Перевязочные средства – один из наиболее древних видов парафармацевтической продукции. В IV веке до н.э. для удержания на раневой поверхности перевязочных средств применяли липкий пластырь, а в I веке до н.э. уже появились упоминания о бинтовых повязках. В средние века в Европе появилась лейкопластырная повязка. В эпоху капиталистического производства рынок перевязочных средств получил бурное развитие.
В настоящее время в производстве перевязочных материалов широко используются новые технологии и современные материалы – эластичные, перфорированные, нетканные полотна на полимерных основах и металлинизированных покрытиях.
В России в целях повышения эффективности использования и снижения негативного воздействия на здоровье населения данного сегмента продукции, разработана нормативная и методическая база, а также осуществляется государственная регистрация товаров и контроль качества при их производстве.
Экспертами и медиками перевязочные средства делятся на простые и сложные, а также стерильные и нестерильные, однако, основной принцип деления считается по цели применения. В соответствии с этой классификацией различают перевязочные средства следующих видов:
• средства для закрытия раневых поверхностей,
• средства для фиксации перевязочного материала,
• средства для фиксации суставов или компрессии конечностей,
• компрессионные повязки.
Обязательным требованием всех средств для закрытия раневых поверхностей является их стерильность (по материалам статьи «Парафармацевтическая продукция в аптеках», http://www.mosapteki.ru/modules/articles/article.php?id=752).
Перевязочные материалы на фармацевтическом рынке относятся к сегменту парафармацевтической продукции, то есть к товарам, предназначенным для профилактики и лечения заболеваний, в помощь тяжело больным и для ухода за телом человека. Желание аптек пополнять ассортимент перевязочных средств новинками во многом зависит от того, на какую группу потребителей ориентируется та или иная аптека, а также от среднего дохода населения в данном регионе. Так, если несколько лет назад российские аптеки по своему ассортименту по большей части были предназначены прежде всего для продажи лекарств, то сегодня доля парафармацевтики в аптеках в достигает, по данным разных источников, от 40% до 60%, а в некоторых специализированных аптечных подразделениях («Аптека здоровья», «Зеленая аптека», «Здоровые Люди») этот показатель может быть выше.
Первые аптеки типа drugstore начали появляться 7-8 лет назад, и только тогда стали говорить о новом сегменте товаров, продающихся в аптеке, — нелекарственном ассортименте. Эксперты отмечают три этапа развития рынка парафармацевтики в России: начало развития в 1990—1997 гг.; активное формирование в 1997—2004 гг.; окончательное формирование в 2005—2006 гг. При этом в последние 5-6 лет к парафармацевтике было привлечено самое пристальное внимание участников фармрынка (производителей, дистрибьюторов и самих аптек), в том числе в связи с активным развитием аптечных сетей за счет их новой формы торговли (аптека-магазин, открытая форма).
Участники рынка считают, что для аптечного бизнеса включение в номенклатуру парафармацевтических товаров в последнее время становится все более эффективным, ведь средний уровень аптечной розничной наценки на парафармацевтические средства составляет около 50%, а динамика сегмента имеет положительную тенденцию.
Сегодня российский розничный рынок насчитывает более 2,3 тыс. наименований перевязочных средств, выпускаемых более чем 310 производителями. Некоторые компании часто концентрируют свои маркетинговые усилия на продвижении определенной категории перевязочных средств, таких как пластыри, аптечки первой помощи или средства ухода за детьми (по материалам статей «Нелекарственный аптечный ассортимент. Можно ли говорить о рынке?», данные ЦМИ “Фармэксперт”, журнал «Фармвестник» №6 (411) от 21 февраля 2006 г. http://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=10569&forprint=1 и «Парафармацевтическая продукция в аптеках», http://www.mosapteki.ru/modules/articles/article.php?id=752).
Спрос на современные перевязочные средства, применение которых делает лечение ран более эффективным и комфортным, постепенно растет. По данным «РБК. Исследования рынков», рынок перевязочных средств развивается быстрее, чем фармрынок в целом: если российский фармацевтический рынок за 2006 год вырос на 36%, то рост рынка перевязочных средств вырос на 50% (по материалам «РБК. Исследования рынков», 29.11.2007, http://www.advertology.ru/article55272.htm).
На рынке перевязочных средств в аптеках характерной чертой является концентрация лидирующих производителей, обеспечивающих более 50% аптечных продаж (рисунок 1).
Рисунок 1. Доля основных производителей перевязочных средств в аптечных розничных продажах в 2006 году, %*
Таким образом, совокупная доля лидирующих марок составляет 53,4%.
В то же время, помимо марок, на рынке перевязочных средств эксперты выделяют и отдельные группы товаров. Так, в 2006 году в группы товаров – лидеров входили пластыри бактерицидные, вата и бинт (рисунок 2). В динамике продаж в группах перевязочных средств по итогам 2006 г.
существенный рост и соответствующие перемещения вверх по рейтинговой таблице показали группы «Пластыри фиксирующие» и «Наборы перевязочных средств и аптечки».
Рисунок 2. Доли в аптечных продажах основных групп перевязочных средств в 2006 году, % *
Структура сегмента перевязочных средств значительно различается в денежном и натуральном выражении. Так, по результатам 2005 года, доля перевязочных средств в структуре парафармацевтики в денежном выражении составляла 15,2% (рисунок 3), в то время как в натуральном – 59% (рисунок 4).
Рисунок 3. Доля перевязочных средств в структуре парафармацевтики в денежном выражении в 2005 году *
По данным компании “Белла Восток”, наиболее широко на российском рынке представлена простая и недорогая продукция отечественного производства, которой принадлежит около 80% рынка, в то время как импортных изделий в России - около 20% (рисунок 5).
Рисунок 5. Соотношение российских и иностранных производителей на российском рынке перевязочных материалов *
В настоящий момент большинство зарубежных производителей предлагает более дорогостоящую продукцию, при этом уделяя больше внимания ее качеству. Таким образом, перевязочные средства российского и зарубежного производства (особенно из стран Евросоюза и США) образуют два совершенно разных рыночных сегмента, различающихся по качеству и цене. Импортная продукция на российский рынок перевязочных средств поступает в основном из Польши, Германии, Италии, США и Китая.
Участники рынка отмечают, что развитие рынка парафармацевтики связано как непосредственно с развитием фармацевтического рынка, так и экономики России в целом. В связи с этим к основным факторам, влияющим на развитие рынка парафармацевтики, можно отнести продолжение роста благосостояния населения, стремительное развитие новых форм и технологий розничных продаж нелекарственного ассортимента, развитие свободной выкладки в аптеках, а также ряд других факторов. Уже сейчас российские производители фармацевтических средств постепенно переходят на стандарт GMP, в то время как производители перевязочных средств все еще работают по российским стандартам, что, по мнению экспертов рынка, отрицательно сказывается на качестве и конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.
Однако, в связи с постепенным изменением структуры спроса на российском рынке и ростом потребности в качественных изделиях, отечественные компании также начинают повышать качество своих изделий, соответственно, увеличивая их стоимость.
В то же время на рынке присутствует большое количество недоброкачественной перевязочной продукции. Особенно много в России таких медизделий азиатского производства. Использование некачественных изделий нередко приводит к различным неприятным последствиям, среди которых не только снижение удобства работы персонала, но и риск инфицирования раны, если перевязка нестерильна (по материалам статей «На бинтах экономят и больницы, и пациенты», журнал «Фармвестник» №5 (410) от 14 февраля 2006 г., http://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=10546&forprint=1 и «Особенности и основные тенденции развития рынка парафармацевтики России по итогам 2006 года», ЦМИ «Фармэксперт», http://www.pharmexpert.ru/articles/?id=366&type=a).
Таким образом, одной из основных тенденций развития рынка парафармацевтики специалисты считают рост потребления дорогостоящих средств, и соответственно усиление конкуренции между российскими и зарубежными производителями. Так, по данным ЦМИ «Фармэксперт», по итогам первого полугодия 2007 года, на фоне увеличения спроса на импортные перевязочные средства (в основном пластыри, эластичные бинты и хирургические перевязочные средства) сократились продажи марли, бинтов и ваты российского производства (по материалам новостей ЦМИ «Фармэксперт», http://www.pharmexpert.ru/news/?id=244).
Однако и российские, и зарубежные поставщики при выводе новых позиций перевязочных средств на российский рынок сталкиваются с определенными трудностями. Так, среди сдерживающих факторов специалистами отмечено отсутствие фундаментальных системных НИОКР, информационно-аналитических баз и собственно специалистов в отрасли. Этим и объясняется представленность в ассортименте российских производителей в основном недорогих традиционных видов изделий.
Одновременно с этим существует и общая для всех производителей проблема — растущие запросы товаропроводящей сети (дистрибьюторов и розницы), которая в итоге приводит к росту бюджетов на продвижение продукции. Эксперты отмечают, что консолидация розничного сектора приводит в том числе к желанию аптек зарабатывать на оказании маркетинговых услуг при продаже "полки", и зачастую для них нет разницы в стоимости продукции. В результате принятие подобных предложений может привести к покупке собственной продукции (по материалам статьи «Пластыри станут дороже», http://parapharma.ru/archive/2007/4/n4_56.html).
Тем не менее, результаты исследований свидетельствуют о том, что приоритетным фактором выбора в этом сегменте для россиян пока является цена товара. Именно поэтому большинство российских потребителей пока ориентируются прежде всего на цену, и зарубежные производители вынуждены это учитывать, формируя ассортимент импортируемой в Россию продукции. В то же время жители крупных городов уже сейчас становятся более требовательными к качественным показателям перевязочных средств: к удобству и комфорту использования, применению современных технологий при производстве, безопасности для здоровья пациента и т.д. Поэтому некоторые производители в России уже выпускают продукцию, сходную по ряду параметров с западными аналогами, например: марлевые салфетки размером 5х5; 7,5х7,5 и 10х10 см, пластыри на основе нетканого материала, пластыри в катушках с закрывающими краями, которые препятствуют загрязнению.
Эксперты рынка считают, что сегодня, когда в продаже регулярно появляются новинки, покупателю для совершения покупки требуется информация о характеристиках и отличительных свойствах того или иного товара. Без этого потребителю сложно понять, почему практически одинаковые внешне наборы пластырей столь значительно отличаются по цене. Сегодня потребитель со средним уровнем доходов уже готов, приобретая перевязку, тратить примерно в два раза больше средств — при условии, что он осознает преимущества этой продукции для своего здоровья. Для российского потребителя при выборе перевязочных средств немаловажное значение сегодня имеет и известность марки. Марка для покупателя — это знак, что изделие качественное.
По мнению участников рынка, тенденция к переходу на более качественную продукцию заметна не только на аптечном, но и на госпитальном рынке. Основа успеха при продвижении такой продукции — информирование конечного потребителя на аптечном рынке и персонала в медучреждениях о преимуществах современной продукции.
Медицинские учреждения испытывают все большую потребность в использовании одноразовых медизделий, стерильность и качество перевязки для них особенно важны. Производители во всем мире изготавливают одноразовые перевязочные изделия, а для облегчения и экономичности их использования — сразу в стерильном варианте (стерильные салфетки из марли и нетканого материала, пластыри с впитывающим вкладышем, бинты и т.п.). Новые медизделия делают работу врачей более удобной: это и пластыри, которые можно разделять вдоль и поперек без использования ножниц, и готовые к использованию сформированные стерильные операционные комплекты для разных видов операций, быстросхватывающиеся (за 3 мин.) гипсовые бинты и т.п. (по материалам статьи «На бинтах экономят и больницы, и пациенты», журнал «Фармвестник» №5 (410) от 14 февраля 2006 г., http://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=10546&forprint=1).
Подводя итог, можно отметить, что среди основных факторов, оказывающих влияние на развитие сегмента, эксперты называют широкий ассортимент и массовость использования. В целом, парафармацевтический рынок России развивается стремительными темпами и обладает широкими возможностями повышения рентабельности бизнеса во всех секторах – производственном, оптовом, розничном. Перспективы развития рынка довольно оптимистичны и свидетельствуют о благоприятной динамике продаж. Эксперты рынка прогнозируют дальнейшее активное развитие данного рынка, поддерживаемое промоционными усилиями отдельных компаний (по материалам статьи «Особенности и основные тенденции развития рынка парафармацевтики России по итогам 2006 года», ЦМИ «Фармэксперт», http://www.pharmexpert.ru/articles/?id=366&type=a).
Основные выводы:
• На фармацевтическом рынке перевязочные материалы относятся к сегменту парафармацевтической продукции, ассортимент которой в последние годы растет: если несколько лет назад в российских аптеках преобладали продажи лекарственных средств, то сегодня доля парафармацевтики в некоторых аптеках достигает 60%.
• Рост рынка перевязочных материалов опережает рост рынка в целом, что объясняется широтой использования, ассортиментом, невысокой ценой.
• В соотношении отечественных и импортных перевязочных средств по объему продаж в России преобладают российские перевязочные средства, однако в последние годы наблюдается тенденция к увеличению продаж импортных перевязочных средств. В связи с постепенным изменением структуры спроса на российском рынке и ростом потребности в качественных изделиях, российские компании начинают повышать качество своих изделий, увеличивая их стоимость.
• Благоприятная динамика продаж свидетельствует о перспективности данного рынка и широких возможностях повышения рентабельности бизнеса во всех секторах.