Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "КАЗАНЬ"

Год основания: 2004
Руководитель: Гадуцевич Ольга Зигфридовна
Штатных сотрудников: 2 человека
Интервьюерская база: 10 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Статья о кризисе ММЦ Калуга
Исследование влияния финансового кризиса на потребительские привычки калужан.

   Финансовый кризис, разразившийся в мире в конце 2008 года, к сожалению, не обходит стороной и наш город. А эксперты, следящие за развитием кризисной ситуации, сходятся во мнении, что рано или поздно кризис так или иначе коснется практически всех простых граждан. А затронул ли кризис калужан уже сейчас? Заставил ли «затянуть пояса»? Отказались ли калужане от крупных покупок или от празднования всеми любимого нового года? А каким образом они пытаются экономить?
   По результатам исследования, проведенного ММЦ «Калуга-Москва», около 50% калужан уже почувствовали на себе влияние кризиса (рисунок 1). 42% жителей города кризис пока не затронул. Еще 7% утверждают: «Никакого кризиса нет!», а 1% населения Калуги пока не может дать точный ответ на этот вопрос.





   Эксперты отмечают, что «дно» кризиса еще не наступило, и жертв кризиса в последующие месяцы станет больше. А кто стал ими уже сейчас – какие демографические группы населения?
   По результатам исследования, женщины несколько больше ощущают на себе кризис, чем мужчины, при этом наибольший процент пострадавших от кризиса наблюдается среди жителей Калуги в возрасте 45 – 64 лет, а наименее подвержено его влиянию трудоспособное население 25 – 34 лет.
   Кризис в большей степени затронул калужан со средним общим и средним специальным образованием, в то время как получившие высшее образование граждане пока меньше пострадали от кризиса.
   Что касается уровня дохода, то здесь четко прослеживается основная тенденция – чем выше доход, тем менее доля тех, кто ощущает кризис. Больше всех его ощущают малообеспеченные слом населения.
   В меньшей степени кризис коснулся жителей, состоящих в браке – наличие нескольких работающих членов семьи позволяет иметь и несколько источников дохода. Молодежь, не связавшая себя узами брака, и еще во многом зависящая от финансов родителей, также не особо пока ощущает кризис. А вот люди одинокие, разведенные, или живущие вместе, но не зарегистрировавшие брак, гораздо чаще всех остальных признают влияние кризиса.
   По социальному статусу, весьма уязвимая для кризиса группа – частные предприниматели: в ходе опроса представители бизнеса чаще других жаловалась на негативное влияние кризиса. И конечно, значительную группу представляют те граждане, для которых кризис обернулся увольнением, в результате чего они пополнили ряды безработных. В то же время студенты и домохозяйки реже всех отмечали какое-либо влияние кризиса.
   Работающее население разделилось на две большие группы – работающие в государственном и в частном секторе. Представители последнего чаще жаловались на негативное влияние кризиса.
   Каким же образом калужане ощущают влияние мирового кризиса? По результатам исследования, из тех жителей Калуги, которые признали влияние кризиса, для 47% результатом уже на сегодняшний момент стало уменьшение заработной платы одного или нескольких членов семьи, а 38,5% калужских потребителей остро переживают повышение цен на продукты питания. Среди других негативных последствий, обрушившихся на калужан, можно отметить проблемы с погашением взятых кредитов, уменьшение количества заказов в частных фирмах, перебои в работе банка, в котором семья имеет вклады, психологическое давление со стороны СМИ, которое вылилось в страхи населения и неуверенность в завтрашнем дне, и другие последствия (рисунок 2).


   Результаты исследования свидетельствуют о том, что те или иные социальные группы калужан по-разному пострадали от кризиса: женщины чаще мужчин попадают под сокращение кадров и обращают внимание на рост цен, в то время как мужчинам чаще, чем женщинам, сокращают заработную плату.
   На сокращения жаловались в основном работники государственных предприятий 45 – 54 лет, на уменьшения заработных плат – чаще молодые сотрудники (до 34 лет) частных компаний. В государственном секторе, в отличие от частного, также отмечено сокращение рабочей недели.
   Характерно, что практически все пенсионеры сетуют на рост цен. Эту группу населения, безусловно, беспокоит и маленький размер пенсий, в чем тоже виноват, по мнению участников группы, текущий финансовый кризис.
   Интересен и следующий факт: малообеспеченные слои населения самыми острыми проявлениями кризиса считают рост цен, представители этих групп также подвергаются сокращениям и снижениям заработных плат, в то время как обеспеченные слои отмечали, что наиболее существенный удар кризиса для них – это уменьшение зарплат, возникшее вследствие падения числа заказов на фирме, в которой они работают, а также высказали свои волнения по поводу отсутствия стабильности и негативных ожиданий в будущем.

   Что же делать простым жителям? Как пережить кризис? Результаты опроса показывают, что большинство жителей Калуги не впадают в панику и продолжают вести свою обычную жизнь, однако большинство калужан все-таки стараются экономить (рисунок 3).


   Интересными оказались и меры по экономии денег, принимаемые в разных семьях. В целом среди горожан наиболее распространенным способом экономии стал переход на более дешевые продукты питания, а также отказ от приобретения товаров "не первой необходимости" (рисунок 4). Любопытно, что под последними подразумеваются самые различные способы экономии – от электроэнергии до бензина, а некоторые семьи даже ведут книги учета расходов продуктов, в которых тщательно отслеживают «нужные» и «ненужные» покупки, после чего делают выводы о том, от чего можно и отказаться.


   Опрос показал, что некоторая доля жителей Калуги, помимо заботы о собственном финансовом состоянии, еще и помогает детям справиться с ситуацией. Кроме этого, выяснилось, что празднование всеми любимого нового года почти никто не отменил. Эти факты свидетельствуют о том, что среди калужан преобладает оптимистичный настрой.
   Однако, как показал анализ данных, не все экономят одинаково. Так, мужчины, часто отказываются от крупных покупок и посещения предприятий общественного питания, а женщины, как основные покупатели, выбирают более дешевые продукты питания. Кроме этого, тенденция откладывания крупной покупки характерна для молодежи (18 – 24 лет) отказ от развлечений демонстрирует группа более старшего возраста (25 – 34 лет), «обдумывание» перед совершением покупок – для покупателей среднего возраста, а простая экономия – для пенсионеров и лиц старше 55 лет. При этом, малообеспеченные слои населения предпочитают просто откладывать деньги «на черный день».
   Интерес представляет и такой факт: покупка только самых нужных товаров и отказ от приобретения товаров "не первой необходимости" характерна больше для людей с высшим образованием, в то время как все остальные предпочитают делать проще –покупают более дешевые товары.
   Результаты опроса показали, что покупка только самых нужных товаров и отказ от приобретения товаров "не первой необходимости" характерна для студентов, домохозяек и пенсионеров; работающее население в большей степени предпочитает покупать продукты в тех же объемах, но по более низким ценам, индивидуальные предприниматели в основном отказываются от крупных покупок и развлекательных услуг.
   Четко видны различия в принимаемых мерах и среди работающего населения: сотрудники частных фирм отказываются от развлекательных услуг и переходят на более дешевые продукты питания, а работники государственных предприятий чаще других покупают только самые необходимые товары.
   Итак, несмотря на то, что каждого второго жителя нашего города кризис уже так или иначе задел, оптимизма мы не теряем, и это главное. Каждый находит свой способ спасения в этой ситуации, и каждый способ хорош по-своему. Надеемся, что благодаря прилагаемым усилиям, наши граждане все-таки обойдутся без серьезных финансовых потерь.



   ММЦ «Калуга-Москва»

   Февраль – март 2009 года.


 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности