Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ВЛАДИВОСТОК"

Год основания: 1999
Руководитель: Спивак Клавдия Васильевна
Штатных сотрудников: 7 человек
Интервьюерская база: 30 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка муки

Обзор российского рынка муки

Группа хлебных продуктов занимает почти 20% потребительской корзины россиянина. Крупа, хлебобулочные изделия, макароны относятся к товарам первой необходимости, поэтому мукомольно-крупяной рынок можно назвать социально-значимым. До революции Россия была крупнейшим в мире экспортером пшеницы и ржи, а сама отрасль - высокорентабельной, выгодной для предпринимательской деятельности и государственной казны.
Из зерна пшеницы вырабатывают, в зависимости от назначения, хлебопекарную и макаронную муку. Потребление муки в большей степени связано с изготовлением хлеба и хлебобулочных изделий (сегмент занимает более 50% потребительского рынка). На производство различных видов хлеба и хлебобулочных изделий, а также мучных кондитерских изделий идут различные сорта хлебопекарной муки: крупчатка, высший, I и II сорта и мука обойная.
Характерной чертой развития рынка муки в последние годы является уменьшение его физической емкости. Согласно исследованию Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), емкость рынка муки в 2006 г. составила 10,8 млн т. ( 10,6 млн т. - внутреннее потребление и 0,2 млн т - экспорт). Основные причины сокращения рынка эксперты видят в изменении демографической ситуации – снижении численности населения, а также увеличении роста доходов населения, что обусловило сокращение не только потребления хлебобулочных изделий, но и приобретение муки в розничной торговле для изготовления домашней выпечки (по материалам статей «Профиль мукомольной промышленности», http://www.4p.ru/main/research/14957/, «Жива душа калачика чает», http://www.sostav.ru/news/2008/03/31/5issled/ ).
Однако наряду с сокращением рынка муки наблюдается тенденция развития отдельных направлений использования этого продукта: за последние 7 лет на внутреннем рынке потребление муки производителями хлебобулочной продукции снизилось на 11%. При этом увеличилась доля потребления муки со стороны общепита и пищевой промышленности, производителей макаронных, мучных и кондитерских изделий (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Результаты исследования структуры рынка муки по направлениям использования в 2000 и 2007 гг.


Источник: ИКАР, http://www.ikar.ru/flour/profile.html

Рынок муки характеризуется высокой степенью насыщения. Статистика, представленная интернет-ресурсом Министерства сельского хозяйства (http://www.mcx.ru/dep_doc.html?he_id=797&doc_id=20833) свидетельствует о сокращении объема розничных продаж муки в первом квартале 2008 г. при значительном росте запасов в оптовой торговле. Снижение спроса на муку обусловило сокращение хлеба на 40 тыс. тонн, что непосредственно отразилось на объемах производства. В первом квартале текущего года было произведено 2354,5 тыс.тонн муки – меньше на 1,2 % по сравнению с предыдущим годом. Доля пшеничной муки в сравнительном отношении с ржаной на 0,2 % больше.
В первом квартале 2008 года на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года сократилась выпечка хлеба и хлебобулочных изделий. Вместе с тем увеличился прирост производства круп (5,4%) и макаронных изделий (3,6%). Быстрыми темпами идет производство комбикормов, увеличившихся на 113% по сравнению с прошлым годом.
Наиболее крупными регионами-потребителями зерна (пшеница и рожь) на производство муки являются Алтайский край, Московский регион (Москва и Московская область) и Челябинская область. С 2004 г. происходит неуклонное снижение производства муки из-за ограничения физической емкости рынка, поскольку потребность отечественного рынка в муке удовлетворяется за счет собственного производства. Россия обладает хорошей сырьевой базой для производства пшеничной и ржаной муки. В настоящее время отмечается высокая концентрация производства муки в Южном Федеральном округе (пшеничная) и Приволжском Федеральном округе (ржаная). В 2006 г. выработка муки составила 11,1 млн т, в том числе 10 млн т - пшеничной муки и 1,1 млн т — ржаной (по данным ИКАР, диаграмма 2). По прогнозам, сокращение производства муки на фоне увеличивающегося экспорта зерна сохранится в дальнейшем.

