Подвесные потолки (подвесные потолочные системы) представляют собой конструкции, состоящие из несущей части (каркаса) и облицовочных элементов (потолочных панелей). Каркас, достаточно легкий по весу, крепится к традиционному потолку – при этом используются специальные подвесы; затем к несущей конструкции присоединяются потолочные плиты.
Подвесные потолочные системы (ППС) быстро приобрели известность в покупательской среде, благодаря множеству положительных качеств. Пожалуй, основные из них – это практичность и простота монтажа и ремонта. Также подвесной потолок способен обеспечить тепло- и шумоизоляцию и сделать невидимыми системы вентиляции и электрокоммуникаций, проходящих через верхний ярус помещения. Иногда подвесные потолки устанавливаются просто для того, чтобы скрыть неровности либо повреждения традиционного потолка.
Все подвесные потолочные системы можно разделить по виду модулей, прикрепляемых к несущей конструкции. Обычно они бывают:
- сплошные;
- реечные;
- ячеистые (решетчатые, растровые);
- кассетные;
- плиточные.
Конструкция сплошных потолочных систем наиболее проста: на несущую часть, изготовленную, как правило, из металла или дерева, устанавливаются гипсокартонные листы, которые могут быть разного размера и обладать различными свойствами (огнеупорностью, устойчивостью к воздействию влаги и т. д.).
В реечных потолках облицовочные элементы – реечные панели. Крепежная система состоит из несущего профиля и подвесов. В свою очередь реечные потолки подразделяются на открытые (с расстоянием между панелями приблизительно 16 мм), закрытые (панели прилегают друг к другу) и безщелевые (панели скреплены между собой внутренними вставками).
Ячеистый потолок представляет собой решетчатый модуль, прикрепленный специальными подвесами непосредственно к строительной конструкции.
Кассетные потолки, которые часто вписывают в категорию ячеистые (их производством занимаются компании, специализирующиеся на изготовлении потолков этого типа), имеют большое сходство с плиточными потолочными системами. В данном случае роль плит выполняют металлические кассеты обычно квадратной формы. По способу установки могут быть скрытыми (утопленные системы), видимыми (неутопленные системы) либо вообще не иметь вида системной конструкции.
Отдельные элементы из гипса либо минерального волокна составляют подвесную потолочную систему плиточного типа.
На российский рынок подвесные потолки пришли в начале 90-х, хотя в Европе и США этот вид продукции известен уже очень долгое время: металлические подвесные потолки появились в Америке еще после Гражданской войны. Первыми компаниями, начавшими поставлять подвесные потолочные системы на рынок России, были исключительно европейские производители (Англия, Франция, Германия, Голландия). Позже появились американские компании, многочисленные китайские поставщики, смогли успешно развиться и отечественные торговые марки, в отдельных сегментах серьезно соперничающие с ведущими западными изготовителями (по материалам «Металлические подвесные потолки», http://www.best-stroy.ru/articles/r12/r12_8/1459/print).
Изначально средняя цена подвесных потолков на российском рынке составляла в среднем $50 за кв. м. Сейчас рыночная стоимость ППС определяется различными факторами. К этим факторам относятся: производитель, материал, из которого изготовлен продукт, дизайн и т. д. В итоге колебания цен составляют весьма значительную амплитуду. Средние показатели выглядят примерно следующим образом:
сплошные ППС – от 50 до 345 и выше руб./ кв. м.;
реечные ППС – от 230 руб./ кв. м. (без подвесной системы) от 510 руб./ кв. м. (с подвесной системой);
ячеистые ППС – от 210 до 2500 руб./ кв. м.;
кассетные ППС – от 240 до 890 руб./ кв. м.;
плиточные ППС – от 95 до 595 руб./ кв. м. (по материалам «Маркетинговое исследование рынка потолочных систем», http://www.vira.ru/exp/reviews/res_ceiling3.html).
Однако, несмотря на более чем десятилетнее присутствие на рынке строительных материалов в России, ни одна из зарубежных компаний не имеет собственного производства в стране. Все элементы ППС, выпускаемые под иностранными марками, являются импортными. Согласно прогнозам аналитиков, строительство завода западных производителей в России неизбежно, потому как подобная бизнес-стратегия обеспечила бы явное преимущество компании над конкурентами - импортерами. В ближайшие 2-3 года, по мнению специалистов, следует ожидать появления у кого-либо из зарубежных участников рынка собственной производственной базы в стране (по материалам «Подвесные потолки из минераловолокна», http://www.rbc.ru/reviews/material/200605/9c.shtml).
Российский рынок подвесных потолочных систем характеризуется как динамично развивающийся. По различным экспертным оценкам, за 2007 г. в России было реализовано от 40 до 45 млн. кв. м. подвесных потолков. При сопоставлении объемов продаж предыдущих лет отчетливо виден постоянный стабильный рост рынка. В соответствии с результатами исследования, проведенного по заказу компании «Armstrong», в 2005 г. продано 25 млн. кв. м. подвесных потолков, в 2006 г. – 35 млн.
Диаграмма 1. Рост российского рынка подвесных потолочных систем.*
Рынок подвесных потолочных систем в России строго сегментирован: существуют три ценовых сектора, на каждом из которых выделяются свои лидеры.
Самым крупным и развитым сегментом российского рынка на сегодняшний день является низкоценовой.
По результатам исследований «РосБизнесКонсалтинг», 68% рынка ППС в России приходится на продукцию подобного рода. Китайские производители, однозначного лидера среди которых выделить не представляется возможным из-за схожести по качеству, цене и внешнему виду товара, господствуют в данном сегменте. С ними пытаются конкурировать мелкие российские производители, выпуская столь же дешевый и низкокачественный продукт.
Спрос на потолочные системы этого сегмента, а, следовательно - и процветание такового в основном обеспечивается динамичностью развития российского мелкого бизнеса. Дешевые потолки («эконом-лайн» по принятой номенклатуре) очень удобны при необходимости быстрой отделки офиса вновь появившейся небольшой компании. Таким требованиям полностью соответствует китайская продукция, выполненная с точки зрения внешнего вида аналогично западным образцам, но по цене на более чем 15% ниже. Естественная проблема, возникающая при выборе китайского материала в роли строительного – качество. Именно этот показатель не позволяет Китаю выйти на европейский рынок с его жесткими стандартами качества, но нисколько не препятствует активному освоению неискушенного российского рынка (по материалам «Тенденции рынка подвесных потолков», http://www.proektstroy.ru/publications/write_print.php?tag=13757 и «Armstrong: обзор рынка ППС», http://www.rb.ru/prereases/press/2007/12/02/121757.html).
Первостепенной причиной возникновения подобной ситуации в сегменте, по мнению экспертов Союза строителей Сибири, является отсутствие четкого регулирования рынка подвесных потолочных систем. По его словам, низкая степень контроля за качеством проведения строительных работ побуждает застройщика отдавать предпочтение дешевым материалам, чтобы снизить собственные расходы (по материалам «Подвесные потолочные системы: предпочтения потребителя», http://subscribe.ru/archive/build.nusural/200711/21140411.html).
Следующий сегмент – потолки класса «стандарт», занимает вторую по величине (свыше 30%) долю российского рынка подвесных потолков. Здесь традиционно сильны западные представители, делающие ставку на соответствие стандартам качества и способные предоставить многолетнюю гарантию на товар. Китайские производители не имеют в данном секторе серьезного влияния. Однако и они стремятся подняться на европейский уровень, постепенно улучшая качество своей продукции. Но пока их единственным весомым аргументом в попытках составить конкуренцию европейским и американским игрокам российского рынка является более низкая цена.
Диаграмма 2. Сегментация российского рынка подвесных потолочных систем.*
Однако, по оценкам экспертов, на рынке все отчетливее наблюдается тенденция к замещению низкоценовой продукции материалами, представляющими средний ценовой сегмент. По данным исследования, предоставлнным компанией «Armstrong», рост продаж потолков класса «стандарт» выше роста рынка в целом. Таким образом, наиболее высокий уровень конкуренции, по мнению аналитиков, будет иметь место именно среди производителей потолков этого класса.
Продукция класса «дизайн», третьего сегмента рынка, обладает специализированными характеристиками и поставляется по высоким ценам. В сравнении с первыми двумя этот сегмент рынка практически не развит. На данном этапе он не проявляет признаков видимого роста (по материалам статьи «Armstrong: обзор рынка ППС», http://www.rb.ru/prereases/press/2007/12/02/121757.html).
Как правило, производители потолков занимаются выпуском только одного вида потолков: компаний, специализирующихся на выпуске сразу нескольких типов подвесных систем относительно немного. К ним можно отнести такие фирмы, как, например, Luxalon (Нидерланды), Prometal (Италия), и российских изготовителей ППС Люмсвет и Albes.
Более 60% российского рынка подвесных потолков в целом занимает китайская продукция, состоящая в основном из дешевого низкокачественного товара. Оставшиеся 40% делят между собой европейские, американские и российские производители, предлагающие потолочные системы по ценам выше китайских, но и значительно превосходящие их по качеству. Лидером среди них является компания «Armstrong», контролирующая около 3/4 не заполненного китайским товаром российского рынка ППС. Соответственно 1/4 составляют OWA и AMF – европейские торговые марки. Однако, доминируя в сегменте «эконом-лайн» и активно выходящие на уровень средних цен класса «стандарт», Китай абсолютно не конкурентоспособен в специализированном секторе «дизайнерских» потолков. На рынке высокоценовой продукции 70% продаж приходится на долю компании «Armstrong» (по материалам «Высокие отношения в семействе подвесных потолков», http://www.proektstroy.ru/publications/write_print.php?tag=13757).
Ниже приведены основные производители, поставляющие на российский рынок продукцию, соответствующую ГОСТу России и европейским стандартам качества (Таблица 1).
Таблица 1. Основные производители ППС, представленные на российском рынке.*
Сегментирование рынка подвесных потолков происходит не только по ценовому фактору. Отдельная категория, по которой ведется разбивка на рыночные сектора - это материал изготовления. В настоящее время подвесные потолочные системы производятся из металла, дерева, гипсокартона, минерального волокна. Для изготовления элементов «дизайнерских» потолков используется ряд более дорогих материалов. Производство всех компонентов подвесной системы обычно осуществляется одним заводом-изготовителем.
В число основных игроков российского рынка ППС входят:
- Armstrong – предлагает широкий ассортимент потолков из различных материалов: твердое и мягкое минеральное волокно на основе стекловолокна, металлические плиты, потолки из ДСП и т. д.;
- OWA – твердое минеральное волокно;
- AMF - твердое минеральное волокно;
- Ottawa Fibre – потолки из стекловолокна;
- Ecophon – стекловолокно;
- SiBu – пластиковые панели;
- Escayolas de Lodosa – гипсовые панели;
- Albes – реечные и ячеистые потолки из алюминиевого профиля;
- Люмсвет – реечные и ячеистые потолки из алюминиевого профиля.
К лидирующей группе участников рынка можно также отнести не указанных в приведенной выше таблице (Таблица 1) китайских производителей FESA и TBO, выпускающих продукцию из твердого минерального волокна (по материалам «Подвесные потолки: функционально и удобно!», http://glavbaza.ru/1212670477.phtml).
Определяя место отечественного производителя, следует отметить, что наиболее успешно российские компании действуют в сегменте потолков из металла. На изготовлении конструкций этого типа специализируются «Люмсвет» и «Albes»: «Люмсвет» занимает около 60% рынка подвесных систем данного сектора.
Однако, в ближайшее время у этих интенсивно развивающихся компаний могут возникнуть серьезные проблемы со спросом на их продукцию: по оценкам экспертов, самым перспективным сегментом рынка ППС на сегодняшний день становится такой вид товара, как потолки из минераловолокна. Западные производители уверенно работают с этим материалом уже в течение длительного срока, ни одна из российских компаний подобной технологии не имеет (по материалам «Подвесные потолочные системы: новый вектор потребительского предпочтения», http://www.expert74.com/nomer.php?art=285).
По результатам исследования, проведенного по заказу компании Armstrong, основными критериями при выборе подвесного потолка для российского потребителя являются:
- цена;
- широта ассортимента;
- функциональные особенности (в меньшей мере – дизайнерское исполнение).
Также в результате исследования были выявлены самые узнаваемые марки ППС. Наиболее известными оказались Armstrong, «OWA», «AMF». Особенностью российских и китайских производителей стало выделение их лишь по стране-изготовителю без указания конкретной марки (по материалам «Подвесные потолочные системы: предпочтения потребителя», http://subscribe.ru/archive/build.nusural/200711/21140411.html ).
На основании обзора можно сделать следующие выводы:
o В настоящее время российский рынок подвесных потолков является динамично развивающимся.
o Сейчас на рынке присутствуют как иностранные, так и российские производители. Абсолютного лидера, имевшего бы крупнейшую долю общего рынка, не существует из-за относительно узкой специализации компаний: каждый изготовитель представляет, как правило, не более двух видов продукции. К тому же, обилие дешевого китайского продукта дезориентирует потребителя и не позволяет компаниям, предлагающим оригинальный качественный товар, использовать стандартные схемы конкурентной борьбы.
o Российский рынок ППС составляют три независимых сегмента. Это ценовые категории «эконом-лайн», «стандарт» и «дизайн» (соответственно – низкая, средняя и высокая).
, o, «Эконом-лайн» - на данный момент наиболее развитый сектор. Китайская продукция занимает в нем доминирующее положение.
o В классе «стандарт», в сторону которого постепенно смещается акцент потребительского предпочтения, китайские позиции довольно слабы. Однако, наблюдается тенденция к повышению качества китайских потолочных систем, что должно обеспечить китайскому производителю выход и в этот сегмент. Пока он полностью контролируется западными и российскими компаниями.
o Развитие сектора потолочных систем «дизайн-класса» на российском рынке практически не наблюдается по причине высоких цен и низкой информированности потребительской среды.
o На российском рынке представлены потолки из различных материалов. Отечественные компании наиболее успешны в сфере металлических конструкций. Однако самой перспективной отраслью в настоящее время считается производство потолков из минерального волокна, предполагающее использование технологий, которыми российские компании не обладают.
o Российская потребительская среда при выборе подвесных потолочных систем ориентируется пока исключительно на цену. Однако, начало развития среднеценового сегмента рынка позволяет , говорить о том, что потребительские предпочтения меняются в сторону рассмотрения качества как высшего приоритета при выборе продукта.
o Несмотря на устойчивые позиции и успешное развитие в отдельных сферах, российские производители (как впрочем и китайские) не имеют узнаваемости у потребителя в отличие от крупных зарубежных конкурентов.