Россия является одним из крупнейших производителей мёда в мире, обеспечивая около 4% от общемирового объема производства мёда (см. рисунок 1). В настоящее время Россия делит с Украиной и Индией 6-8-е место в списке ведущих мировых производителей мёда. В частности, по итогам 2004 года наша страна заняла восьмую строчку среди крупнейших производителей мёда в мире с объемом производства в 52 тыс. тонн (см. таблицу 1).
Рисунок 1.
Доли стран – ведущих производителей мёда от общемирового объема производства, % (по данным FAOSTAT)
За годы реформ в российской отрасли пчеловодства произошли не только количественные, но и принципиальные качественные сдвиги. Производство меда увеличилось на 10-20%, при этом число семей пчел сократилось на треть. Лидирующие позиции в производстве мёда занял частный сектор, все более теснящий общественный и государственный секторы. На рынок вышли десятки частных компаний, действующих в сфере оптовых закупок, переработки, фасовки и торговли медом; производства пчеловодного инвентаря, маток и пакетов пчел, препаратов для борьбы с болезнями пчел; терапевтических и косметических средств и другой продукции.
Таблица 1. Объемы производства мёда крупнейшими странами-производителями в 2000 – 2004 гг., т (по данным FAOSTAT)
Появление на российском рынке мёда значительного числа частных компаний стимулировало усиление конкуренции между производителями мёда. Во многом ситуацию усложнило увеличение объемов импорта дешевого мёда из стран «ближнего» и «дальнего» зарубежья. В результате для многих отечественных пчеловодов актуальной стала проблема сбыта произведенной продукции мёда. По мнению экспертов, развитие российской отрасли производства мёда в перспективе будущего во многом будет зависеть от того, насколько быстро и эффективно отечественные производители освоят науку выживания в современных рыночных условиях, в частности – эффективные методы продвижения и продаж собственной продукции.
Российские производители мёда находятся сегодня в сложных условиях, связанных с рядом факторов, среди которых, в частности, значительный объем импортных поставок мёда по демпинговым ценам (прежде всего, это поставки из Китая), недостаток поддержки, прежде всего финансовой, пчеловодов со стороны государства, непредсказуемость погодных условий, сохраняющаяся «непрозрачность» российского рынка мёда и другие факторы.
Проблема ввоза в Россию импортного мёда сомнительного качества во многом связана с введением ограничений на поставки подобной продукции странами Евросоюза и США. Так, США в конце 2001 г. подняли пошлину на мёд, ввозимый из Китая, до 181%, на мёд из Аргентины - до 61%, мотивируя данный шаг тем, что эти страны на протяжении длительного времени якобы проводили политику демпинга, поставляя мёд по искусственно заниженным ценам. Сходные шаги были предприняты странами Евросоюза. Эти обстоятельства побудили Китай и Аргентину искать альтернативные рынки сбыта мёда, одним из весьма привлекательных таких рынков явилась Россия (см. http://smi.kuban.info/article/15223/1014).
Китай на протяжении ряда лет занимает лидирующее положение по объемам производства и экспорт, а, , мёда. Сверхнизкие цены на китайский мёд наносят сильный удар по производителям всех стран, в которые начинает поставляться китайская продукция. В Европе и США более всего пострадали производители меда, ориентированные на работу с пр, омышленными предприятиями, использующими мёд для производства продуктов питания, продукция которых практически сразу стала неконкурентоспособной. Многочисленные общественные организации, объединяющие пчеловодов в Европе, Америке и Канаде не могли мириться с постепенным угасанием отрасл, и , , в своих странах, введя ограничения на поставки китайского мёда.
Эксперты Межрегиональной общественной организации пчеловодов по результатам проведенных исследований качества мёда китайского производства пришли к заключению, что этот мёд годен только для промышленной переработки, допускать его в розничную продажу нельзя, даже при соответствии всем параметрам российского ГОСТа (см. http://www.zdorus.ru/publicate/beehealth/67).
Российская отрасль пчеловодства сегодня развивается практически в отсутствие материальной государственной поддержки, хотя механизм такой поддержки действует во многих странах мира. В частности, после летней засухи и бесснежных морозов зимы 2002/2003 года на пасеках погибло 1 млн. 200 тыс. пчелосемей, восстановлением которых отечественные пчеловоды занимались самостоятельно, без какого-либо участия и помощи со стороны государства (см. http://www.rnsp.ru/index.php?file=honeymarketx).
Однако отрасль пчеловодства не является совсем лишенной внимания государства - отдельные структуры отрасли получают свою долю ассигнований и дотаций из федерального бюджета и помощь со стороны местных властей. Рынок меда, как и рынки других продовольственных товаров, защищен тарифными барьерами — импортными пошлинами. Действующие тарифы на натуральный мёд, молоко, молочные продукты и яйца составляют 15% (см. http://www.beekeeping.orc.ru/Arhiv/a2006/n406_6.htm ).
Российский медовый рынок во многом сохраняет признаки рынка «непрозрачного» и «неорганизованного». Отсутствуют маркетинговые исследования, социологические опросы и другие «замеры», которые могли бы прояснить ситуацию на этом рынке. По состоянию на 2004 год, российские пчеловоды продавали «перекупщикам» около 50% производимого меда. Профессиональный сектор, который теоретически мог бы составить конкуренцию посредникам, играет в российском пчеловодстве скромную роль (см. http://atlant.ru/opt/stati_2611.htm).
Совокупное влияние описанных выше факторов во многом обусловливает недостаточные темпы роста объемов производства мёда в России. По оценкам экспертов, отечественные производители потенциально могут производить порядка 1 млн. тонн мёда ежегодно, реальные же объемы производства на порядок меньше, составляя лишь около 90 тыс. тонн (по данным FAOSTAT, объемы производства мёда в России еще меньше). Таким образом, производство мёда, хотя и увеличилось за последние годы, но составляет меньше десятой доли возможного. Подавляющую часть российского мёда - 95% - производят частники и фермеры (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Доля частных производителей и фермерских хозяйств среди отечественных производителей мёда, %
Примечательно, что, несмотря на сложное положение отечественных производителей мёда, некоторые представители российской отрасли пчеловодства уже сумели выйти со своей продукцией на мировой рынок или заявляют о готовности к такому шагу. На российском рынке наметилась тенденция увеличения экспорта меда. Если на протяжении предыдущих десяти лет экспорт не превышал 150 тонн в год, то в январе-августе 2005 года только в США было поставлено 454 тонны мёда из России (см. http://www.beekeeping.orc.ru/Arhiv/a2006/n406_6.htm).
Российские производители мёда налаживают и расширяют контакты с зарубежными партнерами, вступают в международные организации, строят современные лаборатории и т.д. Это свидетельствует о том, что отрасль начинает подтягиваться к мировым стандартам и выходить на новый уровень международного торгово-экономического, технологического сотрудничества. Наблюдаемая тенденция, безусловно, позитивна для отечественной отрасли пчеловодства. Однако Россия по-прежнему уступает другим странам развитого пчеловодства по таким показателям, как доля экспорта мёда в объеме его национального производства (около 1%) и доля страны в мировом медовом экспорте (около 0,1%). В частности, у Аргентины эти показатели составляют 95 и 25% соответственно.
В качестве примера налаживания опыта экспорта мёда примечателен, в частности, опыт Молдовы. Эта страна является членом ВТО и до 2002 года экспортировала около 200 тонн производимого мёда, что составляло порядка 10% от общего объема внутреннего производства. Затем Молдова была лишена доступа на рынки США и ЕС из-за низкого качества мёда. Одно из главных требований, предъявляемых ЕС к молдавским поставщикам, — идентификация антибиотиков и других «загрязнителей». Эту проблему предполагается решать в рамках Программы ЕС по обеспечению безопасности продовольствия для Молдовы, которая, в частности, предусматривает предоставление 0,5 млн. евро на строительство лаборатории по сертификации меда. К настоящему моменту лаборатория, призванная стать «спасательным кругом» для молдавских пчеловодов, уже должна начать своё функционирование (см. http://www/moldova.org/print/eng/1/62286).
В настоящее время для российского рынка все более актуальной становится проблема фальсификации мёда. Пользуясь сложившейся ситуацией на рынке, многие поставщики мёда сегодня прибегают к фальсификации продукции с целью увеличения прибыли. Эти фальсификации могут носить различный характер, а также иметь различную меру выраженности. Наиболее выраженной формой фальсификации является мёд, изготовленный из сиропов. Другая распространенная форма – мёд, полученный в результате переработки пчёлами вместо естественного нектара сахарного сиропа (иногда с добавлением экстрактов лечебных трав и витаминов) – таким образом получается «экспрессный лекарственно-витаминный мёд».
Часто в целях снижения себестоимости к мёду подмешивают различные продукты: сахарный сироп (обыкновенный сахар), сахарин, свекловичную или крахмальную патоку, картофельную, кукурузную и другие каши, муку, мел и другие (см. http://bee-honey.narod.ru/falc.htm).
Наиболее мягкими формами фальсификации является использование известных брендов российского медового рынка применительно к продукции, не имеющей к этим брендам никакого отношения, а также подача обыкновенного мёда, собранного из разнотравья, как некоторого элитного вида мёда – липового, гречишного и других.
Как отмечают эксперты, в Центральной зоне России и в других регионах трудно получить мёд с одного растения. Так, например, настоящий липовый мёд можно собрать только на Дальнем Востоке, где липа составляет 30-50% лесного массива и является практически единственным медоносом. Чистый гречишный мёд получить также весьма затруднительно в связи с прекращением применения на полях гербицидов, уничтожавших сорняки. Теперь пчелы получили богатый выбор медоносов на гречишных полях: васильки, сурепка, осот – эти сорняки также являются прекрасными медоносами. В этой связи при обозначении вида мёда более правильно употреблять «липовый с разнотравьем», «гречишный с разнотравьем» и другие. Однако смешанное происхождение мёда, как правило, замалчивается.
Иллюстрацией фальсификации брендов служат, в частности, примеры брендов «Алтайский мёд», «Башкирский мёд», под которыми на российском рынке представлено значительное количество фальсифицированной продукции. Так,
на одной международной выставке-ярмарке в 17 торговых точках продавали «Башкирский мёд» - облепиховый, каштановый, акациевый, хотя некоторые из указанных растений вообще не произрастают на территории республики (см. http://atlant.ru/opt/stati_2611.htm).
Для поддержки отечественных производителей мёда и обеспечения качества производимой в России продукции создан и действует Российский Национальный Союз Пчеловодов, являющийся наиболее массовой и авторитетной пчеловодческой организацией в России. Союз был учрежден еще в 1891 году под названием «Русское общество пчеловодов» и сегодня является крупнейшим в России производителем мёда. В течение последних 10 лет Союзом Пчеловодов регулярно проводятся ярмарки мёда, позволяющие выявить самых авторитетных пчеловодов и самые любимые потребителями сорта мёда. Российский Национальный Союз Пчеловодов ведет активную международную деятельность и является действительным членом Апимондии (Всемирной ассоциации пчеловодов), Членом Европейской Ассоциации Пчеловодов «Апиславия» (см. http://www.rumela.ru/index.php?file=honeyguide2.html).
Важной чертой динамики современного российского медового рынка является изменение форматов продаж мёда. Например, в США преимущественная часть столового мёда реализуется через супермаркеты (еще в 1985 году эта доля составляла 74%). Сходная тенденция сегодня характерна и для России – мёд с ярмарочных и рыночных прилавков постепенно переходит в магазины, где конкурирует с другими видами сладкой продукции. Реализация мёда через крупные продовольственные сети предъявляет более высокие требования к его качеству, внешнему виду и другим характеристикам, нежели продажа на обычном рынке. Поэтому участники медовой индустрии вынуждены тратить все больше средств на проведение анализов меда, рекламу его как полезного, натурального и экологически чистого продукта и его продвижение к потребителю (см. http://atlant.ru/opt/stati_2611.htm).
В связи с тенденцией укрупнения форматов розничных продаж мёда для отечественных производителей повышается актуальность проблемы посредников. Опыт многих развитых стран показывает, что поставлять мёд в розничные торговые сети и другие центры розничных продаж в ряде случаев оказывается не под силу даже преуспевающим пчеловодам-профессионалам, не говоря уже о любителях. Например, в США профессионалы предпочитают сбывать свою продукцию компаниям-посредникам, которые занимаются также транспортировкой, хранением, купажированием, фасовкой, рекламой, поиском рынков сбыта меда и т.д. Соответственно и доходы фермера от продажи произведенной им продукции составляют в среднем лишь 20%, оставшиеся 80% получают посредники.
Иная ситуация во Франции, где продажей мёда занимаются многочисленные пчеловодческие кооперативы и ассоциации, а профессионалы самостоятельно сбывают мёд и продукты на его основе (нугу, кондитерские изделия, вина и т.д.) на различных ярмарках, имеют свои придорожные стенды и т.д.
По имеющимся оценкам, сегодня в России производители мёда продают перекупщикам около 50% производимого ими мёда. О кооперативах пчеловодов, занимающихся сбытом мёда, пока не слышно, пчеловодческие ассоциации пока играют на рынке довольно скромную роль. Наблюдаемые в настоящее время тенденции развития российского рынка мёда позволяют полагать, что формирование и расширение пчеловодческих ассоциаций и кооперативов имеет важное значение в контексте выживания отечественных производителей в условиях современной конкурентной среды, а также обеспечения российского потребителя (как и потребителей из других стран) качественной продукцией мёда по приемлемым ценам. Прежде всего поиск оптимальных путей сбыта продукции мёда актуален для самих отечественных производителей, для которых фактор посредников будет становиться все более значимым в перспективе будущего.
Помимо проблем поставок и сбыта мёда для России актуален вопрос о повышении культуры потребления этого продукта. Как продукт питания мёд обладает ярко выраженными лечебно-диетическими и профилактическими свойствами. Если бы россияне по достоинству ценили удивительные свойства мёда, многих проблем, связанных со здоровьем, удалось бы избежать. Например, в Японии в рамках реализации национальной оздоровительной программы школьникам от 7 до 14 лет ежедневно бесплатно выдается по ложке мёда. Разработка и финансирование оздоровительной программы на основе потребления мёда, информирование потребителей о его профилактических и лечебных свойствах представляется значимой задачей в контексте повышения здоровья, а также стимулирования потребления мёда россиянами.
В последнее время Российский рынок меда претерпевает принципиальные сдвиги. Между основными игроками рынка корректируются взаимоотношения и меняется расстановка сил.
Иностранные компании не проявляли сильного интереса к Российскому меду, по причине отсутствия приемлемых цен на данный вид продукции.
Экономическая стабилизация изменило положение рынка меда в России. Многие отечественные компании, производители меда, «выросли» из российского рынка и начали постепенно осваивать зарубежные. Так Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии с 2005 года поставляет мед в США по контракту на $10 млн.
По данным Управления таможенной статистики в 2007 году Россия экспортировала 420 тонн меда. В настоящее время доля России в мировом экспорте составляет 0,1%.
Современное состояние мировой экономики не дает возможности адекватно оценивать состояние рынка меда в России и объемно обрисовывать ситуация в направлении экспорта.
Эксперты отмечают сильное влияние экономического кризиса на рынок меда, который привел к его разбалансировке. Они предполагают, что полное восстановление рынка возможно только после полного выхода мировой экономики их кризиса.
Некоторые специалисты предполагают, что Россия в сложившейся экономической ситуации смогла бы извлечь для себя положительные выгоды. Это связано с тем, что в настоящее время на мировом рынке высвобождаются перспективные ниши, которые можно будет занять (см. http://www.yarmarka.net/marketplace/articles/honey.asp).
Основные выводы по итогам обзора:
Россия является одним из крупнейших производителей мёда в мире, обеспечивая около 4% от общемирового объема производства мёда. В настоящее время Россия делит с Украиной и Индией 6-8-е место в списке ведущих мировых производителей мёда.
На российском рынке лидирующие позиции в производстве мёда занимает частный сектор, доля частных производителей и фермерских хозяйств составляет 95% от общего объема производства мёда. Одной из наиболее актуальных проблем для отечественных производителей мёда в настоящее время является проблема сбыта произведенной продукции.
Российские производители мёда действуют в сложных условиях, что связано с рядом факторов: значительным объемом импортных поставок мёда по демпинговым ценам (прежде всего, это поставки из Китая), недостаточной поддержкой пчеловодов со стороны государства, сохраняющейся «непрозрачностью» российского рынка мёда и другими факторами. Совокупное влияние этих факторов во многом обусловливает недостаточные темпы роста объемов производства мёда в России. Потенциально отечественные производители способны производить порядка 1 млн. тонн мёда ежегодно, реальные же объемы производства составляют лишь около 90 тыс. тонн в год.
На российском рынке наметилась тенденция увеличения экспорта мёда. Если на протяжении предыдущих десяти лет экспорт не превышал 150 тонн в год, то в январе-августе 2005 года только в США было поставлено 454 тонны мёда. Однако Россия по-прежнему уступает другим странам развитого пчеловодства по доле экспорта мёда в объеме его национального производства (около 1%) и доле страны в мировом медовом экспорте (около 0,1%).
В настоящее время для российского рынка все более актуальной становится проблема фальсификации мёда. Наиболее распространенными формами фальсификации выступают подмешивание к мёду различных продуктов: сахарного сиропа (или обыкновенного сахара), сахарина, свекловичной или крахмальной патоки, а также использование известных брендов российского медового рынка применительно к продукции, не имеющей к этим брендам никакого отношения.
Важной чертой динамики российского медового рынка является изменение форматов продаж мёда - с ярмарочных и рыночных прилавков мёд постепенно переходит в магазины, где конкурирует с другими видами сладкой продукции.
Экономический кризис существенно повлиял на рынок меда, однако российские производители меда могут получить шанс занять высвобождающиеся ниши на мировом рынке меда.