Диаграмма 2. Динамика производства муки в 2000-2007 гг., млн тонн

Источник: ИКАР, (http://www.ikar.ru/flour/profile.html

На современном этапе мукомольная отрасль обладает высоким потенциалом производственных мощностей для переработки зерна. В 2006 г. средняя загрузка производственных мощностей составляла около 40%, а на сегодня российские индустриальные мельницы загружены на 50%, хотя, по мнению экспертов, и этого недостаточно (по материалам AgroNews.ru, (http://www.agronews.ru/newsshow.php?NId=4593).
Согласно зарубежной практике, оптимальной является загрузка 70-75%. Вместе с тем на российском рынке есть примеры работы с загрузкой мощностей до 100%, однако это характерно для крупнейших предприятий отрасли.
В России насчитывается около 3 тыс. мукомольных предприятий, при этом на долю 200 крупнейших приходится более 70% производства муки. К крупнейшим игрокам рынка тарной муки относятся: группа компаний «Алейскхлебопродукт» (Алтайский край), ООО «Зерновая компания «Настюша» (Москва), группа компаний «ЛенСтро», ОАО «Макфа» (г. Челябинск), ОАО «Мельник» (Алтайский край), группа компаний «ОГО», ОАО «Пава» (Алтайский край) и агропромышленная корпорация «Стойленская нива» (Белгородская область). Зерновая компания «Настюша» также находится среди ведущих предприятий, производящих муку для крупных розничных сетей. Наибольшей известностью у потребителей пользуются такие марки муки, как «Макфа» («Макфа»), «Пава», «Алтай-батюшка» («Пава»), «Увелка» (Увельская крупяная компания, ООО «Ресурс», Челябинская область), «Настюша» (зерновая компания «Настюша»), «Сокольническая» (ОАО «Мельничный комбинат в Сокольниках», Москва), «Предпортовая», «Ясно солнышко» (Пищевой холдинг «Аладушкин групп», Петербург) и др. (по материалам (http://www.sostav.ru/news/2008/03/31/5issled/).
Цены на муку подвержены заметным колебаниям в течение года. Первая причина - это изменение спроса, связанного с сезонностью: в летние месяцы потребление муки сокращается, а наивысший период потребительской активности приходится на зимний и весенний период общероссийских праздников.
Вторая причина, определяющая ценовую динамику на рынке муки – непосредственная связь с ценами на зерно. Неурожаи зерновых напрямую оказывают влияние на рост отпускных цен на зерно и муку. Ситуация ожидания низкого урожая в совокупности с высокими экспортным спросом на пшеницу обуславливала рост цен до 2006 года, стабилизировавшийся к началу 2007 г.
Темпы реализации муки невысоки, поэтому во второй половине 2008 г. на отечественном рынке при неизменном спросе в целом наблюдается снижение цен на пшеничную муку. Предложение муки общего назначения высшего и 1 сорта находится в ценовом диапазоне от 11800 до 14000 руб/т (EXW).
К примеру, в текущем году в Орловской области отпускные цены на муку хлебопекарную и высшего и 1-го сорта фиксируются на уровнях 11800 руб/т и 11500 руб/т (EXW) соответственно. Одними из самых высоких являются отпускные цены в Калининградской области: 14500 руб/т (EXW) на муку хлебопекарную высшего сорта и 13500 руб/т (EXW) 1 сорта.

Таблица 1. Цены на муку в регионах России (руб./т)*

 

 

Мука в

Мука 1с.

мин. (изм.)

макс. (изм.)

средн. (изм.)

мин. (изм.)

макс. (изм.)

средн. (изм.)

Северо-Западный район

12 600

-

15 400

-

13 700

-

12 400

-

13 700

-

13 200

-

Центральный район

12 400

-

13 700

-

13 100

-

11 600

-

13 200

-

12 450

-

Волго-Вятский район

12 400

-

13 700

-

12 950

-

11 500

-

13 000

-

12 150

-

Центрально-Черноземный регион

12 400

-

13 600

-

13 000

-

11 600

50

12 900

-

12 250

-

Поволжский район

12 350

-

13 500

-

12 900

-

11 600

200

12 800

-

12 250

-

Южный регион

12 300

-

13 400

-

12 700

-

11 500

-

12 900

-

12 200

-

Уральский район

12 200

-

13 700

-100

13 250

-

11 700

-

12 900

-

12 100

-

Западно-Сибирский район

12 200

-

13 800

-

12 950

-

11 500

-

12 500

-

11 800

-


(по состоянию на 15.07.2008)
* по данным ИКС АПК Тюменской области, (http://www.admtyumen.ru/economics/sh/analitic/zerno/obz_07_08

Согласно исследованиям ИКАР, экспорт пшеничной муки в последние 2 года стабилизировался на уровне порядка 0,2 млн т. Экспорт муки из России за период 2007-2008 гг. составил более 350 тыс. тонн, что представляет собой 4% от общего производства в стране. По сообщению Интерфакс, крупнейшему российскому зерноперерабатывающему предприятию ОАО «Пава» (Алтайский край) в первом полугодии 2008 года удалось увеличить экспорт муки до 24,4 тыс. тонн, - более чем в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
Ежегодный экспорт российской пшеничной муки составляет ок. 200 тыс. тонн в год. Основные поставки отечественных производителей осуществляются в Монголию, Таджикистан, Афганистан, Туркмению, Северную Корею, а также страны Закавказья и в Украину. В зарубежные страны чаще всего экспортируется мука первого и второго сорта (по данным журнала «Агробизнес и пищевая промышленность», (http://agrobiznes.ru/agro/324215 , ИА АЗИЯ ПЛЮС, http://www.toptj.com/ShowNews.aspx?news_id=682EB03C-0081-401F-843B-272F24E7470B, данные статьи «Профиль мукомольной отрасли», http://www.4p.ru/main/research/14957/ ).
Лидирующую позицию в экспорте сохраняет Казахстан, доля импорта пшеничной муки из этой республики составляет половину ввозимого объёма. Вместе с тем, в 2008 году прогнозируется увеличение объемов экспорта российской муки в 2 раза, что связано с ослаблением позиций Казахстана на рынке. Внешняя торговля ржаной мукой не достигает значительных объемов. Экспорт ржаной муки производится в незначительных объемах, главным образом в страны бывшего СССР, а также в Монголию. Импорт ржаной муки практически отсутствует.
В соответствии с данными ФТС, и по пшеничной муке, и по ржаной экспорт превышает импорт.

Диаграмма 3. Экспорт и импорт пшеничной и ржаной муки в 2003-07 гг., тыс.

Источник: ФТС РФ.

В начале 2008 года из-за введения повышенной пошлины на вывоз пшеницы (40% от стоимости) существенно увеличился экспорт муки. Согласно проведенному агентством «Интерфакс» экспертному опросу, в текущем году российский экспорт муки может достичь рекордных показателей – до 400 тыс. тонн (по материалам http://www.ikar.ru/press/804.htm), а по мнению экспертов СовЭкона рост объема экспорта муки может приблизиться к 600 тыс. тонн. При этом следует учесть, что даже такой прирост может не оказать существенного влияния на баланс зерна в целом, т.к. в зернопотребляющих регионах возможен локальный дефицит зерна.
Основные выводы:
 Рынок муки видоизменяется - быстро снижается потребление муки производителями хлеба и хлебобулочных изделий, и одновременно возрастает спрос со стороны производителей макарон и мучных кондитерских изделий, увеличивается потребление муки отраслями пищевой промышленности - такими, как производство пельменей, пиццы, блинчиков и т.д. Таким образом, наблюдается изменение ёмкости отдельных рынков потребления.
 Российская мукомольная отрасль обладает значительным потенциалом производственных мощностей, работающих в среднем на 50%, и лишь крупнейшие предприятия используют их на 100%.
 В ближайшие годы ожидается высокий уровень мировых цен на пшеницу, что коррелирует с динамикой цен на муку.
 Внутреннее потребление муки остается на прежнем уровне, а экспорт муки в текущем году, по прогнозам экспертов, способен достичь рекордных отметок по сравнению с предыдущими периодами.
 Прогнозируемая стабилизация потребления хлеба на душу населения позволит не допустить увеличения темпов сокращения емкости рынка.
 Крупные предприятия мукомольной отрасли применяют стратегию диверсификации производства, дополняя его такими сегментами как производство комбикормов и премиксов, бутилированного масла, круп, крахмала и др.
 В ближайшее время ожидается снижение темпов выработки пшеничной муки, что связано с долгосрочными трендами роста производства макаронных и мучных кондитерских изделий. Вместе с тем, производство ржаной муки будет снижаться гораздо существеннее в связи с невысокими показателями рынка потребления последней.
 Несмотря на сокращение спроса на рожь для мукомольных целей, ожидается увеличение валовых сборов этой сельскохозяйственной культуры для использования ее как сырья для производства спирта, фуража и т.д.

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности