Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ХОРВАТИЯ"

Год основания: 1993
Руководитель: Надежда Барановски
Штатных сотрудников: 7 человек
Технические ресурсы: Многоканальная...
Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка корпусной мебели

Обзор российского рынка корпусной мебели

Долгое время производство корпусной мебели в России было развито гораздо слабее по сравнению с мягкой. Можно выделить основную причину: фабрики мягкой мебели, как правило, образовывались как малый бизнес, во главе которых стояли частные предприниматели, гибко реагирующие на рынок, быстро перенимающие новые технологии и предлагающие актуальный ассортимент, но эти производства оставались неконкурентоспособными из-за неэффективного менеджмента. В 90-е годы ведущие позиции в России захватили иностранцы: прежде всего шведский гигант ИКЕА и многочисленные производители из стран ближнего зарубежья, особенно Польши и Белоруссии.
В последнее время мебельный рынок РФ растет на 15-20% ежегодно, хотя прогнозируется и снижение темпов роста до 7-8% в ближней перспективе. По оценке «Экспресс-Обзор», по итогам 2007 года реальное потребление мебели превысило аналогичный показатель, рассчитанный на основе официальных данных, в 1,55 раза. Согласно официальной статистике, объем производства растет с увеличивающимися темпами. Темпы увеличения объема рынка мебели, рассчитанные на основании данных официальной статистики, превысили аналогичный показатель, учитывающий теневой сегмент, почти в 1,5 раза по итогам 2007 года. Объем рынка увеличивался практически только за счет мебели, продаваемой официально. 86,7% роста российского рынка мебели произошло за счет увеличения легальных продаж. Одной из причин высоких темпов роста официального объема производства можно считать увеличение числа компаний, подающих данные в ФСГС (по материалам статьи «Полный комплект» http://www.nashamebel.ru/?n=73&mod=5&rub=16).
В 2007г. по экспертным оценкам, объем рынка мебели составил 4,5-5 млрд. долл. По данным отраслевых площадок, объем мебельного рынка, за 2007г., увеличился на 34%, а производство выросло на 23%. При этом согласно новейшему исследованию «Мебельного союза», лидерами роста продаж в 2007г. по-прежнему остаются кухонная мебель (рост – 20%) и мягкая мебель (24%). Темпы роста на рынке офисной мебели ежегодно незначительно повышаются. Так, в 2007 году темпы роста рынка офисной мебели составили 13-14%. Рынку мебели для дома, как и рынку мебели в целом, характерен невысокий уровень концентрации производства: 10 крупнейших игроков производят всего 26,3% российской мебели. По итогам 2007 года доля мебели для дома составила чуть более 80% рынка мебели и в ближайшие два года она продолжит расти.
Объем экспортируемой продукции, на протяжении последних лет имеет тенденцию к росту, так экспорт мебели из России в 2007 г. увеличился на 27,7%., и составил 9,49 млрд. руб. (371,3 млн. дол.) в фактических ценах. Как показывают средние цены экспортируемой мебели, российские производители предпочитают экспортировать в страны СНГ более дорогую мебель, чем в страны дальнего зарубежья. Однако, в сравнении с объемом импорта, темпы роста не столь впечатляющи.
На российском мебельном рынке ожидается новая волна конкуренции с более качественным европейским импортом. Отечественным мебельщикам нужно работать над ассортиментом и продвижением своего продукта. В 2007 году самым существенным образом увеличился ввоз мебели из-за рубежа, в первую очередь, из стран дальнего зарубежья. Рост импорта из стран дальнего зарубежья составил 60%. Объем импорта мебели в 2007 году вырос в рублях на 45,3% в таможенных ценах. В натуральном выражении объем импорта вырос на меньшую величину, чем в стоимостном - на 26%. То есть в 2007 году стало ввозиться больше дорогой мебели, чем в 2006-м. Это говорит о том, что меры по изменению ввозных пошлин, принятые для защиты отечественных производителей от конкуренции в одном сегменте с иностранными компаниями, приносят результаты. Также иностранным производителям становится более выгодно реализовывать дорогую мебель в России, в связи с укреплением рубля по отношению к доллару.
Основными тенденциями современного рынка корпусной мебели специалисты признают следующие:
• нет ажиотажа, наблюдавшегося в 90-х и в начале нового века, когда дефицит в основных сегментах мебели - для дома и офисной - стимулировал предложение, шло быстрое развитие отечественного производства и активный приход на рынок новых игроков, в том числе зарубежных;
• активное развитие российских производителей и собственных дизайнерских решений;
• основная угроза рынка - недобросовестная конкуренция со стороны "серых" производителей;
• основные перспективы рынка: несмотря на значительные проблемы с контрафактом, некоторое замедление темпов развития, связанное с насыщением рынка и приходом новым игроков, в сегменте мебели для дома эксперты видят большой потенциал для развития (по материалам статьи «Полный комплект» http://www.nashamebel.ru/?n=73&mod=5&rub=16).

По данным Минпромэнерго, в мебельной промышленности России действует 5770 предприятий, в том числе 521 крупных и средних, на которых работает более 150 тыс. человек. Крупные и средние предприятия выпускают основной (80%) объем продукции.
Основное производство мебели сосредоточено в Центральном ФО - 44,7%, в том числе в Москве и Московской области - 29,3% от общего объема выпуска. Значительная часть мебели производится также в Приволжском (20%) и Южном (10,9%) федеральных округах. Суммарная доля этих трех округов составляет 75,6% общероссийского выпуска.

Диаграмма 1. Доли федеральных округов РФ в производстве мебели за период 2005-2008 гг. *

* (по материалам статьи «Полный комплект» http://www.nashamebel.ru/?n=73&mod=5&rub=16).

Стоит отметить, что рост сегментов мебели для спальни, гостиной, детских комнат и кухни, происходит за счет снижения доли сегмента мягкой мебели. Так по оценкам экспертов в 2008г. объем сегмента мягкой мебели уменьшится, а темпы роста мебели для дома снизятся до 16%. Наибольшие темпы роста будет демонстрировать сегмент мебели для детских комнат. По сводным данным официальных исследований рынок корпусной мебели в процентном соотношении составляет около 35% от общего числа, что значительно больше мягкой 25% и кухонной 15%. За последние 5-7 лет особой популярностью в сегменте корпусной мебели, стали пользоваться шкафы-купе.
В дорогом сегменте корпусной мебели в основном действуют компании из Италии, Испании и Германии, в среднем и массовом - производители из Польши, стран СНГ и российские компании. При этом последние активно наращивают свое присутствие: сегодня им принадлежит уже более половины рынка мебели. Самые крупные - "Шатура", "Сходня-мебель", "Миасс-мебель", "Электрогорск-мебель", "Столплит", "Катюша", "Мебель Черноземья", "Ангстрем", "Севзапмебель", "Лотус", "Лазурит", их доля в данном сегменте около 70%.

Диаграмма 2. Доля участия российских производителей на рынке корпусной мебели*

* по материалам статьи «Анализ основных тенденций на мировом и российском мебельных рынках» http://www.logistics.ru/9/2/i20_1051.htm)

Лидер рынка корпусной мебели "Шатура" работает в нижнем и среднем сегментах рынка корпусной мебели и растет на 10% в год.
Динамика развития компании "Столплит" составляет 15-20% в год, и работает в дешевом сегменте рынка. "Катюша растет в производстве на 35% в год, работая в среднем и средне-верхнем сегментах рынка. "Сходня мебель" растет на 20-25% в год, работает в верхнесреднем сегменте рынка. Динамика компании "Лотус" около 30% в год, работает в среднем сегменте рынка. "Миасс Мебель" работает в среднем и верхне-среднем сегментах рынка. (По материалам «Анализ основных тенденций на мировом и российском мебельных рынках» http://www.logistics.ru/9/2/i20_1051.htm).
Корпусная мебель - сегмент, с которым связаны основные надежды российской мебельной промышленности. Наличие значительных лесных ресурсов привлекает к нашей стране внимание мировых игроков. Однако пока этот сегмент недостаточно развит, не смотря на то, что сегодня иностранные компании строят в России заводы по производству ДСП и МДФ. В будущем рядом эти мебельные фабрики, позволят нашей стране стать одним из крупнейших мировых производителей мебели.
Крупнейшие производители на мировом рынке мебели, как правило, выпускают продукцию среднего и высокого ценовых сегментов, вне зависимости от специализации. Данная тенденция отражает стремление лидеров использовать все существующие на рынке возможности роста, в силу обострившейся конкуренции. Эта тенденция проявляется в специализации компании на производстве продукции определенной категории, зависящих от производственных требований, каналов сбыта и запросов конечного потребителя:
- кухонная мебель (компании Nobia, Masko и пр.);
- корпусная и мягкая мебель (компании Steinhoff, Schieder, Nattuzzi и пр.);
- офисная и гостиничная мебель (компании Falcon, Voglauer, Alpenmoebel и пр.).
(По материалам «Анализ основных тенденций на мировом и российском мебельных рынках» http://www.logistics.ru/9/2/i20_1051.htm).

Растет ассортимент предложений как российских, так и зарубежных компаний с многообразием вариантов отделки и комплектующих. Особенно активно развивается рынок шкафов-купе, где-то и дело появляются новые производители. И если с точки зрения дизайна именно в этом сегменте рынка конкурировать проблематично, так как общий внешний вид данного вида мебели весьма традиционен, то начинка шкафа-купе – неплохое поле для конкуренции и предмет отдельного разговора.

Диаграмма 3. Доли отдельных видов мебели в структуре производства в 2005 г- 2008 гг.* (%)

* по материалам статьи «Подготовка к большому стилю» http://www.furniture.ru/ru/publical/analitica/detail.php?ID=7782

Наибольшие средние розничные цены существуют в Дальневосточном, Центральном и Уральском федеральных округах. Соседний рисунок демонстрирует разброс цен в субъектах Федерации Северо-Западного ФО, в котором средняя цена на шкаф для платья и белья в Ненецком АО в 2,1 раза, на диван-кровать - в 2,3 раза больше, чем в среднем по федеральному округу. В Санкт- Петербурге соответствующие средние цены в 1,3 (шкафы для одежды) и 1,2 (диван-кровати) меньше, чем в среднем по Северо-Западному ФО.
В цене изделий нижнего ценового уровня нельзя значительно увеличивать долю транспортных расходов, делающих реализацию такой продукции нерентабельной. Дальше всех в освоении более высоких ценовых уровней продвинулись производители мягкой мебели, но дальние поставки диванов среднего и даже средневысокого ценового уровня маловыгодны из-за их легковесности.
Производители же корпусной мебели, требующей более солидных капиталовложений, довольно долго отставали от европейских производителей по уровню качества своей продукции. Большинство до сих пор работает в нижнем и среднем ценовых секторах, малоэффективных для экспорта, но вполне востребованных на внутреннем рынке.
В последние годы ассортимент корпусной мебели коренным образом изменился. Стенки, доминировавшие на российском мебельном рынке, теряют свою популярность. Они остаются актуальными только для владельцев старого жилого фонда. Покупатели нового жилья со свободной планировкой могут предусмотреть оборудование больших встроенных шкафов или специальных гардеробных, обеспечивающих хранение всех предметов домашнего обихода (по материалам статьи «Корпусная мебель: технологии, материалы фурнитура» http://www.lam-dsp.ru/korpusnaja_mebel.php)
Обставляя себе большую комнату, люди с самого начала пытаются придумать, как должна выглядеть комната в целом. Из-за того, что большинство россиян занимается дизайном своих интерьеров самостоятельно, не прибегая к услугам специализированных агентств, большой популярностью пользуется модульная мебель, которая дает возможность покупателю проявить творчество. Второе новшество. Россияне отказываются от вычурной мебели с вензелями, полировкой. Молодые люди берут теперь модерн, что-нибудь с металлом и стеклом. Старшее поколение предпочитает спокойную, сдержанную классику. По данным отдела маркетинга МЦ "Идея", около 50% покупателей отдают предпочтение мебели в классическом стиле, треть предпочтений приходится на мебель в стиле модерн. На оставшиеся 20% приходятся смешанные стили. Для корпусной мебели в стиле "модерн" наиболее предпочтительны цвета венге, выбеленный дуб. Для "классики" самым популярным остается цвет "вишня". Все без исключения эксперты отметили увеличение требований потребителей, с одной стороны, к качеству продукта и, с другой стороны, к качеству услуги. По мнению респондентов с ростом предложения потребители стали более разборчивыми в материале, дизайне, стали предъявлять больше требований к качеству сборки, обслуживанию и исполнению обязательств по срокам поставки.
Выделяется также тенденция повышения активности покупателей по отстаиванию своих прав (по материалам статей «Подготовка к большому стилю» http://www.furniture.ru/ru/publical/analitica/detail.php?ID=7782 и «Рынок мебели для дома: текущее состояние и перспективы развития» http://www.informarket.ru/index.php?id_o=1040).

Выводы:
- В России отмечено активное развитие российских производителей собственных дизайнерских решений, в сравнении с 90 гг;
- Объем экспортируемой продукции, на протяжении последних лет имеет тенденцию к росту, но доля импорта больше и составляет и 60%;
- По итогам 2007 года доля мебели для дома составила чуть более 80% рынка мебели и в ближайшие два года она продолжит расти;
- Лидер рынка корпусной мебели является компания "Шатура", которая работает в нижнем и среднем сегментах рынка корпусной мебели и растет на 10% в год;
- Ассортимент корпусной мебели коренным образом изменился, связано это с тем, что покупатели стали предъявлять больше требований к качеству сборки, обслуживанию и исполнению обязательств по срокам поставки.

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности