. Кроме того они не боятся тряски. MP3-CD- плеер - это плеер, похожий на обычный дискмен. Вся прелесть в том, что на один CD-ROM помещается около 200 песен в формате mp3, и эти самые CD-ROM с уже записанными на них mp3-файлами в большом количестве имеются в продаже практически в каждой торговой точке, продающей CD- ROM. MP3 плееры на базе жестких дисков - последняя разработка на рынке mp3-плееров. Объем жесткого диска 8 Гб соответствует, например, около 90 часов mp3-музыки или 15 CD-ROM-дисков с mp3-файлами.

Диаграмма 1. Рейтинг mp3 плееров по виду памяти (2005-2006г.г.)*

* по данным www.ABC.ru, http://abc.ru/txt/1165405347-1.htm

Диаграмма 2 Рейтинг mp3 плееров по виду памяти (2007 г)*

* по данным www.ABC.ru, http://abc.ru/txt/1177068381-1.htm

Анализ спроса на МР3 плееры в зависимости от типа памяти показал, что самой популярной по-прежнему остается Flash память, плееры с flash занимают 77 процентов общего спроса. Популярность HDD снизилась в два раза, по сравнению с ноябрем 2006 года и составляет 14 процентов. Плееры с CD сохранили спрос, который равен 9 процентам. Итого, легкость и удобство эксплуатации MP3-Flash закрепилось на первом месте. Продвинутая технология с большими возможностями MP3-HDD в этом году вышла на второе место, обогнав более понятную и простую MP3- CD.

Диаграмма 3. Рейтинг производителей mp3 плеера (2005-2006 г.г.)*

* по данным www.ABC.ru, http://abc.ru/txt/1165405347-1.htm

Первая десятка самых популярных производителей mp3-плееров за год не изменилась. Лидирующее место так и остается за Apple, который в 2006 году немного увеличил свое влияние до 14 процентов. Второе место также неизменно и принадлежит iRiver, хотя в 2006 году он уступил примерно 3 процента. Sony с пятого места переместилась на третье, практически вдвое увеличив свою популярность. Четвертое место, которое занимал Nexx в 2005 году, в 2006 занимала Apacer. Samsung с четвертого места переместился на пятое. Дальнейшие места в 2006 распределились следующим образом: Creative, Cowon, BBK, Nexx, Panasonic.

Диаграмма 4 Рейтинг спроса торговых марок mp3 плееров (2007г.)*

* по данным www.ABC.ru, http://abc.ru/txt/1177068381-1.htm

Итак, первая тройка по сравнению с ноябрем 2006 года не изменилась, далее идут некоторые изменения в расположении торговых марок по спросу. Первое место среди торговых марок прочно занимает Apple – это 15 процентов от общего спроса на mp3 плееры. Второе место за iRiver, которая удовлетворяет общий спрос на 8 процентов. Немного ей уступает Sony – 7 процентов, этот же процент у Samsung, который в этом году обогнал Apacer и вышел на четвертое место. Cowon в рейтинге спроса переместился на 5 место с 5 процентами.

Диаграмма 5. Самые популярные модели mp3 плееров (2007 г.)*

* по данным www.ABC.ru, http://abc.ru/txt/1177068381-1.htm

Самой популярной моделью стал плеер Apple iPod nano, эта модель на 6 процентов удовлетворяет общий спрос на плееры. Его средняя цена по данным АВС.ru 7100 рублей. Второе место занимает Apple iPod shuffle – пользуется 3 процентами спроса, средняя цена 3150 рублей. На третьем месте модель Apple iPod Video, за которой 2 процента популярности, ее средняя цена 12 345 рублей.
Ситуацию на российском рынке MP3-плееров можно назвать нестабильной и динамичной, что обусловлено отсутствием на нем одного явного лидера. Если на этапе становления ведущих брендов было не так много (прежде всего, южнокорейские iRiver и MPIO, которые в 2002 первыми вышли на этот рынок, а с 2003 года - и Creative), то в этом году наблюдается значительное сокращение долей основных игроков за счет появления большого числа новых имен.
Не менее интересно проследить динамику дистрибуции MP3-плееров. Если в 2003 году большинство этих устройств продавалось в салонах компьютерной техники (41%), в 2004 году этот процент несколько уменьшился, но все равно компьютерные салоны были самым популярным местом покупки MP3-плеера (30%), то в последнее время большинство устройств продается через сети салонов мобильной связи (33%). Все это говорит о том, что MP3-плеер перестал быть неким сложным прибором, доступным разве что материально обеспеченным технократам, и превратился в привычный и обыденный аксессуар как, например, сотовый телефон.
В связи с этим изменился и портрет типичного покупателя. Это уже не те продвинутые технократы и "гаджетоманы" с высоким уровнем дохода, которые приобретали MP3-плееры в 2002-2003 годах. Акцент сместился к молодежи 14-24 лет, ведущей активный образ жизни - учащимся, спортсменам и т. п. со средним и ниже среднего уровнем дохода. Как правило, они выбирают флэш-плееры, более устойчивые к тряске и компактные. У таких пользователей, как правило, нет приверженности к известным мировым брендам, что позволило выйти на российский рынок большому числу новых компаний, в том числе и совсем небольшим. А те самые технократы и "гаджетоманы" перенесли свои предпочтения на сегмент HDD-плееров. Там портрет покупателя несколько другой - это хорошо обеспеченные люди в возрасте от 23 до 35 лет, неплохо разбирающиеся в технике и следящие за новинками. И здесь уже многие отдают предпочтение конкретным брендам, в первую очередь, Apple iPod (по материалам http://www.businessprojects.com.ua/press18502.html).
Наконец, растут у российского покупателя требования и к функциональным возможностям MP3-плееров. Сегодня уже становится мало базовых функций, включающих в себя воспроизведение музыки, FM-радио и диктофон. Производители все чаще добавляют в свои изделия функции карт-ридера, фотокамеры, поддержку Bluetooth и USB-on-the-go (для обмена информацией между устройствами без участия компьютера). Появилась функция lyric для вывода на дисплей текстов песен. Все популярнее становятся плееры, оснащенные цветными экранами для просмотра видео.
Как отмечают эксперты компании Alion, только при наличии грамотной и эффективной маркетинговой политики производители смогут выжить на российском рынке и завоевать новые позиции (по материалам http://www.businessprojects.com.ua/press18502.html).

Выводы:
• Итак, можно констатировать, что MP3-плееры стали в России массовым и общедоступным товаром. Популярность рождает спрос, поэтому рынок наполнился продукцией множества производителей, в первую очередь, тайваньских и южнокорейских.
• Удешевление флэш-памяти привело к значительному снижению цен на устройства на ее базе, что медленно, но неуклонно приведет к полному вытеснению с рынка CD/MP3-плееров, как это уже произошло в других странах, а в дальнейшем, возможно, подобная участь ждет и флэш-плееры.
• В России изменился портрет типичного покупателя – приемлемая цена сделала MP3-плеер доступным более широкому слою населения, сделав его обязательным молодежным атрибутом.
• Спрос рождает предложение – на сегодняшний день становятся все более популярны сложные и многофункциональные модели MP3-плееров.
• В условиях, когда в отсутствие явного лидера на рынке присутствует множество вендоров, продукция которых по функционалу и цене мало чем отличается друг от друга, на первое место выходит маркетинговая составляющая.

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности